ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Андреянова Марина Анатольевна

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя, как активная познавательная направленность, связанная с положительным, эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_andreyanovoy_m.a.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК  СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гордеева Вероника Викторовна

к. п. н., доцент ПГУ

Андреянова Марина Анатольевна

воспитатель филиала «Крепыш» МБДОУ №39

г. Пенза, РФ

Аннотация.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя, как активная познавательная направленность, связанная с положительным, эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности [2].

Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых – как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями дошкольных образовательных организаций, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.

Познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи [1, 4].

Материал, плохо усвоенный детьми, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения старших дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. Именно поэтому одним из актуальных методов обучения детей дошкольного возраста является игра.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

 Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [3].

Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности. Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса у старших дошкольников можно выделить игру-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, которая состоит из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности.

Игры-путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребенка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям:

1) помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими;

2) обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха; они направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций;

3) способствуют систематизации знаний, смысловому творчеству, мыслительной деятельности, коммуникации детей и педагогов.

Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдение, экспериментирование, продуктивную деятельность, труд, спорт и т. д.

Цель игры-путешествия – создание условий для активизации познавательно-исследовательской  деятельности воспитанников.

Цель данного исследования – изучение эффективности использовании игры-путешествия в развитии познавательного интереса старших дошкольников.

Главные черты детского поведения в дошкольном возрасте – это любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление экспериментировать и наблюдать, искать новые сведения о мире. Познавательное развитие дошкольников является ведущей сферой развития и главной составляющей при подготовке к обучению в школе.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.  

Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как служит необходимым условием всесторонне развитой личности. Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса можно выделить игру-путешествие.

Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, которая состоит из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) участникам игры предлагается комплекс вопросов, заданий в соответствии с ее темой. Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, в ней присутствует интересный сюжет; во-вторых, дети могут «путешествовать» на различных видах транспорта, с маршрутными картами и т. д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности [3].

Таким образом, игры-путешествия являются одним из инновационных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которое способствует развитию различных сторон личности дошкольников, расширению знаний и представлений об окружающем мире, их обобщению и систематизации. Данный вид игр позволяет активизировать различные виды деятельности дошкольников, стимулировать их на применение уже имеющихся знаний и приобретение нового опыта, а, следовательно, способствует развитию познавательной активности, любознательности и познавательного интереса дошкольников.

Игра-путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона, природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия и пр. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции). Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности [5].

Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдение, экспериментирование, продуктивную деятельность, трудовую, спортивную и т. д.

Использование игр-путешествий в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — М., 1955. — С. 3-14.

2. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М., 1994., 240 с.

3. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей детского сада. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 180 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2013. – 512 с.

5. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Саснаускене Е. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №10. – С. 15-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему развития познавательного интереса у старших дошкольников. В статье предлагается материал для работы с детьми по подготовке к школе и привитию таких качеств как самостоятельность, любозн...

Развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Содержание, будучи определенной стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций…...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...