Консультация для педагогов
проект (старшая группа)

Семенова Валентина Юрьевна

Специфика организации арт- проектов в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_organizatsii_art-proektov_v_dou.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Амзя (дошкольное отделение)
          городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Консультация

«Специфика организации арт- проектов в дошкольном возрасте»

Составила : Семенова В.Ю

Нефтекамск 2022г

   

Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.

   Актуальность его связана тем, что современные тенденции качественного переустройства  в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

     Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут  быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.

    В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.

    Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?

    Арт-проект - проект, связанный с искусством,  восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.

    Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует  вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному  явлению.

    Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.

    Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.

    Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же

этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.

     Приступая к работе над арт-проектом «Заюшкина избушка» мы определили цели и задачи.

Цель:   Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка,развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.

               

Задачи: 

- вызывать у детей познавательный интерес по теме;

                           

 - формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;

                           

- развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;

                           

- содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;

                           

- способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению, способствовать активному восприятию  средствами театрализованной деятельности;

                         

- способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;

                         

- формировать умение представлять литературные образы через восприятие  музыки;

                       

- формировать умение выражать  свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;

                       

- обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;

                     

- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;

                     

- заинтересовать родителей в реализации проекта.

     Перечислю формы  в которых реализовывался проект «Заюшкина избушка».

                      - занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление  дошкольников с произведениями С. Криницкий, Толкунова и др. к сказке   «Заюшкина избушка»;

                      - занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению  в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к произведению « Заюшкина избушка»,  работа над поиском колористического решения в передаче настроение рисунка и т. д.);

                                   - занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение произведения;

                     - просмотр анимационных фильмов;

                     - театрализованные игры-занятия;

                     - интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов и кино»;

                      - разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);

                      - проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);

                      - инсценировка  сказки «Заюшкина избушка».

         Методы, используемые в реализации данного арт-проекта: -выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;

                         - практические действия;

                         - наглядные средства.

     На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.

     На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной  литературе, театре.

     На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать  разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.

     На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.

     На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к произведению « Заюшкина избушка».

     Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.

      В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества:  музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.

     Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.

     Такие мероприятия активизируют интерес детей, наполняют их восприятие новыми красками.  

    Четвертый этап — разработка, развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились  и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.

    Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети ( сказка « Заюшкина избушка»). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.

    Арт-проект может рассматриваться как самостоятельный  проект. Проект непродолжительный. Арт-проект может  проводится с детьми всех возрастных групп на разном тематическом материале. Обращение к длительным проектам связано с тем, что в каждой возрастной группе возрастают возможности дошкольников, а так-же с тем, что специфика дошкольного возраста предусматривает повторение материала с новыми, более сложными задачами.

    Арт-проект «Заюшкина избушка» был реализован детьми средней к школе группы. Работа велась на протяжении 1 месяца.

    Тематика арт-проектов может быть различной, но базой является программа, по которой работает дошкольное учреждение.

       Что же даёт арт-проект всем его участникам?

Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.

Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.

Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....