Экологизация РППС в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических условиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Самарукова, Н.Н. Кондратьев и др.), в монографии автора этой книги С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства». Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада.
Проблема экологического образования нового поколения является в настоящее время одной из актуальных и масштабных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый житель, должен заботиться и бережно относиться к нему, сохранять все его ценности и богатства.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Актуальность экологического воспитания: Экологическое образование должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической развевающей предметно пространственной среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.
Основные задачи, решаемые в процессе организации экологической работы с детьми:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, что исключит нанесение им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и потребность в деятельности, направленной на созидание природного окружения.
Решая задачу усложнения, совершенствования знаний дошкольников о мире природы, параллельно необходимо решать и задачу систематизации имеющейся у детей информации природоведческого содержания. Система экологических знаний включает:- представления о растениях и животных как уникальных, неповторимых живых существах, их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; - осознание того, что все живые существа на Планете связаны друг с другом сложной системой связей. Формирование системы знаний о природе у детей способствует не только расширению круга представлений ребенка о мире природы. Устанавливая связи и зависимости, в природе существующие, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать имеющуюся у них информацию. Именно исходя из этого , автор выделяет еще одну задачу интеллектуального развития детей средствами природу – развитие у них мыслительных процессов и операций.
Воспитатель –главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности, как:
Наблюдение;
Опытно-эксперементальная деятельность;
Исследования;
Трудовая деятельность;
Художественно-эстетическая практика;
Знакомство с природоведческой литературой;
Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.
Создавая экологическую развивающую предметно-пространственную среду на базе дошкольного образовательного учреждения , необходимо знать , что она должна создавать условия для :
-познавательно-речевое развитие ребенка
-формирование нравственных качеств
-оздоровление воспитанника
-формирование экологически грамотного поведения
-развивать эколого-эстетического поведения
-экологизация различных видов деятельности
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 п.6.11. не разрешает размещение в аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях ДОУ, только разрешается не цветущие растения. Нельзя размещать цветы в горшках на подоконниках в группе и спальне.
Оформление «живого уголка природы» в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы, нормы СанПин и методик ознакомления и работы с детьми, а также любви к природе и бережного отношения к ней.
Основные требования СанПина при оформлении экологического уголка в ДОУ:
-уголок природы должен быть ярким и красочным;
-стеллажи, полки обязательно закреплены;
-календарь природы в каждой возрастной группе;
-цветущие и ядовитые растения не допустимы, они должны быть безопасными для детей;
-цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
-оборудование для ухода за растениями( мини-лапаточка, мини-грабли для рыхления, губки, трябочки , пульверизатор, лейка)
- природный материал должен быть размещен в прозрачных контейнерах. ( желуди, скорлупа орешков, каштаны, шишки и многое другое.)
-оборудование для эксперементов и опытов ( ложки, мерные стаканчики, трубочки, пипетка, лупа, компас, губки , тарелочки, стаканы, фольга и мн.другое)
-центр «воды и песка»;
-«библиотека природы» ( календарь с временами года, различные иллюстрации животных, паспорт цветов, грибов, цветов, насекомых, книга с явлениями природы, книга опытов и эксперементов).
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми условиями, в которых находится дошкольник. По мнению многих исследователей эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать к организации условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные « ландшафты» нашего детства являются источником эмоционального и духовного развития личности. Ландшафт предлагается рассматривать как среду для всестороннего, комплексного развития. Базовыми основами оформления ландшафта, с позиций реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании, являются следующие принципы:
• принцип эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами природы родного края. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения, взаимодействия детей с миром природы;
• принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка. Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм её предметов и объектов;
• принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребёнка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды;
• принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного повеления в природе.
Таким образом в экологизации РППС в дошкольном учреждении наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыкальной деятельности, опытно-эксперементальной деятельности, изобразительной деятельности, игровой деятельности, т.е экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Если экологический уголок, является обогащенным , соответсвует требованиям формирования личности .Он разнообразный, доступный, эсетичный, сложный, высокий уровень содержательности.
Такая структура развивающей среды позволяет успешно осуществлять экологическое образование дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологизация деятельности дошкольников"
"Экологизация деятельности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263904-1370621571.jpg)
Экологизация развивающей предметной среды
Консультация для воспитателейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город КирсановТема: «Экологизация развивающей предметной среды»Одним ...
Статья на тему:" Экологизация развивающей предметной среды".
Cоздание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-472384-1409049411.jpg)
Экологизация предметно-развивающей среды в детском саду.
Презентация "Экологизация предметно-развивающей среды в детском саду" для любого дошкольного возраста. Данный материал используется педагогами дошкольных учреждений для создания необ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-493990-1414161299.jpg)
"Экологизация развивающей среды ДОУ"
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Изб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561265-1420875778.jpg)
Проект "Экологизация развивающей среды ДОУ"
Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории Киселева Т.В. МБДОУ «Детский сад № 24 «Весняночка»;Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный...