Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
материал

Коваленко Елена Владимировна

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kubik_bluma.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Формирование критического мышления

у детей дошкольного возраста через прием

 «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития критического мышления детей дошкольного возраста.   

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, кубики  Блума.

 

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

                 Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

        Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

        Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.

        Я хочу вам рассказать об американском психологе  Бенджамине Блуме,  который занимался вопросами образования и развития талантов.

Он сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми".

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Изучая методическую литературу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином  Блумом.

Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка.

 Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую, пластмассовую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа.

Работа с кубиком строится следующим образом:

Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

2. Грань «Почему»-развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

 Например, «Поделись, понравилась сказка, потому что …»

6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуации.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку

Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу. На этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают его использование.

Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.

Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат» :

Объясни что такое квадрат (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

 «Поговорим о дожде»

Опиши (Назови - дождь какой?): дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний. (опиши формы, размер, цвет)

Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой. (сравни, укажи сходство и различие)

Предложи - какое настроение может вызвать дождь, почему?(грусть, потому что можно промочить ноги и заболеть).

Объясни – приносит ли дождь пользу?  (дождь это вода, увлажняет почву, питает растение.

 Придумай – Как и для чего можно использовать дождевую воду (можно собирать для полива ) Или предложения со словом дождь, рассказ о дожде и т. д.

Предложи- (сыграть в игру" Солнышко и дождик", понаблюдать, поэкспериментировать)

Рефлексия.

        Уважаемые коллеги! Если вам понравился мастер-класс и будете данный прием использовать в своей работе, прошу поднять зеленую карточку . Если же мастер-класс вам не понравился, и вы не удовлетворены работой в нем, то тогда красную.

        Спасибо за внимание!         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через приём "Кубик Блума"

Мастер-класс для педагогов "Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через приём "Кубик Блума"...

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Вовлечь педагогов в сов...

Презентация "Формирование критического мышления у детей дошкольног возраста с помощью Кубика Блума"

Презентация "Формирование критического мышления у детей дошкольног возраста с помощью Кубика Блума"...

Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста с помощью « Кубика Блума»

Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста с помощью «Кубика Блума»...

Мастер – класс Тема «Формирование критического мышления у детей среднего возраста»

Развивать у детей критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решение.Расширять знания об окружающем мире, находить следственную связь между предметами.Развивать воображение, речь...