Взаимодействие с педагогами
материал

Тухтарова Татьяна Сергеевна

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД ФЭМП На помощь фиксикам27.47 КБ
Файл Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства и применение воды». 23.18 КБ
PDF icon Презентация состав числа 8 1.32 МБ
PDF icon Приказ о назначении ответственных по учреждению на 2022-2023 учебный год86.42 КБ
PDF icon Приказ о назначении ответственных по реализации учебно-методического комплекса "Енотик" на 2022-2023 учебный год1.75 МБ
PDF icon Приказ о подготовке и проведении мероприятия в рамках городского методического объединения1 МБ
PDF icon Приказ о создании рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана28.45 КБ
Файл Консультация для воспитателей Использование дидактических упраднений математического содержания во время прогулок19.64 КБ
Файл Конспект НОД по математике Поиски клада25.45 КБ
Файл Конспект занятия Удивительный мир часов17.04 КБ
Файл Консект по рисованию Часы для детей16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений детей группы среднего дошкольного возраста «Землянички» (от 4 до 5 лет)

Тема: «На помощь Фиксикам».

Автор разработки: Тухтарова Татьяна Сергеевна.

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний по ФЭМП.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
  • Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
  • Совершенствовать представление о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Развивающие задачи: Развивать внимание, мышление, слух, игровую деятельность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Активизировать словарный запас словами: «Круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «утро», «день», «вечер», «ночь».

Демонстрационный материал: числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов), геометрические фигуры из плотного материала для игры «чудесный мешочек», геометрические фигуры для подвижной игры, для обозначения домиков (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Раздаточный материал: наборы кругов, квадратов, прямоугольников; геометрические фигуры для подвижной игры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Картинки с изображением стиральных машин, по 5 шт на каждого ребёнка, и картинки с изображением футболок для каждого ребенка по 5 шт, мяч, картинки с изображением героев мультфильма Фиксики.

Предварительная работа: работа в тетрадях по математике, рассматривание картинок «Части суток».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в группу (звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики»).

Дети стоят свободно, возле воспитателя. Педагог обращается к детям:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в сад пришло письмо от Фиксиков. Предлагаю вам послушать, что нам пишут. Готовы?

Дети: Да.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: «Дорогие наши ребята. Мы знаем, что вы очень способные дети. Все вы умеете и знаете. Мы, починили всю бытовую технику и нам нечем заняться и просим детей с нами поиграть, выполнить следующие задания.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Фиксикам, поиграем? Выполним задания?

Дети: Да.    

Детям предлагается выполнить ряд заданий.

(Воспитатель достает из конверта карточек с кругами).

  Воспитатель: Вот первое задание.  

Задание № 1. Игровое упражнение «Сделаем столько же».

Сосчитайте, сколько кругов и попрыгайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с тремя кругами, дети три раза прыгают).

Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (прыжков)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 3 прыжка. Потому что три круга.

Сосчитайте кругов и похлопайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с пятью кругами, дети хлопают пять раз).

Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (хлопков)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 5 раз. Потому что показали 5 кругов.

Сосчитайте кругов и приседайте столько же. (Воспитатель показывает карточку с четырьмя кругами, дети   выполняют приседание четыре раза).

 Воспитатель: «Сколько вы выполнили движений (приседаний)? Почему вы выполнили столько движений?

Дети: 4 раза. Потому что 4 круга.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Первое задание выполнили.

Задание № 2. Работа с раздаточным материалом. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, у Вас у каждого на столах приготовлены карточки, с изображение стиральных машин и футболок. Выложите на первый ряд 5 стиральных машин. На второй ряд 4 футболки. (Каждый ребенок самостоятельно выкладывает изображение).

Вопросы к детям:

Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве футболок и стиральных машин.

Дети: 5 стиральных машинок и 4 футболки.

Воспитатель: Мася нам дала задание постирать футболки в стиральной машине, при условии, что в каждую машинку мы должны положить по одной футболке.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: Сможем мы это сделать?

Дети: Да.

Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы машинок и футболок стало поровну?

Дети: К стиральной машинке добавить одну футболку.

Воспитатель: Проверьте себя, положите на каждую машинку футболку.

Воспитатель: Что вы теперь можете сказать о количестве машинок и футболок?

Дети: 5 стиральных машин и 5 футболок их поровну.

Задание № 3. А теперь Шпуля, нам предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Достаньте из мешочка по одному предмету и скажите, что вы достали (достают и называют геометрические фигуры). Посмотрите, у нас есть для каждой фигуры домики.

- Слушайте задание: пока звучит музыка, вы двигаетесь по группе под музыку из мультфильма Фиксики «Помогатор», как музыка останавливается, вы находите свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат- к квадрату и т. д. Затем дети обосновывают свой выбор. (Дети под музыку выполняют задание).

Дети: У меня кружок, и я подошёл к домику круга. У меня квадрат, и я подошёл к домику квадрату. У меня треугольник, и я подошёл к домику треугольник. У меня прямоугольник, и я подошёл к домику прямоугольнику.

Задание № 4. На магнитной доске с одной стороны Симка, на другой стороне картинки в полный рост Фиксиков (Папус, Мася, Симка и Нолик). (Дети подходят к мольберту).

У Фиксиков возник спор, кто из них выше ростом, поможем им?

Задание: выставить Фиксиков по росту. (Дети стоят у мольберта полукругом и выставляют фиксиков по росту).

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием, молодцы! Теперь последнее задание.

Задание № 5. Дидактическая игра с мячом «Когда это бывает».

(Дети стоят полукругом, возле воспитателя).

Предложить детям игру, кидая мяч, воспитатель спрашивает:

Воспитатель: - Какое время суток, когда вас мама приводит в сад?

Дети: Утро

Воспитатель: - В какое время суток в саду мы обедаем?

Дети: День

Воспитатель: - В какое время суток, вас мамы и папы забирают домой?

Дети: Вечер

Воспитатель: - В какое время суток, все люди спят?

Дети: Ночь

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №89 «Крепыш» 2 корпус (ул. Лермонтова 2/1)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете геометрические фигуры и хорошо справились со всеми заданиями. Вам понравилось играть с Фиксиками?

Дети: Да.

Воспитатель: Детки, скажите, что вам больше всего понравилось? А что было трудно? Вам понравилось занятие?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Возьмите смайлики и покажите своё настроение во время нашего занятия.

- Почему ты показал именно этот смайлик? (ответы детей)

Воспитатель: А за то, что мы помогли Фиксикам, они хотят подарить вам картинки фиксиков. Они всегда придут вам на помощь.

(В письме лежат фиксики для каждого ребёнка).

Воспитатель: Спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

Тухтарова Татьяна Сергеевна

МБДОУ №89 «Крепыш»

г. Сургут Тюменская область ХМАО-Югра

Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Тема: «Свойства и применение воды».

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи: изучить особенности воды, ее свойства и применение.

Образовательные задачи: 

- Ознакомление детей со свойствами воды: закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса).

- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.

- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи: развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы «Свойства воды», кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из натканного материала.

Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая, шапочки из натканного материала.

Предварительная работа: отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Доброе утро!

2. Эмоциональная настройка детей.

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

3. Постановка образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?

Дети: На земле больше воды.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить!-

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?

Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.

Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?

Дети: Речная

Воспитатель: А в роднике- Дети: родниковая

В море- Дети: морская,

В болоте- Дети: болотная.

Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?

Дети: пресная

Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.

Чтение рассказа:

Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?

Дети: Пить, купаться.

Воспитатель: А растениям нужна вода?

Дети: Да. Без воды они погибнут.

Игра «Скажи наоборот»

Из одного крана течет холодная вода, а из другого…. горячая.

В чайнике вода чистая, а в луже …. грязная.

Река глубокая, а а ручеек…. мелкий.

В ведре воды много, а в стакане…. мало.

В реке вода пресная, а в море …. соленая.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить со свойствами воды. А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. Для этого мы оденем шапочки и послушаем правила поведения в лаборатории.

Вспомним правила друзья!

В группе как ведем себя?

Говорим по-одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать!

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.

4. Опыты:

Опыт № 1: Вода – жидкость.

Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.

Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.

Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2

Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.

Опыт № 2: Вода не имеет формы.

Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?

Дети: круглый.

Воспитатель: Книга какая?

Дети: Квадратная

Воспитатель: Блюдце какое?

Дети: Круглое.

Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?

Дети: Форму стакана.

Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?

Дети: Форму шарика.

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?

Дети: Форму перчатки.

Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.

Воспитатель: Ребята, давайте не много отдохнем.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс, (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой – это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все как один, плывем, как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой и пошли домой. (Шагаем на месте.)

Опыт № 3: Вода – прозрачная.

Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: А в стакане с молоком?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.

Опыт № 4: Вода – бесцветная.

Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.

Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?

Дети: Бесцветная.

Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.

Опыт № 5: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду «волшебные капли» (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?

Дети: Да. Пахнет апельсином.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?

Дети: Нет. Вода не имеет запаха.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.

Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № 5. Есть у воды вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.

Дети: Вода стала сладкая.

Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?

Дети: Вода будет соленой, кислой.

Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами сегодня узнали? Давайте повторим.

5. Итог: Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.

Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная, не имеет своего вкуса и запаха.

Рефлексия:

Вопросы:

- С каким свойствами воды вы сегодня познакомились?

- Что вы нового сегодня узнали о воде?

- Что вам понравилось на занятии?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование дидактических упражнений математического содержания во время прогулок».

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.  

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь: «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».

Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактические упражнения.

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Для, того, чтобы организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические упражнения, для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

С их помощью можно решить следующие задачи:

- приобретение знаний о числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры, как: «Правильный счет», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Отгадай число», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры такие как: «Много - мало», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.

2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени).

Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью «Когда это бывает», «Когда это бывает?» (закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках, о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра),

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача воспитателя - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому «Кто где», «Что где находится?», «Цветные ладошки», развивают у детей положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, права, слева, внизу, вверху).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, воспитатель спрашивает: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Такие дидактические игры, как: «Подбери по форме», «Наряди Матрешку», «Составь узор из геометрических фигур по образцу» развивать умение детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Дидактические игры носят развивающий эффект, поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Рекомендуемые новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2.З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3.Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4.И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

Прогулки – большой источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, назови три предмета разной длины (ширины, высоты), где дом, сколько в нем этажей, какой формы листья березы (осины, тополя, рябины), показать что листья у растений есть широкие и узкие.

Воспитатель использует разнообразные методы и приемы включения математических знаний в различные жизненные ситуации (игровые упражнения, загадывание загадки, чтения стихотворения, вопросы, простые опыты и др.) Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Послушай и посчитай, сколько раз каркнула ворона? Сколько звуков услышал? Узнай сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки? Такие вопросы-задачки ценны: прежде всего тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, слышать, выделять простые математические связи, отношения.

        Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Например, как узнать какое дерево толще (тоньше)?

        Сколько шагов от скамейки до дерева? Давайте измерим. Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Воспитателю необходимо учить детей применять математические знания в различных конкретных ситуациях, создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить поставленную задачу. Например, поиграть в игру «Кто какого роста?», «Автомобили и гаражи». Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свою номер - фигуру, обозначенный определенной геометрической фигурой. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу вы должны поставить автомобили в гаражи с соответствующими фигурами и объяснить свой выбор».

Игровое упражнение «Определи правильно». Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч, который должен ответить на него. Например: «Что выше: детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина»?

Игровое упражнение «Идем по следам». Воспитатель раскладывает на земле листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага, 3 шага налево и т.д.). Под елочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.

Игровое упражнение «Не ошибись». Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

        Во время прогулки детям предлагается срезать несколько цветов для украшения группы и определить: каких цветов больше – белых или красных? Чего больше: красных цветов или всего цветов в букете? Решая подобную задачу, ребенок упражняется в счете, в количественном соотношении множества и его подмножества (целое всегда больше любой его части и наоборот) и вновь убеждается в значимости этих знаний.

        Играя с природным материалом (камешками, шишками, палочками и др.) дети учатся раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе).

        Представления о весе предметов (тяжелее – легче) дети могут получить путем взвешивания предмета на ладонях.

        Таким образом воспитатель на прогулках может не только учить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, но и одновременно давать математические знания.



Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по математике с использованием занимательных математических игр

«Поиски клада» в подготовительной группе.


Тема: «Поиски клада».

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний по ФЭМП.

В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы и приемы: игровая мотивация, приглашение в путешествие на поиски клада, демонстрация слайдов, решение логических задач, различные игры-задания, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.

Программное содержание:

Познавательная область развития:

- закрепить последовательности дней недели;

- закрепить последовательность чисел второго десятка;

- упражнять в составлении предметов из геометрических фигур по схеме («Танграм»);

- упражнять сравнивать а и пользоваться знаками < >;

- с помощью блоков Дьенеша закрепить представление о геометрических формах, умение их классифицировать по нескольким признакам (форма, цвет, размер, толщина);

- закрепить умение выполнять графический диктант;

- упражнять в ориентировке по карте местности.

Речевая область развития:

- активизировать словарь (остров, парусное судно, кладоискатели);

- развивать диалогическую речь (умение аргументировать свой ответ);

- закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже;

- развивать умение четко выполнять инструкции.

Социально-коммуникативная область развития:

- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь, навыки самооценки;

- воспитывать уважение к другим ребятам, через умение выслушать ответ товарища до конца;

- воспитывать у детей любознательность и целеустремленность;

- прививать устойчивый интерес к математическим знаниям;

- продолжать учить самостоятельно работать с раздаточным материалом;

- закреплять правила поведения на занятиях по математике.

Физическая область развития:

- используя здоровьесберегающие технологии (физминутка, пальчиковая гимнастика «Лодочка», способствовать сохранению правильной осанки у детей, укреплению мелкой моторики кисти руки;

- развивать логическое мышление, координацию движений.

Художественно-эстетическая область развития:

- воспитывать чувство прекрасного через прослушивание аудиозаписей «шум океана»,

- развитие творческих способностей через «вхождение» в воображаемую ситуацию.

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

- раздаточный для каждого ребенка: «Танграм» со схемой парусного судна, материал для дид. игры «Соедини по порядку», по 8 ракушек, заготовки для графического диктанта, простой карандаш, по одной карточке зеленого и красного цвета;

- интерактивные игры «Поставь заплатку»;

- демонстрационный материал: буквы, из которых составляется слово «дружба»;

- сундук, карта, бутылка с письмом, книги о дружбе, аудиозапись шума волн.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня здесь гостей! Давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга и пожелать «Доброго утра».

«Доброе утро и всем улыбнись.

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда –

Вы согласны? Ответьте мне «Да!»

- Недавно я перебирала старые вещи на бабушкином чердаке и нашла карту. Это необычная карта. На ней указан путь к острову, на котором спрятан клад. Предлагаю отправиться его искать. Как вы думаете, что там может быть?

Дети: (Золотые монеты, драгоценные камни, разные красивые изделия).

Надпись на карте: «За каждое выполненное задание откроется одна буква. И из этих букв вы составите слово, которое обозначает, то, что нужно каждому человеку».

Воспитатель: Скажите, а как называют людей, которые ищут клады?

Дети: Кладоискатели.

Воспитатель: Какими качествами должны обладать кладоискатели?

Дети: храбрыми, смелыми, ловкими, ничего не бояться, а главное внимательно слушать и запоминать.

Воспитатель: А в нашей группе такие ребята? Значит мы спокойно можем отправиться в путешествие на поиски клада.

Воспитатель: Что такое остров? 

Дети: (дети отвечают развернутым предложением)

Воспитатель: Чудо – остров в море есть,

Там сокровищ всех не перечесть.

Но найти тот остров нелегко,

Ведь находиться он очень далеко.

Вы задания выполняйте

И по букве получайте.

Что там спрятано - узнайте.

Воспитатель: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно приготовить запасы продуктов. Напомните, пожалуйста, какой сегодня день недели? Для того чтобы закупить продукты у нас уйдет один день. Какой день будет завтра? Значит в какой день недели мы отправимся? 

Дети: четверг.

Воспитатель: Мы будем плыть все 2 дня. В какие дни мы будем плыть? 

Дети: в пятницу и в субботу.

Воспитатель: Приплывем на остров в последний день недели. Какой это будет день? 

Дети: воскресенье.

Воспитатель: Ребята, каким транспортом мы доберемся, вы узнаете, когда выполните первое задание.

Прошу занять ваши места.

ЗАДАНИЕ №1. «Соедини числа по порядку».

Воспитатель: Что у вас получилось?

Воспитатель уточняет, что получилось парусное судно.

Открываю букву

Воспитатель: Теперь это парусное судно нам надо построить. Обратите внимание на схему и соберите точно такое же.

ЗАДАНИЕ №2. «Танграм»

Нашу лодку подгоняя,

Ветер парус раздувает.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

Открываю букву

Воспитатель подводит итог выполнения задания

Воспитатель: Молодцы, у всех получились парусные суда! Вот теперь мы сможем смело отправиться на поиски клада. Если мы закроем глаза, то даже услышим шум моря. (Звукозапись)

Но слышится шум бушующего моря.

Воспитатель: Это не обычное, а Математическое. Море разбушевалось и для того, чтобы оно успокоилось нам необходимо сравнить числа.

Воспитатель: Мы поиграем в игру «Молчанка». Я буду ставить знаки > <, а вы, поднимая зеленую или красную карточку вверх, будете давать ответ. Договорились?

Открываю букву

Воспитатель: Пока мы с Вами идем к нашей цели, предлагаю полюбоваться обитателями морских глубин. Внимательно следите за ними глазами.

Шум моря. Делаем вид, что плывем (сидим, покачиваясь).

Воспитатель: Когда наш корабль попал в шторм, его двигатель сломался. Необходимо его заменить. Но двигатель должен быть определенной формы и определенного цвета.

Игра с блоками Дьенеша на исключение.

Воспитатель: Паруса тоже были повреждены и надо им поставить заплатки.

ЗАДАНИЕ №3. Дид. игра «Заплатки»

Открываю букву

Воспитатель: Уважаемые кладоискатели, мы должны высадиться на ближайшем острове и пополнить запасы воды.

Физминутка:

Ровно встали, подтянулись, руки к солнцу потянулись.

Руки в стороны, вперед. Делай вправо поворот. Делай влево поворот

Приседаем и встаем, руками пол мы достаем.

И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Дети стой! Раз, два! Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Остров, на который мы прибыли, поразил нас своей красотой. Белый песчаный пляж, яркая зелень растительности. Но особенно поразили ракушки…Яркие, разных размеров.

Воспитатель: У вас на столах в корках есть ракушки. Выложите в линию ракушки перед собой.

Воспитатель: У меня в двух руках 8 ракушек. В левой руке 3 ракушки. Отгадайте сколько в правой руке ракушек? 

Дети: 5 (дети выкладывают ответы)

Воспитатель: Теперь у меня в левой руке 4 ракушки. Сколько осталось в правой? 

Дети: 4 (выкладывают ответ)

Открываю букву.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Возвращаемся на корабль.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму, и по морю поплыву (прижать две ладошки друг к другу, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, это лодочка моя (делать волнообразные движения руками)

Паруса подниму (поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву (волнообразные движения руками)

А по бурным волнам, плывут рыбки тут и там (полностью соединить две ладошки и снова волнообразные движения)

Воспитатель: Посмотрит, что я выловила. Это – морская почта.

Показываю бутылку.

Воспитатель: Здесь какой-то шифр.

Воспитатель: Графический диктант «Ключ». Если следовать маршруту на карте, то там нужно сделать 7 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 8 шагов вперед, повернуть налево и сделать 3 шага и вот волшебный сундук!

Воспитатель: Отчего же может быть этот ключ?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Открываю последнюю букву

Воспитатель: С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы.

Звучит фрагмент песни «Сюрприз».

Воспитатель: Ребята, ключ от сундука у нас есть. Но что же там находится? Нужно взглянуть на доску и из отгаданных? Букв выложить слово, которое обозначает то, без чего трудно каждому человеку

Воспитатель: Ребята пробуют догадаться, что за слово.

Открываем сундук, там книги о дружбе.

Воспитатель: Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы раскроете секреты дружбы, узнаете правила, которые помогают человеку дружить и находить много друзей, поддерживать дружбу.

Воспитатель: Вот мы и нашли клад, выполнив все задания.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.

Дети прощаются и уходят.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:

«Удивительный мир часов».

Цель: формирование представлений о часах, времени

Задачи: познакомить детей с часами и их видами, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

Ход занятия

Организационный момент. (Воспитатель на экране показывает фото грустной девочки и спрашивает у ребят почему девочка, может быть, расстроенной).

Ответы детей.

Воспитатель говорит, что девочка опоздала к ребятам в кино. А как вы думаете, что помогает людям ориентироваться во времени и не опаздывать? Послушайте загадку:

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

Ответы детей: Часы

Конечно, именно часы нам подскажут, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

-Давайте с вами подумаем, а что такое часы? (прибор, который показывает время).

Воспитатель: Ребята, а хотите, я вам расскажу историю происхождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.

(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)

- А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).

Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар).

(Показ слайда с изображением масляных часов).

Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

(Показ слайда с водяными часами).

Как вы думайте, удобны ли эти часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).

Воспитатель: не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).

Похоже, устроены и песочные часы.

(Показ слайда с изображением песочных часов).

Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.

Воспитатель: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).

Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.

(Показ слайда с изображением механических часов).

Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

Ответы детей: Часовщик.

Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.

Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настольных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).

Ответ детей: Рассказы детей о часах.

Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

Ответы детей: в телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.

Воспитатель: чем отличаются механические часы от электронных?

Ответы детей: у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

Воспитатель: да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.

Физкультминутка

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Дидактическая игра: «Учимся определять время».

Итоги занятия (рефлексия).



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию на тему:

«Часы для детей».

Цель: развитие творческого воображения у детей в процессе рисования наручных часов, с учетом гендерного подхода в воспитании.

Задачи:

1.        Расширять знания детей о различных видах часов, об их роли в нашей жизни.

2.        Создать условия для развития у детей фантазии и воображения в процессе рисования, используя гендерный подход.

3.        Закреплять у детей навыки работы различными изобразительными материалами.

4.         Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

Предварительная работа:

Беседа о часах и времени. Рассматривание наручных часов (цвет, форма циферблата, форма стрелок, ремешок). Виды наручных часов (мужские, женские, детские). Чтение стихов и отгадывание загадок о часах, о времени.

Материалы, инструменты, оборудование:

Гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, штампы, клей-карандаш, простой карандаш, стерка, подложки, цветные картинки для наклеивания, бумажные заготовки для корпуса часов разной формы, прямоугольники цветного картона для ремешков часов, стразы, проектор, экран, музыкальный центр, аудиозапись инструментальной музыки, методическая презентация «Наручные часы».

Ход деятельности:

1 часть: сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:

Они ходят, но стоят,

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять… (Часы)

- Правильно, это часы. (Обратить внимание на часы на стене)

- А для чего человеку нужны часы? (Ответы детей)

- Какие бывают часы? (Ответы детей)

Носят их не для красы-

Они показывают время

И называются …часы

- О каких часах идет речь? (О наручных)

- Давайте отправимся в небольшое путешествие в мир часов.

Просмотр презентации «Наручные часы».

- А вы бы хотели, чтобы у вас были свои наручные часы? (Ответы детей)

- Сегодня на занятии я предлагаю вам придумать и создать часы, о которых вы мечтаете.

- Но сначала давайте немного отдохнем.

Физкульминутка

(наклоны туловища вправо и влево)

Тик да так – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы-

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Все они идут, идут…

- Я приготовила для вас разные формы корпуса для часов. Сначала выбирают девочки и садятся за столы, а затем мальчики.

Воспитатель вывешивает на доске схемы рисования.

- Как можно оформить ободок у часов? (ответы детей)

- Что обычно изображено на циферблате? (ответы детей)

- Какой формы бывают стрелки? (ответы детей)

- Как можно украсить циферблат? (ответы детей)

- Завершающим этапом вашей работы будет выбор ремешка для часов. Не забывайте, что он должен подходить по цвету и стилю к вашим часам.

2 часть

Дети выполняют работу под музыку. Воспитатель следит за осанкой детей. Осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью детей через вопросы, советы, рекомендации, обращение к опыту детей. Советует посмотреть на схемы.

- Вспомни правила штриховки.

- Посмотри на схему и выбери вариант, который тебе больше нравится?

- Чего не хватает у твоих часов?

- Подумай, какая картинка подойдет к твоим часам по цвету и стилю?

- Ты сам придумал эти часы или уже где-то их видел?

- Ты уже решила, какой ремешок подберешь к своим часам?

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Можете подобрать ремешок к вашим часам. Сначала ремешки подбирают девочки, а затем мальчики.

Воспитатель вывешивает часы и предлагает детям рассказать о своих часах.

- Почему ты выбрал именно этот цвет для рамки?

- О чем ты думала, когда создавала свои часы?

- Ты подобрал эту картинку для своих часов. Почему?

- Как ты думаешь, удобно будет определять время по твоим часам?

- Почему именно эта форма корпуса?

- Форма и цвет стрелок подходит к твоим часам?

- Как ты украсила свои часы?

- Почему ты выбрала именно этот ремешок?

- Ты бы хотел иметь такие часы?

- У твоих часов есть какие-то дополнительные функции? (подсветка, музыка, календарь)

- У вас получились очень красивые часы. Глядя на них, можно сразу определить о каких часах мечтают девочки, а о каких мальчики.

Когда ложиться и вставать,

Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

Когда с малиной есть пирог-

Нам все часы покажут точно,

Чтоб на вопрос: «Который час?»-

Ответить мог ты всякий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей

 Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...