Статья "Ум ребенка в пальчиках"
статья

Ганзя Мария Михайловна

В наш век технического прогресса, компьютерных технологий, разных видов гаджетов, современный дошкольник бесконтрольно смотрит телевизор, играет в компьютерные игры. При этом ребенок не использует в полной мере функциональные особенности работы мелкой моторики. Казалось бы, для гаджетов тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не требуют больших усилий пальцев рук, разнообразие движений, а самое главное у ребенка теряется интерес к окружающему миру, общение с взрослыми и сверстниками. Вследствие чего у него плохо развивается речь, он не может логически рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_um_rebenka_v_palchikah.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум ребенка – в пальчиках»

Автор:

Ганзя Мария Михайловна

        Аннотация: В наш век технического прогресса, компьютерных технологий, разных видов гаджетов, современный дошкольник бесконтрольно смотрит телевизор, играет в компьютерные игры. При этом ребенок не использует в полной мере функциональные особенности работы мелкой моторики. Казалось бы, для гаджетов тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не требуют больших усилий пальцев рук, разнообразие движений, а самое главное у ребенка теряется интерес к окружающему миру, общение с взрослыми и сверстниками. Вследствие чего у него плохо развивается речь, он не может логически рассуждать.

        Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, которые являются одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это создаёт условие для развития мелкой моторики.  

        В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания, подготовки к обучению в школе. От того насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

           Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, формирования полноценного восприятия окружающей действительности, является первой ступенью  чувственный опыта ребенка.

Доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток «связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками малыши познают мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9 лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее продуктивно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Что же это такое – мелкая моторика рук? «Мелкая моторика – согласованное движение пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть «пальчиков» говорит о том, что мелкая моторика еще не достаточно развита. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является продуктивная деятельность. Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для развития мелкой моторики.

Рисование карандашами, красками требует освоения определённых технических навыков. Надо правильно держать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает. Освоение всех этих технических навыков развивает движения руки, вырабатывает их большую координацию, ритмичность.

Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребёнка.

Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу и далее следить, чтоб ребёнок сохранял за столом правильную позу. В ходе занятия педагог следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно. Разумеется, не нужно ограничиваться одними словесными замечаниями. Ведь ребёнок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою.

Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя подбодрить.

         Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам педагог, затем по одному вызывает нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой.

Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются двигательные ощущения и мелкая моторика руки. Должно настораживать, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации руки при рисовании.

Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка. Занятия по лепке в детском саду начинаются с первой младшей группы. Работа детей с пластилином характеризуется, прежде всего, неотчётливой формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем над результатом своей работы.

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Все виды изобразительной деятельности направлены на формирование у детей определённых знаний, развитие умений, отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечнодвигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически и зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.

Различные виды изобразительной деятельности помогают развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Чтобы не было проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет  и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Список литературы:

  1. Бурба. И. Центр тактильного развития//дошкольное воспитание. №9., 2010.
  2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  3. Колдина Д.Н. рисование с детьми 3-4 лет. Конспект занятий. — М.: Мозайка - Синтез, 2010.
  4. Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить». — М.: « У- Фактория», 2004.
  5. Нугаева Р.Р. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум ребенка – в пальчиках

Игры и упражнения, способствующие развитию речи...

Ум ребенка – в пальчиках!

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стара...

Семинар для воспитателей "Ум ребенка в пальчиках"

Игры  и упражнения на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами, игры с прищепками, шнуровка и другие.Основной метод накопления информации – прикосновения.Если движение пальцев рук соответствуе...

Консультация "Ум ребенка в пальчиках"

Подборка  игр и упражнений  поможет  развитию  мелкой  моторики вашего  малыша, а значит и интеллектуальному его совершенствованию....

«Ум ребенка в пальчиках»

Консультация для родителей...

Ум ребенка – в пальчиках

Консультация для родителей. Мелкая моторика....

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...