«Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»
методическая разработка

Даниленко Майя Александровна

«Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._vystuplenie_po_neyroigram.docx64.94 КБ
Файл 2._vystuplenie_po_neyroigram.docx64.15 КБ
Файл 19.04.2022_szhat.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

Хочется начать словами Ивана Петровича Павлова:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

                                                                   Иван Петрович Павлов (1 СЛАЙД)

Актуальность: В период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы.  Появляется ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может рисовать не только   карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). (2 СЛАЙД)

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.

Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования   мероприятия, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. ( 3 СЛАЙД )

Поэтому в своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям развивать координацию движений кистей и пальцев рук. На нейропсихологических играх построено развитие межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений рук и согласованность движений глаз. (4 СЛАЙД )

Игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, с воспитателем, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений. ( 5 СЛАЙД )

Чаще всего нейропсихологические игры рекомендованы детям пяти лет и старше, но….

 Обычно их авторами являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. Но часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр. ( 6 СЛАЙД )

 Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

 «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. ( 7 СЛАЙД ) МОЖНО ФОТО

https://ideas-4life.ru/wp-content/uploads/2021/06/1-7-768x558.jpg

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.

«Плечо-ухо», где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По хлопку ребенок меняет положения рук. (8 СЛАЙД )

«Кулак-Ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.

«Кулак-Ребро-Ладонь»- более сложный вариант этого упражнения. (9 СЛАЙД ) Два видео- до и после

«Пальчики вместе-пальцы врозь» (10 СЛАЙД ) ФОТО

Упражнение «Колечко» (11 СЛАЙД ) ФОТО
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:

На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.

Ладушки» ( 12 СЛАЙД ) ФОТО
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.

(13 СЛАЙД ) Каждое упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке.  Но начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать постепенно.

Достоинство этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.

Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.

Спасибо за внимание! (14 СЛАЙД )



Предварительный просмотр:

ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

Хочется начать словами Ивана Петровича Павлова:

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

                                                                   Иван Петрович Павлов (1 СЛАЙД)

Актуальность: В период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы.  Появляется ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может рисовать не только   карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). (2 СЛАЙД)

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.

Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования   мероприятия, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. ( 3 СЛАЙД )

Поэтому в своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) −  являются здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям развивать координацию движений кистей и пальцев рук. На нейропсихологических играх построено развитие межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений рук и согласованность движений глаз. (4 СЛАЙД )

Игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, с воспитателем, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений. ( 5 СЛАЙД )

Обычно авторами нейропсихологических игр являются практикующие нейропсихологи, которые придумали и подобрали материал, опираясь на свой опыт работы. Чаще всего эти игры рекомендованы детям пяти лет и старше,

 но часто в какой-то степени соавторами становятся сами дети, их фантазия и идеи вдохновляют на создание новых игр. ( 6 СЛАЙД )

 Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

 «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. ( 7 СЛАЙД ) МОЖНО ФОТО

https://ideas-4life.ru/wp-content/uploads/2021/06/1-7-768x558.jpg

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.

«Плечо-ухо», где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По хлопку ребенок меняет положения рук. ( 8 СЛАЙД )

«Кулак-Ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.

«Кулак-Ребро-Ладонь»- более сложный вариант этого упражнения. ( 9 СЛАЙД ) Два видео- до и после

«Пальчики вместе-пальцы врозь» ( 10 СЛАЙД ) ФОТО

Упражнение «Колечко» ( 11 СЛАЙД ) ФОТО
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:

На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.

Ладушки» ( 12 СЛАЙД ) ФОТО
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.

(13 СЛАЙД ) Каждое упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке.  Но начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать постепенно.

Достоинство этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.

Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.

Спасибо за внимание! (14 СЛАЙД )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений Подготовила: воспитатель Даниленко М.А. 19.04.2022 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36»Золотой петушок» Ярославского муниципального учреждения

Слайд 2

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

Слайд 4

Нейропсихологическая технология является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Слайд 5

Различают три вида подражательных реакций: повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений.

Слайд 6

«Ладушки »

Слайд 7

«Умные дорожки»

Слайд 8

«Плечо-ухо»

Слайд 9

«Пальчики вместе-пальцы врозь»

Слайд 10

Упражнение «Колечко»

Слайд 11

«Кулак-Ребро-Ладонь»

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. З...

Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук

Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук...

«Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»

laquo;Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушен...

Программа «Развитие внимания у старших дошкольников с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

 Развитие внимания у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточн...

Самомассаж пальцев и кистей рук с помощью камешков Марблс.

Шарики Марблс можно использовать для массажа ладоней и пальцев детей. Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат д...