статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."
статья

Аршанская Наталия Владимировна

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Ранний возраст – является значимой частью становления ребенка как личности. Именно в этом возрасте происходит самый быстрый и активный рост ребенка во всех направления, как в физическом и психическом, так и в социальном. Одним из важнейших факторов социального развития ребенка является речь, как одним из способов взаимоотношения с родителями и ближайшим окружением, так в последующем со сверстниками и воспитателями.

Появление признаков речи начинается приблизительно с трех месяцев. Малыш научился проявлять свои радостные эмоции улыбкой, активными движениями рук и ног, а так же подкрепляет их радостным звуковым подражанием – «гулением», «агуканьем». Этот этап развития является периодом активной подготовкой речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно ребенок учится понимать речь, сначала по интонации, затем уже и слова, обозначающие предметы.

Приблизительно к году у ребенка появляются первые несложные слова (папа, мама, баба и т.д.). В этот период активно развивается пассивный словарный запас малыша – это слова, которые ребенок понимает, но пока не может произнести в силу неразвитости еще речевого аппарата. Со временем дети начинают проговаривать их, и к двум годами словарь ребенка насчитывает около 200-300 слов.

На третьем году жизни у ребенка активно увеличивается словарный запас, как пассивный, так и активный. В этом возрасте он учится объяснять свои желания словами совместно с движениями, так как речь еще не всегда понятна, пытается строить первые фразы из 2-3 слов. К концу третьего года жизни у ребенка уже насчитывается около 800-1000 активных слов.[1]

Помимо речи в раннем возрасте интенсивно развивается сначала крупная моторика, а затем и мелкая. Под крупной моторикой подразумеваются общие движения руками, ногами и всем телом. То есть, когда малыш начинает активно двигать руками и ногами, затем хватать ладошкой игрушки, подтягиваться на руках, ползать, садится, ходить и лазить – все это относится к общим движениям, которые интенсивно развиваются у малыша до 1,5 лет.

Под мелкой моторикой понимается скоординированные действия, направленные на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног [3]. Например, нанизывание бус на иголку, рисование, застегивание пуговиц и другое. Приблизительно с момента, когда малыш начинает осознанно брать погремушку в руки, перекладывать ее из одной руки в другую, начинается и развитие мелкой моторики.

Многие педагоги говорят, что центр речи находится на кончиках пальцев. От части, это так и есть. Ученые доказали, что моторный центр располагается очень близко к центру отвечающему за речь, и стимулируя один центр, активизируется и рядом расположенные части мозга. Поэтому очень важно заниматься развитием речи и мелкой моторики с самого раннего возраста.

Так как мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, памятью и восприятием ребенка, то она важна не только для развития речи, но и для развития всех мыслительных процессов в целом. Таким образом, можно сказать, что развитие крупной и мелкой моторики очень важный этап развития малыша в целом.

В ходе выполнения различных упражнений на развитие мелкой моторики рук (будь то пальчиковые игры, лепка, рисование, аппликация, игрушки направленные на развитие мелкой моторики) происходит следующее:

- возбуждение в речевых зонах головного мозга, стимулирующие развитие речи

- создается благоприятный эмоциональный фон, развивается умение подражать, учатся слушать и понимать речь

- учится концертировать и распределять свое внимание

- так как малыш старается запомнить движения, тем самым развивается и память

- развивается воображение и фантазия, так как малыш в процессе создания аппликации, рисования, лепки может выбрать свой цвет, или составить аппликацию по своему выбору.

Доказав, что между развитием мелкой моторики и развитием речи мы можем сказать, что чем раньше начинать заниматься с ребенком, тем более развитым он будет в целом.

 Развитием мелкой моторики можно начать с традиционных пальчиковых игр и игр с мячиком-ежиком. С помощью этих игр у ребенка развивается и мелкая моторика и речь, как пассивная так и активная в более старшем возрасте, так как все игры сопровождаются небольшими стишками. Важно помнить, что как только малыш усвоил полностью все движения, надо либо менять пальчиковые игры, либо усложнять, так как эти умения переходят уже в навыки, и при этом не используется сенсомоторный центр головного мозга.

Помимо пальчиковых игр, уже существует множество игр направленных на развитие мелкой моторики, каких как шнуровки, бизи-борды, но детям очень быстро становится неинтересно, поэтому им нужно разнообразие. Разнообразия можно добиться, используя подручные средства имеющиеся дома, например: фасоль, выложить дорожку для собачки из фасоли, или переложить фасоль с помощью ложки или щипчиков из одной емкости в другую, или в миску с водой покидать камушки и малыш может ручками от туда доставать по одному камешку и складывать в кружку. Это может быть любая мелкая крупа, где задачей ребенка будет щепоткой перекладывать ее в другую емкость. Так же можно высыпать, к примеру манку на поднос и рисовать с малышом пальчиками, оставлять отпечатки ладошек. Важность в этих играх, постоянное общение с ребенком, хвалить, подкреплять действия малыша речью: «Маша достает ложкой фасолинку красную, а теперь достает белую. Маша кладет фасоль в кружку. Маша выкладывает из фасоли дорожку, сначала кладет одну фасолинку, к ней приставляет вторую, а теперь третью. Вот и получилась у маши дорожка. Кто пойдет по этой дорожке?». Таким образом, развивается и речь ребенка и мелкая моторика.

Так же для развития мелкой моторики подходят творческие виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация. Дети очень любят рисовать и лепить, главное правильно подобрать материал для малыша, чтобы ему было не слишком легко, но и не очень трудно, поддерживать интерес ребенка и был легко виден результат его деятельности. Например, сначала мы просто знакомимся с тестом. Ребенок берет в руки небольшой кусочек теста и начинает его мять в руках, а родитель задает вопросы: «Какое тесто? Мягкое? Гладкое? Липкое?», если ребенок еще не говорит, то родитель отвечает на эти вопросы сам: «Да, тесто мягкое» и т.д. затем учимся катать колбаску и шарик из теста, потом переходим к менее пластичным материалам глина, пластилин.

Таким образом, любое проводимое занятие с ребенком обязательно сопровождаем речью, объяснением, что и как делает малыш. Но и в быту не забываем проговаривать все действия ребенка. Со временем он уже сам будет проговаривать, что делает и как.

 Список литературы:

  1. Шокурова Н.Ю.; Рюмина Ю.А.; Травкина О.В.; Кокшарова О.А. «Развитие речи у детей раннего возраста» - Международный научный журнал «Молодой ученый» №46 (338)/2021 г. с. 331-333
  2. Филатова Е.В. «Развитие речи у детей 2-3 лет» URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/05/26/statya-razvitie-rechi-u-detey-2-3-let
  3. Рябкова И.В. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/13/statya-na-temu-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-rannego-vozrasta

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: Сформировать у детей основы  речевого развития с применением  пальчиковых игр....

"Влияние пальчиковых игр на развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мелкую моторику рук развивают:пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;народные игры с ладошками;игры с п...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....

Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....