Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Волшебный песочек"
рабочая программа (младшая группа)

ИВАНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Программа разработана для проведения дополнительных занятий для детей раннего возраста с кинетическим песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

        Комплексное развитие детей 2-3 лет на занятиях с кинетическим песком

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК»

Возраст детей: от 2 до 3 лет

Срок реализации:1 год

                                        Разработчик программы:

                                                                  педагог дополнительного образования

                                                  Иванова Екатерина Сергеевна

                                           

                                                   Санкт-Петербург

                                                         2022-2023 г.г.

                                               

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

Кинетический песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

  АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

  Игры с кинетическим песком — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, песочницы с песком, разнообразных формочек и многого другого.  

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПЕСКОМ

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – социально-гуманитарная

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания;

- формирование эмоционального благополучия ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

-использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучение детей различным приемам конструирования, игры на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр, разнообразных формочек и др. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества.

Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

 

Развивающие: 

развивать фантазию, воображение;

развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

развивать у детей интеллектуальные способности;

развивать творческие способности;

развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.

развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.

развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.

вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

 

Обучающие: 

обучать ребенка положительному само-отношению и принятию других людей;

обучать рефлексивным умениям;

учить выстраивать композиции на песке, создавать игровые ситуации;

закреплять представление об окружающем мире;

 

 

Воспитательные: 

воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения;

воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.

воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к другим;

воспитывать желание быть целеустремленным. •         воспитывать эстетический и художественный вкус.

 

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ

-Игровая деятельность:

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. • В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

 

-Эмоционально – волевое развитие:

Способствовать возникновению положительных эмоций;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Развивать умение слушать и слышать друг друга;

 

-Сенсомоторное развитие:

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

 

-ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о цвете величине, форме;

 

-Развитие речи:

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

развивать точность понимания речи;

способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя фигурки настольного театра, привлекать детей, использовать игры-инсценировки;

пробудить речевую активность;  

 

 

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, два раза в неделю.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий. Личностно- ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

-Наглядные методы:

 наглядно - слуховые: слушание музыки, звуков и др. в аудиозаписи; наглядно - зрительные: дидактический материал; сенсорно – моторные: обследование; тактильно – мышечные: индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение; формы несловесной поддержки: улыбка, подбадривающее хлопки в ладоши.

-Словесные методы:

Объяснение: краткое, четкое, понятное, эмоциональное;

Указания: даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;

Вопросы: четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память. Пояснения, уточнения;

 

-Практические методы:

метод упражнений: связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;

игра: занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.

 

Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц – одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работ кружка. Возраст детей 2-3 года, количество детей в каждой группе до 8 человек. Длительность занятия – 10 минут.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- пластиковая песочница с высокими бортиками

- кинетический песок (белый, желтый)

- формочки, лопатки

- природный материал (шишки, желуди, орехи)

- кукольный театр (Колобок, Курочка Ряба, Репка, Теремок).

- мягкие игрушки

- бросовый материл (шарики, игрушечные фигурки, пуговицы и т.д.)

               

                       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРИМЕРНЫХ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

                                                 «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК»

 

                                                                ОКТЯБРЬ: 

 

заня тия

Тема

Программное содержание

Игровые упражнения

1

«Знакомство         с

песком»

Познакомить детей с кинетическим песком (холодный,         мягкий, сыпучий,         имеет способность перетекать)

«Дождик»

«Похлопаем песочек»

«Прыгают зайцы»

«Бегут жучки»

 

2

«День рождение Мишки»

Закрепить представление о песке (холодный, мягкий, сыпучий).

Учить наполнять форму песком.

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки. Воспитывать способность сопереживать.

Слепим Мишке куличики из песка.

4.

«Песочные сокровища»

«Новый забор для петушка»

Развитие тактильного восприятия, регуляция

мышечного напряжения, расслабление.

Учить строить заборчик из палочек вокруг домика. Развивать мелкую моторику рук, речь. Воспитывать желание прийти на помощь.

1.Преглашаем к песочнице, где мы видим котика, который приглашает нас к жителям песочной страны. Рассказывает детям, что в песке спрятаны сокровища.

2.Дети ищут сокровища в песке, называют, что нашли и складывают в         заранее         подготовленную шкатулку.

3.Рассматривают шкатулку с сокровищами. Благодарят гномика за путешествие.

«Покажи петушка»

«Покорми петушка»

«Построй заборчик вокруг домика»

 

                                                                НОЯБРЬ

1

«Платок для матрешки»

Знакомство с игрушкой матрешкой. Расширение словарного запаса. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

«Игра с матрешками»

«Оркестр»

«Украсим платочки для матрешек»

2

Печенье

Учить приему раскатывания песка. Учить делать печенье, вырезая формы из песка при помощи формочек. Закрепить прием замешивания теста. Развивать мелкую моторику и аккуратность.

«Замесим тесто»

«Сделаем печенье»

«Угостим деток»

3

Бусы для Кати

Познакомить с женским украшением – бусами. Развивать навыки двигательной активности, мелкую моторику рук. Воспитывать желание помогать.

«Найди бусинки в песке»

«Собери бусы»

«Сделаем бусы из песка»

4.

Колобок

Учить лепить колобка в двух вариантах: плоскостном и объемном. Развивать навыки речевой и двигательной активности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

«Зайчик»

«Волк и лиса»

«Походим как мишки»

Походим как лисички»

«Слепим из песка друзей для колобка»

 

                                                           ДЕКАБРЬ 

1

Накормим зайчат

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зайца. Развивать навыки двигательной активности, мелкую моторику рук.

«Заячьи следы»

«Сварим для зайчат кашу»

«Разложим кашу по тарелочкам»

«Покормим ложечкой зайчат»

 

2

Катя в зоопарке

Познакомить детей с некоторыми представителями животного мира. Развивать речевую активность, мелкую моторику рук.

«Сделай павлину хвост их прищепок»

«Сделай фигурки животных из песка»

3

Шарики для клоуна

Закрепить знание основных цветов спектра.

Учить «вырезать» круги из песка с помощью формочек. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.

«Подари шарики клоуну»

«Сделай шарики для клоуна из песка»

4

Украсим новогоднюю елочку

Обобщить знания детей о процессе подготовки к новогоднему празднику, активизировать познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Развивать речевую активность, мелкую моторику рук.

«Наряжаем елочку к празднику»

«Украсим елочку из песка»

 

 

                                                           

                                                                   ЯНВАРЬ 

 

1

Снеговик

Учить детей передавать образ снеговика из песка из круглых формочек. Закрепить понятия: «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.

 

«Собери снеговика»

«Играем со снежками»

«Слепим снеговика из песка»

«Слепим снеговику друзей»

2

Поросенок Борька

Расширять знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторку рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

 

«Собери шишки и орешки»

«Разложи в разные корзинки»

«Покорми поросят»

«Массаж ладошек»

3

Отпечатки на песке.

Учить детей делать отпечатки на песке. Развивать речевую активность, тактильную чувствительность и воображение. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

«Сделай отпечаток своей ладошки на песке»

«Следы предметов на песке»

                                                                 

                                                                       ФЕВРАЛЬ 

1

Теремок

Учить детей лепить теремок, сгребая песок ладонями в горку. Развивать речевую и двигательную активность, мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

 

«Построим теремок»

2

Норка для мышки.

Учить детей формировать кучу из песка и делать в ней углубление карандашом. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей желание помогать.

«Сделаем горку»

«Сделаем в горке норки»

3

Заборчик из песка

Учить детей двумя руками сгребать песок, прихлопывать его, образуя стену. Развивать умение сооружать постройку по образцу.

«Строим заборчик из песка»

4.

Корзина цветов

Закреплять умение вырезать фигурки из песка, а также моделировать цвет при помощи зубочисток.

Развивать мелкую моторику, фантазию, речь и мышление.

«Сделай цветочек»

                                                               

                                                           

                                                            МАРТ 

1

Угощение для мамочки.

Закреплять умение вырезать фигурки из песка. Развивать мелкую моторику, речь, мышление, фантазию. Воспитывать любовь детей к своим мамам, побуждать детей делать для них что-то хорошее.

«Напечем для мамы угощение»

2

Солнышко.

Учить рисовать палочкой на песке круги и прямые линии в разных направлениях. Развивать мелкую моторику, творческую активность, воображение.

«Рисуем палочками на песке лучики солнышку»

«Массаж ладошек шишками»

3

Гнездышко для птички

Расширять представления детей об условиях жизни птиц. Учить строить гнездышко для птички из песка. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать у детей желание помогать другим.

 

«Сделаем гнездышко из песка»

4.

Домики для зверей.

Расширять представления детей об условиях жизни зверей. Учить строить домики из песка. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать у детей желание помогать другим

«Построй домик!»

 

                                                                         АПРЕЛЬ 

1.

Фруктовый салат.

Закрепить у детей знания о названиях фруктов и их полезных свойствах. Формировать навыки безопасного обращения с предметами (нож) в быту. Воспитывать аккуратность, любовь к труду, желание доставлять радость себе и другим.

«Сделай фрукты из песка»

«Порежь фрукты»

2.

Курочка Ряба.

Учить лепить объемный шар и вырезать из песка плоский овал. Закреплять знание сказки Курочка Ряба. Развивать память, мелкую моторику рук и внимание. Воспитывать аккуратность при работе с песком и желание прийти на помощь.

 

«Яичко»

3.

Ежик.

Учить лепить объемную фигуру ежа. Развивать мелкую моторику рук, внимание и познавательный интерес к животным. Воспитывать интерес к работе с песком.

«Слепим ежика»

«Иголки для ежа»

 

4

Башенка.

Учить вырезать формочки и складывать их одна на другую башенкой. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Воспитывать интерес к работе с песком.

« Сделаем плюшку»

«Вырезаем из плюшки фигурки»

«Ставим из фигурок башенку»

                                                                   

                                                                     МАЙ 

 1.

Поиграем с игрушками Кати.

Учить разнообразить игры с песком.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность при работе с песком.

«Погрузим в кузов грузовика песок»

«Перевезем песок на машине»

«Построим из песка дом»

2.

Гусеница.

Учить составлять предмет из частей, добавлять мелкие детали.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

«Сделаем плюшку»

«Вырежем кружки»

«Сложим из кружков одну большую гусеницу»

«Украсим гусеничку»

3.

Бабочка.

Дать представление детям о внешнем виде бабочки.

Учить украшать крылья бабочки разными предметами.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

«Украсим крылья бабочке»

 

4.

Кораблики.

Учить лепить кораблики и обыгрывать постройку. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с песком.

«Слепим кораблик»

«Поставим парус»

Используемая литература:

 Е.М Павлова Программа дополнительного образования «Волшебный песочек» - Волгоград «Учитель», -83 с.

Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольникамиСПб, Детство-пресс,2017.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб, 1998.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб, „Речь", 2002.

Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.

Журнал «Дошкольник» 2011 № 7

Журналы «Дошкольная педагогика» 2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.

Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

С. Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»

Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Умейка"

Программа по социальной реабилитации детей от 3-х до 6-ти лет с проблемами развития....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го

Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...

Презентация дополнительной общеразвивающей программы "Волшебный песочек"

Презентация содержит краткое описание программы по дополнительному образованию в детском саду для детей 1 младшей группы....