Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»
рабочая программа

Пантелеева Светлана Юрьевна

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_zateyniki_panteleeva_s.yu_.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

         

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники»

Составила: воспитатель первой квалификационной

категории Пантелеева Светлана Юрьевна

         

Содержание

1.  Пояснительная записка        3  

2. Учебный план        6

3. Содержание учебного плана        7

4. Календарный учебный график        8

5. Методические материалы        11

6. Условия реализации программы        13

7. Список литературы        13

8. Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Затейники» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29.12.2012 на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России № 093242 от 18.11.2015 «О направлении информации»).

Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» и КуцаковойЛ.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Актуальность  

Программа «Затейники» предполагает изучение различных техник, умение проектировать объемные предметы, совмещать различные материалы, техники и приемы, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Необходимость разработки программы «Затейники» обусловлена, прежде всего, эффективностью протекания образовательного процесса в различных направлениях декоративно-прикладного искусства. В результате осуществляется целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить динамику развития и полученные результаты – продукты детской деятельности. Очень важно для детей участие в выставках. Оно дает возможность оценить свои работы в сравнении с другими, побуждает к творческому росту.  

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.  Направленность Программы – художественная.

Отличительной особенностью программы является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике: оригами, торцевание, обрывная аппликация, а также применять, в работе с бумагой дополнительные подручные, бросовые материалы.  

Адресат программы  

Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет, которым нравиться конструирование из бумаги. Набор в группу – свободный, основанный на желании детей овладеть широким набором техник работы с бумагой, в рисовании. Программа учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей. Она построена по принципу от простого к сложному.

Цель программы - развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.  

          

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;  
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с  - клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); - развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;  
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Объем и срок реализации программы: 1 год. 38 часов

Форма обучения: сочетание коллективных и групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с цель формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы (сувениры, открытки и т.д.) используются как подарки для родных и друзей.

Режим занятий: 38 недель. 1 раз в неделю по 20 минут, каждый четверг во вторую половину дня.

Планируемые результаты

К концу года обучения дети могут знать: 

  • название и назначение материалов – бумага, клей, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

Уметь: 

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике; – различным приемам работы с бумагой, пластилином; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, изменять цвет пластилина при помощи смешивания. - передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;  
  • владеть основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);  
  • работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

 

 

 

 

 

2. Учебный план

 

 

№  

 

Название раздела, тем 

Количество часов  

Форма аттестации/ контроля 

 

 

 

Всего

Теория

Практика

1.  

  Раздел 1. Основы бумагопластики

 

1.1  

Вводное занятие. Введение в программу. Тех. Безопасности при работе с ножницами.  

1

     1  

 

 

1.2  

История возникновения бумаги. Знакомство с основными видами бумаги, свойствами, применением.  

1

     1  

 

 

 

По итогам раздела  

 

 

 

опрос, викторина  

 2.  

 Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги и картона  

2.1  

Аппликация плоская, полу объёмная, объёмная. Просмотр работ в этой технике.

Приемы работы.  

9

      1

       8

 

2.2

 Творческая работа изготовление открыток.  

6  

 

6  

 

2.3  

По итогам раздела  

 

 

 

опрос, мини выставка  

 3.  

 Раздел 3. Пластилинография.  

3.1  

Знакомство с техникой пластилинография.  Выполнение творческих заданий.

6

      1  

5

 

 

 

По итогам раздела  

 

 

 

опрос, минивыставка,  

4

Раздел 4.Рисование

 

 

4.1  

Знакомство с различными техниками рисования. Рисование на определенную тематику

15

      3

12

 

 

По итогам раздела  

 

 

 

Викторина, мини выставка

5.  

 Раздел 5.  

 

 

5.1  

Выставки, конкурсы, праздники, подведение итогов.  

    5

 

5

Викторина, выставка, опрос

 

Итого

38

7

31

 

 

3. Содержание учебного плана 

Раздел 1. Основы бумагопластики (2 часа)

1.1 Вводное   занятие

Теоретическая работа

Инструктаж по технике безопасности, беседа об инструментах, материале используемых в образовательной деятельности. Правила поведения в творческом объединении.  

Практическая работа: отработка навыков работы, вырезание простейших деталей, геометрических фигур. Работа с карандашом в тетради.

1.2 Волшебные свойства бумаги  

Теоретическая работа: знакомство с основными видами бумаги, свойствами, применением. Знакомство рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания, резания, складывания.

Практическая работа: изготовление простейших поделок из бумаги. Выполнение композиции с помощью складывания гармошек.  Раздел 2. Плоскостные композиции из бумаги и картона (15 часов)

 2.1 Аппликация   

Теоретическая работа  

Изучение источников. Теоретические сведения. Понятие аппликации, история создания аппликации и её значение в современном мире. Виды аппликационных работ (предметная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная; симметричная, асимметричная; плоская, полу объёмная, объёмная). Демонстрация различных видов аппликации (выставка).  

Практическая работа: выполнение плоской и полу объёмной аппликации из обрывных кусочков бумаги, комочков. Изготовление поделки «Букет в вазе», «Стрекоза, бабочки, рыбки». Изготовление открыток к празднику «день матери», 23 февраля, 8 марта, день влюбленных и др. Раздел 3. Пластилинография (6 часов)  

 3.1 Знакомство с условными обозначениями  

Теоретическая работа Знакомство с техникой пластилинографии.  Выполнение творческих заданий. Практическая работа: изготовление поделок «Фрукты», «Зимующие птицы»,  «Осень, осень в гости просим» и др. 

Раздел 4. Рисование(15 час)  

4.1 Знакомство с разными техниками рисования. 

Теоретическая работа. Знакомство с техникой, методы и приёмы рисования красками, гуашью.

Практическая работа: рисование по теме, выставка рисунков.

Раздел 5. Выставки, конкурсы, праздники. (5 часов) 

5.1 Заключительное занятие 

Итоговая выставка работ, конкурсы мастерства и др.        

    Подведение итогов.  

Основной вид занятий – практический. Практическая работа носит характер выполнения творческих заданий. При этом почти каждое практическое занятие включает и теоретическую часть.

 Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера, непосредственно касающаяся темы занятия. Как правило, теоретический материал бывает небольшим по объему и дается перед началом практической работы.  

Деятельность на практических занятиях выстроена на принципе «от простого к сложному», от предметных изображений, выполненных с использованием одной художественной техники работы с бумагой до построения тематической композиции с обоснованным использованием различных художественных техник. Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

4. Календарной учебный график

 

п/п

месяц

число

Время  про- ведени заняти

Форма

 занятия

Кол-во часов

Тема  занятия

Форма  контроля

1.

Сентябрь

16.00

  Беседа  

1

Вводное занятие. Введение в программу.  

Тех. Безопасности при работе с ножницами.

Опрос

2.

 

16.00

Практичес- кое занятие

1

Конструирование из природного материала «Грибочки».

Опрос практ.работа.

3.

 

16.00

Практичес -кое занятие

1

Обследование детей  

 Рисование «Падают, падают листья». 

Опрос практ.работа

4.

 

16.00

Беседа,

 практичес -кое занятие

1

Рисование «Как краски друг  к другу в гости ходили».

Опрос практ.работа

5.

октябрь

16.00

Практичес кое занятие  

1

Конструирование из бумаги «Блокнот». 

Опрос практ.работа

6.

 

16.00

Практичес кое занятие  

 1

Рисование

 «Огурец и помидор». 

Опрос практ.работа.

7.

 

16.00

Практичес кое занятие  

 1

Пластилинография  «Фрукты».

«Осень, осень в гости просим» 

Опрос  практ.работа праздник

8.

 

16.00

Беседа, практичес кое

занятие      

1

Аппликация из природного материала «Стрекоза, бабочка, рыбка». 

Опрос практ.работа

9.

ноябрь

16.00

Практичес кое занятие  

 1

Рисование  

«Вот и вышел человечек». 

Опрос практ.работа

10.

 

16.00

Беседа, практичес кое занятие

1

Рисование тычком полусухой жёсткой кистью «Пушистый свитер». 

Опрос практ.работа.

11.

 

16.00

Практичес кое занятие  

 1

Рисование  

«Красивые сапожки». 

Опрос  практ.работа

12.

 

16.00

Беседа, практическое  занятие

1

Правила сгибания, резания, складывания, гофрирования.  

Основные термины.  

Выполнение творческих заданий. Конструирование из бумаги «Стол и стульчик». 

Опрос практ.работа

13.

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Аппликация из сжатой бумаги «Букет из цветов в вазе».

Праздник «День матери» 

Опрос практ.работа праздник

14.

декабрь

16.00

Практическое  

занятие      

1

Рисование «Белый снег кружится, на деревья тихо ложится». 

Опрос практ.работа.

15

 

16.00

Практическое занятие    

1

Рисование «Вырастала ёлочка в лесу на горе». 

Опрос  практ.работа

16

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование или аппликация из ватных дисков  

«Весёлые снеговики». 

Опрос практ.работа

17

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Аппликация

«Поздравительная открытка» Новый год. 

Опрос практ.работа праздник

18

январь

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Пластилинография «Зимующие птицы».

Опрос практ.работа.

19

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Лепка «Ёжик» (пластилин + природный материал). 

Опрос  практ.работа

20

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Аппликация из ваты «Пушистый зайчонок». 

Опрос практ.работа

21

февраль

16.00

Беседа,  

Практическое занятие

1

Аппликация  

«Весёлые цыплята». 

Опрос практ.работа

22

 

16.00

Беседа,

 практическое занятие

1

Конструирование из спичных коробков «Грузовичок». 

Опрос практ. работа.

23

 

16.00

Беседа,  

1

Аппликация

Опрос  

 

практическое занятие

 «Поздравительная открытка. Парусник». 23 февраля 

практ.работа Праздник 

24

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование

«Едем, едем мы домой на машине грузовой». 

Опрос практ.работа

25

март

16.00

 

Беседа, практическое

занятие

1

Аппликация «Подарок маме.  

Ветка мимозы». 8 марта 

Опрос практ.работа Праздник 

26

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование декоративное «Красивое платье кукле». 

Опрос практ.работа.

27

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Лепка рельефная декоративная «Цветы- сердечки» (солёное тесто или пластилин). 

Опрос  практ.работа

 

28

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Аппликация «Быстрокрылые самолёты». 

Опрос практ.работа

29

апрель

16.00

Беседа,  практичес-кое занятие

1

Аппликация-мозаика с элементами рисования  

«Тучи по небу бежали». 

Опрос практ.работа

30

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование  

«Весеннее настроение». 

Опрос практ.работа.

31

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование «Грачи прилетели». 

Опрос  практ.работа

32

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Конструирование из бумаги «Дома». 

Опрос практ.работа

33

май

16.00

Беседа,  практическое занятие

1

Аппликация объёмная  Открытка на 9 мая » 

Опрос практ.работа

34

 

16.00

Беседа,  практическое занятие

1

Лепка + природный материал  «Жуки» 

Опрос практ.работа

35

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Конструирование из бумаги «Транспорт в городе» 

Опрос практ.работа праздник

36

 

16.00

Беседа,  

практическое занятие

1

Рисование

 «Рыбки в аквариуме». 

Опрос практ.работа

37

 

16.00

Беседа,  

1

Лепка  

Прак.рабо-та

практическое занятие

«Блюдце»

38

 

16.00

итоговое  занятие

1

Выставка работ

 

 

Формы аттестации:

  1. Демонстрационные: проведение выставок работ воспитанников, составление альбома лучших работ.
  2. Педагогическая диагностика.
  3. Творческий отчет (использование поделок-сувениров в качестве подарков для воспитателей, дошкольников, родителей, ветеранов, учителей и т.д.)

Оценочные материалы:

Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки воспитанников.  При его проведении используются такая форма, как рассказывание или устный опрос для выявления начальных знаний, навыков, умений воспитанников.  

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

  • опрос по пройденному материалу;
  • самостоятельная работа;
  • выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. - анализ проделанной работы;  

  • участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов в конце года. Анализ продукта деятельности 

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» автор Комарова Т.С. (Приложение №

1).

5.Методические материалы. 

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

Методы и приёмы: 

Словесные: беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.  

Информативно – рецептивный: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.  

Практические; прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой.  

Предполагается дать основы теории живописи, научить различать жанры изобразительного искусства.  

Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.  

Используемые методы: 

-дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;  

-формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;  

  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;  
  • созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;  - созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.  

6. Условия реализации программы.

         Для успешной реализации программы нам необходимо следующее:

  • дидактические материалы (карточки схемы, рисунки, шаблоны и т.п.)  по бумагопластике;
  • инструкции по технике безопасности;
  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки, свечи; ватные палочки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые и бумажные салфетки; - стаканы для воды, непроливайки;
  • подставки под кисти; кисти разного размера и из разного материала - (щетина, белка, пони, капрон);
  • природный материал (шишки, засушенные листочки, жёлуди, плоды каштана, скорлупа орехов и т.д.); - мука, мелкая соль;
  • манная крупа, рис, гречка, речной песок;
  • бумага разной структуры, картон; - цветной пластилин;
  • бросовый материал: поролон, пенопласт, коробочки, спичные коробки, пластиковые флаконы и т.д.

 

7. Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях— Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.
  3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 368 с.
  5. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Куцакова. Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006.

Приложение  

ДИАГНОСТИКА

 

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» (автор Комарова Т.С.)

 

Анализ продукта деятельности.

Передача формы: форма передана точно – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; искажения значительные, форма не удалась – 1 балл. 

Строение предмета: части расположены верно – 3 балла; есть незначительные искажения - 2 балла; части предмета расположены неверно - 1 балл. Передача пропорций предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; пропорции предмета преданы неверно – 1 балл.

Композиция. а) расположение на листе: по всему листу – 3 балла; на полосе листа – 2 балла; не продумана, носит случайный характер – 1 балл. б) отношение по величине разных изображений: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла; есть незначительные искажения – 2 балла; низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл.

Передача движения: движение передано достаточно четко – 3 балла; движение передано неопределённо, неумело – 2 балла; изображение статическое – 1 балл.

Цвет. а) цветовое решение изображения: реальный цвет предметов – 3 балла; есть отступления от реальной окраски – 2 балла; цвет предметов передан неверно – 1 балл;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и   выразительности изображения: многоцветная гамма – 3 балла; преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл.

Уровень самостоятельности: 

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла; требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла; необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл. Творчество: 
  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла. - Шкала уровней: 

Низкий уровень 12-18 баллов 

Средний уровень  19-27 баллов

Высокий уровень    28-36 баллов

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...