"Чем славен наш Алтай"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Денисова Анна Юрьевна

Конспект для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_altay.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Конспект для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию

«Чем славен наш Алтайский край».

(группа общеразвивающей направленности 6-7 лет)

Подготовила: Денисова А.Ю

2022 год

Конспект для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Чем славен наш Алтайский край».

Цель: закрепить знания детей о том, что хлеб — это одно из самых главных богатств Алтайского края, поэтому он изображен на главных символах края гербе и флаге.

Задачи:

обучающие: формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края

развивающие: развивать мышление, связную речь, навыки лепки;

воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей, уважение к символам Алтайского края, прививать чувство любви к родному краю;

Материалы:

карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба, флага Алтайского края, схема рассказа о гербе края, иллюстрации для рассказа о хлебе, иллюстрации с изображением профессий, схема лепки, пластилин (для каждого ребёнка, клеёнки на столах).

Предварительная работа:

просмотр видео и фото материалов об Алтайском крае, тематические беседы, чтение детской литературы о крае, знакомство с русскими пословицами о хлебе, знакомство с профессиями.

Ход занятия.

Ребята входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель читает стихотворение  Л.Дайнеко
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете о чем  сегодня мы будем говорить?  (о нашем крае)
Ребята, вы хотите услышать легенду о Алтае? Тогда давайте внимательно послушаем эту легенду.
Воспитатель читает«Легенда об Алтае»

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? Более 85 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото. Алтай – золотой край. В Алтайском крае много выращивают пшеницы. Какого она цвета когда созревает? (ответы детей) Желтые поля по другому как можно назвать? (золотые)Теперь вы знаете почему наш Алтай золотой.  Ребята, обратите внимание на карту России. На карте России обозначены области и края Российской Федерации. А вот это наш Алтайский край. Вот проходят границы нашего края. В нашем крае очень много городов, сёл, деревень.
•Какие из них вы знаете? (ответы детей)
•Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)                                                  У нашего края, как у всех областей и краев есть свои государственные символы. Ребята обратите внимание на герб Алтайского края. Что вы видите на нем?                                                                                                                 Дети описывают герб
(слайд 1)

(Дети по очереди дают словесное описание герба — каждый последующий продолжает рассказ предыдущего).

Опорная схема включает условные обозначения: 1 — щит, 2 — изображение на верхнем поле, 3 — изображение на нижнем поле, 4 — обрамление щита/.

Герб Алтайского края. Дети рассматривают герб и описывают что видят.

герб края — это щит с выступающим в середине нижней его части остриём. Щит разделён на две равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне (описывают дети как понимают слово лазоревый), символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь — как напоминание прошлого края. В нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз». Щит герба обрамлён венком золотых колосьев пшеницы — это указывает на то, что в нашем крае выращивают много хлеба.

Воспитатель: Ребята, а теперь я снова задам свой вопрос — чем славен наш край? (Хлебом, выплавкой металла, изделиями из камня).

Воспитатель: Хорошо. Действительно, на гербе края изображено и то, чем он славился раньше — доменная печь, в которой плавили руду, чтобы получить металл, но также изображено на гербе и то, чем славен наш край сегодня — изделия из камня и хлеб. Наш край называют золотым из-за многочисленных полей пшеницы (слайд 3)

Ребята, сейчас, к сожалению, у нас в крае не очень много изготавливают изделий из камня. Но зато на просторах нашего большого края выращивают много хлеба. Это очень важно — наш алтайский хлеб везут по всей стране.

Воспитатель: А это другой символ Алтайского края – флаг. Ребята  — на флаге — также есть указание на то, что наш край славится своим хлебом — что это? (Колос пшеницы на синей полосе у древка и колосья на гербе, который изображен в центре флага). (слайд 2)

Воспитатель: Верно. Значит, чем больше всего славен наш край? (Хлебом)

Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день хлеб едим. Как же хлеб попадает на наш стол? Давайте разберем.

(Слад 4)Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода - 
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (Слайд 5)

Воспитатель: (дополняет) Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена. Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?(Ответы детей - сеялки) (Слайд 6).

Воспитатель: Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
(Слайд 7)

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?(Примерные ответы детейнужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. (Слайд 8).

Воспитатель: Что ж, долгий и непростой путь у хлеба к нашему столу. Нужно с уважением относиться к хлебу, и нужно уважать труд тех людей, которые для нас выращивают, обрабатывают и пекут хлеб. Хлеб бывает разных видов. А давайте поиграем с вами в игру назови ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Хлеб   -  хлебушек                                                            Баранка  -  бараночка

Пряник  -  пряничек                                                         Кекс  -  кексик

Торт -  тортик                                                                   Сушка  -  сушечка

Батон  - батончик                                                             Булка  -  булочка

Ватрушка – ватрушечка                                                 Сухарь  -  сухаричек

Пирог   -  пирожочек                                                      Лепешка  -   лепешечка

Воспитатель: Люди каких профессий помогают нам всегда быть с хлебом? (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь, продавец). Что именно делают люди этих профессий? (кто пашет землю на полях, сеет зерно-тракторист ,кто убирает урожай- комбайнёр , кто мелет из зерна муку – мельник, кто печёт хлеб - пекарь, кто продаёт хлеб - продавец). (Слайд 9)

Воспитатель: Правильно. Вот и получается, что много людей старается, трудится, чтобы у нас был хлеб. Ребята, хлеб — самый главный продукт на столе. А ещё, хлеб упоминается, например, в русских народных играх. Давайте ребята поиграем народную игру «Вырос в поле колосок»

Физминутка:

Вырос в поле колосок, (дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (поднимают руки вверх и качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (ходьба на месте)

Колоски соберем, (наклоны)

Муки натолчем, (кулаком одной руки стучат по другой ладони)

Каравай испечем, (сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

/Дети садятся на стульчики/

Воспитатель: Ребята, с хлебом связано много традиций русского народа — например, традиция встречать гостей хлебом — солью.(Слад 10) Это когда гостям предлагают попробовать испечённый хозяевами хлеб. И необязательно это должен быть каравай — круглая булка хлеба. Можно угостить и другой выпечкой. Обратите внимание что каравай подавали на рушнике. Как вы думаете что такое рушник? (Рассуждают).Ребята, предлагаю доделать начатую картину «Вот он хлебушко душистый» Что мы уже сделали на этой картине? (рассказывают дети). А сегодня мы будем доделывать колоски. Скатываем небольшие колбаски, а затем их расплющиваем.  Приступаем к работе. (Во время лепки рассказываем пословицы) Давайте расскажем пословицы о хлебе. (Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Хлеб — всему голова. Без соли невкусно, без хлеба не сытно. Худ обед, когда хлеба нет. Не шуба греет, а хлеб. Без хлеба нет обеда. Хлеб — батюшка, а вода — матушка).

Картину прикрепляем на доску.

Воспитатель: Молодцы! О чём говорят все эти пословицы? (О том, что хлеб — самый главный из продуктов).

Воспитатель: Ребята, так чем сегодня больше всего славен наш край? (хлебом)

Воспитатель: На каких символах изображен колос? (посмотреть на символы края — герб и флаг — там изображены колосья хлеба).

Воспитатель: Верно. Молодцы! Хлеб — главное богатство нашего края и его нужно беречь. Потому что трудилось много людей.

Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото».


У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Славен город наш, Москва!"

Знакомство детей с историей возникновения Москвы - столицы России ....

Тематический день"Человек-славен трудом"

Познакомить детей с трудом повара,с характерными особенностями внешнего вида,предметами и техникой,необходимыми для работы.Расширить кругозор и словарный запас детей....

Конспект занятия с ИКТ в старшей группе на тему :" Кем славен город Лебедянь"

Конспект с ИКТ в старшей группеТема: «Кем славен город Лебедянь»Программное содержание: вспомнить с детьми о выдающихся людях, родившихся на Лебедянской земле и прославивших нашу Родин...

«Чем славен край родной»

О, Казань, ты грусть и бодрость.Светозарная Казань!Здесь деянья дедов наших,Здесь священные места!...

«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."

     Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...

Познавательное занятие « Славен, славен град Москва!»

Занятие в рамках реализации проекта "Я шагаю по Москве"Задачи: познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей; помочь детям понять и прочувствовать, что только сильные люди м...

Проект «Славен человек не словами, славен делами».

/Проект  «Славен человек не словами, славен делами».Проект  «Славен человек не словами, славен делами»....