Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
методическая разработка (младшая группа)

Недошивина Ольга Евгеньевна

НетНерадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_melkoy_motoriki.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 138 г. Владивосток»

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Подготовила воспитатель:

Недошивина О.Е.

Г. Владивосток

2022 г.

«Истоки способностей и   дарования  детей – 

 на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити - ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

        Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.                                                                                        Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:                                 

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  4. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.                                                                 

        Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию в образовательной деятельности.                                                                

        М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это означает, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Следовательно, совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи.                        Для развития мелкой моторики нам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Обычно дети любят играть, манипулировать с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Если дать ребёнку обычные бельевые прищепки, то мы увидим, насколько богата его фантазия. А если прищепки окажутся ещё и разноцветными, сколько интересных поделок вы можете сделать вместе со своим малышом. Но для этого необходимо проявить немного творчества.                Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.         Для пальчиковых игр подойдут:                                          1. Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, самомассаж шариком Су-джок);

2. Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;                                                                        3. Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;                              4. Щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;                                                                                         

 5. Платочки;                                                                                                          6. Бигуди;                                                                                                                                         7. Счётные палочки;

8. Резиночки для волос.                                                        

        Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Игры с массажным мячиком

Разминка № 1

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

 Ножки, ножки, просыпайтесь.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

 

Разминка № 2

 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку

 

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,

 У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —
Жалко ежика до слез.

К Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями

 

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

 Александрова

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки

 

Наши ручки

Это ручка — правая.

 Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!                                                                                                                  Буду шарик я катать,                                                                                                 По ладошке прокачу                                                                                               И ее пощекочу.                                                                                                    Шар по кругу я катаю                                                                                                 И ладошку разминаю.                                                                                                  И по пальцам прокачу                                                                          Каждый я пощекочу.                                                                                        Вверх-вниз, вверх-вниз,                                                                                              Шар по пальчику катись.                                                                           Сильно шарик я сожму,                                                                                         Подержу и разожму.

Игры с крупными бигуди

Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез

«Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Поезд и самолет

Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»

Улетает самолет

В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!»

Э. Мошковская

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой.

 

Пароход плывет по речке

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

Ту-ту-ту-у-у-у-у!

А. Барто

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

— Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.

 

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Е. Янушко

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу

 

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.                                                Гладит мама-ежиха ежат:                                                        «Что за пригожие детки лежат!»

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Самомассаж зубной щёткой

Плывёт зубная щётка, Как по морю лодка, Как по речке пароход, По пальчикам она идёт! А. Дорогавцева        

Дети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем.

Игры с платочками.

Тесто

Месим, месим тесто!

Есть в печи место!                                                                                                        Будут, будут из печи

Булочки и калачи!

Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.

        Прятки

Пальчики играли в прятки, Ловко прятались в кроватке. Вот так, вот так, Ловко спрятались в кроватке. А. Савушкина                                                                Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Клювы

Клювов длиннее  Не видывал я,         Чем клювы у цапли И журавля! О. Крупенчук        Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Игры с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,  Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. О. Крупенчук                                                                                Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Литература

1.   Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.   Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3.   Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

4.   Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский       ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...

Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......

ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Задачи: ·       Формирование познавательной акти...

Педагогический проект « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Если начать развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством игр, с использованием нестандартного оборудования, то  процесс формирования речи будет более эффективен ....