«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Клышникова Тамара Николаевна

Цель: Сформировать у детей основы  речевого развития с применением  пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_palchikovyh_igr_u_detey_rannego_vozrasta.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» 
                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Цель: Сформировать у детей основы  речевого развития с применением  пальчиковых игр.

      Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Итак, задача взрослых – помочь малышу начать полноценно использовать  возможности движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности ребенка.  Кроме того, уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития ребенка.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. 

Задачи:

1. Тренировать мелкую моторику рук в играх и упражнениях, сочетать тренировки  с речевым сопровождением действий.

 Тренировку пальцев рук нужно начинать как можно раньше. Сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги, разминание и поглаживание . Это нужно проводить ежедневно.

Затем проводим активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Малышам можно дать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Хорошо развивает моторику занятия конструированием из кубиков, перекладывать из одной коробки в другую предметы (карандаши, камешки, крупные пуговицы, т.д.), игры с песком и водой. Позже задания усложняются: застёгиваем пуговицы, завязываем и развязываем узлы, прикрепляем прищепки, шнуруем, завинчиваем и развинчиваем крышки. Все эти действия  обязательно сопровождать речью, и стараться стимулировать речь детей вопросами, чтобы они сначала отвечали просто ДА или НЕТ, позже чтобы повторяли  название действия (кладу кубик, беру карандаш, застёгиваю пуговицу, т.д.  )  

2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.

У пальчиковых игр есть и другие преимущества. Они помогают развить чувство ритма, воображение, память, внимание, помогают удерживать его в течение определенного времени.  

Работу необходимо начинать с оформления картотеки пальчиковых игр для детей с 1,5 до 3 лет.  Начинать обучение с простых игр, где задействована просто кисть, это игры на расслабление и сжатие ладошек по очереди на каждой руке.       Например, игра «Замок».

На двери висит замок (попросить малыша сжимать ладонь в кулачек).

Кто его открыть бы мог? (кулачки поворачивать в разные стороны)

Повертели, покрутили, (тихонько стучать по кулачкам)

Постучали и открыли. (попросить ребенка разжать кулачки).

Затем игры  для ладошек и кулачков для двух рук одновременно.

Например, игра "Тук-тук"-

Тук, тук, тук (три удара кулачками друг об друга)

Да, да, да (три хлопка в ладоши)

Можно к вам? (три удара кулачками друг об друга)

Рад всегда ( три хлопка в ладоши).

 Дальше  знакомить с упражнениями, где ладошки или кулачки и разжатые пальчики участвуют одновременно.

Например, игра "Торт"-

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай -в гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую).

Самое сложное для малышей, это игры с каждым пальчиком отдельно.         Например, игра "Пальчики-грибочки"- поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

 этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик)-взял, и съел, потому и потолстел.

Или игра "Наша семья"

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя, а вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов "А вот и вся семья" второй рукой охватить весь кулачок.

Повторяя эти  упражнения  ежедневно,  дети  довольно легко будут справляться с заданиями.

Самым последним, наиболее сложным, этапом – это пальчиковые игры с несколькими действиями ладошек, кулачков и пальчиков со стихами. Начиная играть в такие игры, дети повторяют только отдельные слоги или слова, наиболее им понравившиеся. Но после длительной кропотливой работы, дети будут постепенно проговаривать и все четверостишья.

3. Повышать знания родителей  о роли  пальчиковых игр детей раннего возраста.

Достичь хороших результатов в работе над развитием речи малышей помогает тесная работа с родителями. Использование разнообразных форм работы дает хорошие результаты.

Что же  происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Подводя итоги моей работы, отмечу, что к концу года, речь  у большей  части детей в группе стала более активной. Они рассказывают стишки, могут сопровождать речью свои действия. Отвечают на вопросы предложениями из 3-4 слов .

Список литературы:

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2014 – 236 с.

2. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2012. - 7. – (С. 33-37.)

3. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2015. - 1. –( С. 60-64.)

4. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г.  Соколова // Дошкольное воспитание. – 2015. - 6. – (С. 34-36.)

5. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2014.-20с.

6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;

7. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;

8. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-palchikovyh-igr-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-ranego-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

"Влияние пальчиковых игр на развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Мелкую моторику рук развивают:пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;народные игры с ладошками;игры с п...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....

Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....