Консультация для педагогов
проект (старшая группа)
Специфика организации арт- проектов в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Амзя (дошкольное отделение)
городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Консультация
«Специфика организации арт- проектов в дошкольном возрасте»
Составила : Семенова В.Ю
Нефтекамск 2022г
Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.
Актуальность его связана тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.
Ключевые позиции ФГОС — комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличении доли самостоятельной и совместной деятельности — могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность.
В настоящее время проектная деятельность является одним из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитие его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов творчества.
Что ещё представляет собой арт-проект и с чем связана такая высокая результативность подобных проектов в дошкольном образовании?
Арт-проект - проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействием с различными видами детского художественного творчества. Результативность именно этого вида проектов в художественном и общем развитии дошкольников объясняется близостью природы искусства и природы ребенка-дошкольника, его возрастных психических особенностей.
Как известно, ведущий в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Воздействие различных видов искусства в их взаимодействии, взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.
Арт-проект, безусловно, также явление культуры, которое развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной.
Под музыкальной драматургией понимается последовательность этапов раскрытия драматургического замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. В соответствии с этим можно выделить основные этапы арт-проекта.
Первый этап — вступление — это этап, на котором определяется тема проекта, его цели, задачи, а также формы и методы реализации. На этом же
этапе распределяются обязанности участников, определяются возможности их творческого взаимодействия, выявляются организационные моменты, к которым можно отнести создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, а так-же — вовлечение родителей в проектную деятельность.
Приступая к работе над арт-проектом «Заюшкина избушка» мы определили цели и задачи.
Цель: Приобщение детей к литературному, анимационному наследию, раскрытие различных сторон музыкального развития ребёнка,развитие гармоничного становления личности дошкольников, их духовной и эмоциональной восприимчивости.
Задачи:
- вызывать у детей познавательный интерес по теме;
- формирование социально-коммуникативных и речевых навыков, навыков сотрудничества;
- развитие творческих способностей в процессе знакомства с литературными и музыкальными произведениями;
- содействовать гармонизации отношений психологического благополучия между взрослыми и детьми;
- способствовать формированию интереса к книгам, к литературному произведению, способствовать активному восприятию средствами театрализованной деятельности;
- способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные и музыкальные произведения;
- формировать умение представлять литературные образы через восприятие музыки;
- формировать умение выражать свои впечатления после восприятия литературных, музыкальных произведений в различных видах творческой деятельности;
- обогащать и расширять словарный запас детей, углублять умение выразительно читать стихотворный текст, инсценировать его;
- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения;
- заинтересовать родителей в реализации проекта.
Перечислю формы в которых реализовывался проект «Заюшкина избушка».
- занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление дошкольников с произведениями С. Криницкий, Толкунова и др. к сказке «Заюшкина избушка»;
- занятие по изобразительной деятельности детей, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках литературно-музыкального образа (рассматривание иллюстраций к произведению « Заюшкина избушка», работа над поиском колористического решения в передаче настроение рисунка и т. д.);
- занятия по речевому развитию (чтение художественной литературы, беседы, обсуждение произведения;
- просмотр анимационных фильмов;
- театрализованные игры-занятия;
- интегрированные занятия «Мои любимые сказки», «Музыка из мультфильмов и кино»;
- разучивание ролей (индивидуально, по подгруппам, коллективно);
- проведение дидактических игр («Кого встретил колобок», «Угадай настроение музыки», «Три танца», «Узнай сказку»);
- инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Методы, используемые в реализации данного арт-проекта: -выразительное исполнение литературного и музыкальных произведений;
- практические действия;
- наглядные средства.
На этом же этапе были распределены обязанности участников, возможности их творческого взаимодействия.
На втором этапе, который можно назвать экспозицией проекта, проводились запланированные занятия с детьми, способствующие и нацеленные на восприятие детьми содержания проекта в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре.
На занятиях по музыке дети накапливали слуховые впечатления, упражнялись в умении слышать и различать разные эмоциональные состояния, передавать их движениями, жестами, мимикой. Использование дидактических игр делало эти занятия интересными и увлекательными.
На занятиях по развитию речи знакомились с литературным произведением, развивали четкую ясную дикцию, работали над артикуляцией.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомились с иллюстрациями различных художников к произведению « Заюшкина избушка».
Игровая деятельность содержала элементы театрализации: дети разыгрывали отдельные фрагменты по сюжету произведения.
В основе своей, занятия были однонаправленные, обучающие, которые являются основной для различных видов детского творчества: музыкально-двигательного, изобразительного, театрального.
Третий этап — завязка проекта — обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события.
Такие мероприятия активизируют интерес детей, наполняют их восприятие новыми красками.
Четвертый этап — разработка, развитие — активное переживание содержания проекта в творческой деятельности детей, отражение накопленных впечатлений, в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включились и родители, и педагоги дошкольного учреждения. Интересно и с увлечением готовились поделки, рисунки по теме проекта, атрибуты и костюмы к театральной постановке.
Пятый этап — развязка, итог — подразумевает проведение яркого, культурного события, главными участниками которого являются дети ( сказка « Заюшкина избушка»). Этот творческий итог одновременно является и кульминацией проекта, поскольку дети передают свои чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.
Арт-проект может рассматриваться как самостоятельный проект. Проект непродолжительный. Арт-проект может проводится с детьми всех возрастных групп на разном тематическом материале. Обращение к длительным проектам связано с тем, что в каждой возрастной группе возрастают возможности дошкольников, а так-же с тем, что специфика дошкольного возраста предусматривает повторение материала с новыми, более сложными задачами.
Арт-проект «Заюшкина избушка» был реализован детьми средней к школе группы. Работа велась на протяжении 1 месяца.
Тематика арт-проектов может быть различной, но базой является программа, по которой работает дошкольное учреждение.
Что же даёт арт-проект всем его участникам?
Воспитанникам: гармоническое всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.
Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком, дополнительную мотивацию к совместному посещению культурных учреждений, стимулирует творческую деятельность детей и родителей (создание общего «творческого продукта» на основе накопленных художественных впечатлений.
Педагогам: обеспечивает генерирование ярких художественно-творческих идей, повышение мастерства, активизацию творческих способностей всех участников проекта. Объединение педагогов общей творческой задачей благотворно влияет на общий психологический климат коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....