Опыт работы по теме: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Баннова Елена Викторовна

Опыт работы по теме:«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колосок»

Опыт работы по теме:

«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»

Выполнила: Баннова Е.В.

воспитатель высшей категории

р.п. Бутурлино

2022 год

Место проведения: детский сад, группа раннего возраста (возраст 2-3 года)

Количество участников: 12 детей; родители, воспитатели

Длительность: 9 месяцев

Форма представления: опыт работы

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские условия:

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н.Поддъяков утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самые существенные, характерные признаки и свойства.

Методические условия:

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду;

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;

Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы).

Организационно-методические условия:

Обобщен опыт работы по теме  «Формирование  сенсорных  эталонов  цвета  через  дидактические  игры  у  детей  раннего  возраста»;

Разработан методический инструментарий (перспективный план,картотека  дидактических  игр,  конспекты  ООД;

По теме разработан консультативный материал   для воспитателей, родителей.

Актуальность проблемы

В настоящее время продолжают реализовываться новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОС ДО), идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Современные технологии, направленные на развитие сенсорики, помогут в дальнейшем современному человеку, от которого будет зависеть инициативность, творчество, способность справляться с любыми проблемами. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Низкий уровень компетентности воспитателей и родителей по проблеме сенсорного воспитания оставляют тему актуальной, требует новых идей и практических реализаций.  

Анализ литературы

Л.А.Венгер полагает, что процесс сенсорного развития состоит в ознакомлении дошкольников с сенсорными

 эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению этих эталонов в целях обследования      предметов и явлений, выделения их свойств, их характеристики;

А.В.Запорожец писал, что «Отдельный индивид на протяжении детства усваивает системы подобного рода и     научается пользоваться ими как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта»;

В.Н.Аванесова, подчеркивала большое значение дидактической игры для сенсорного развития детей раннего возраста, рекомендует включать такие игры в специально организованные занятия, использовать в

    повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Исследователь считает дидактическую игру            игровой формой обучения, сложным явлением, в котором одновременно присутствуют два начала:

игровое, занимательное и учебное, познавательное. В дидактической игре дети учатся играя.

Многие авторы (Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокина, А.П.Усова и др.) замечают, что дидактическая игра не должна быть скучна для детей, для этого нужно использовать элементы загадки и движения, распределения ролей и соревнования, элементы ожидания и неожиданностей

К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина считают дидактические игры хорошим дополнением к сенсорному  воспитанию на занятиях.

М.И.Тютяева советует для сенсорного развития детей раннего возраста подбирать предметы чистых тонов, четкой и несложной геометрической формы, различных размеров, сделанных из различных безопасных для здоровья материалов, т.к. предметно-развивающая среда группы должна стимулировать развитие восприятия, совершенствовать функции анализаторов.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность.

 -содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.

-обучить детей группировать предметы по эталонному цветовому признаку.

Развивающие:

 -развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов.

 -развитие концентрации внимания.

-развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое

восприятие.

-воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в

окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными

впечатлениями.

Ведущая идея

Овладевая эталонной системой цветовых тонов, ребенок раннего возраста получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребенком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Этапы и сроки реализации проекта

Первый этап
Диагностика

Наблюдение, беседа с детьми и наблюдение проводилось на занятиях, в игровой деятельности и на прогулке;

Задачи диагностики:

выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете.

Используя диагностическую методику оценки сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста Н.В.Серебряковой, выделила   критерии сформированности сенсорных эталонов- эталон цвета:

 -способен различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий – 1 балл;

-легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение - 1 балл;

-называет цвет предмета- 1 балл;

-по словесной инструкции взрослого показывает предмет и называет его цвет – 1 балл;

-способен группировать предметы по цвету -1 балл.

5 баллов – навыки сформированы, 4 балла - навыки формируются, 0,1,3 - навыки не сформированы

Показатели сформированности навыков представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста

        

1.Взаимодействие воспитателя с детьми

Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр, способствовать различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, называть цвет предмета  

1.Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Рассматривание предметов эталонных цветов

Игры -упражнения «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»

2.Взаимодействие воспитателя с детьми

Обучение ребенка концентрировать свое внимание только на одном цвете. Сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету;

По словесной инструкции взрослого показывать предмет и называет его цвет

2.Условия взаимодействия воспитателя с детьми

На данном этапе показывала детям предмет определённого цвета (например, красный шарик) и называла его, затем укладывали в коробку.

Представляла предмет определенного цвета и называла его, затем предлагала выполнить аналогичные действия детям.

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросе формирования сенсорных эталонов у детей.

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Анкетирование родителей по сенсорному воспитанию;

Оформление стенда «Значение сенсорного воспитания», папки-передвижки «О цвете в стихах», «Сенсорное развитие через дидактические игры», «Учим детей различать цвета»;

Проведение консультаций «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье», «Учить цвета легко и весело», беседы «Играем дома»;

Изготовление буклета «Дидактические игры в формировании сенсорных способностей», «Знакомимся с цветом»;

Индивидуальнее беседы с родителями.

Второй этап

Взаимодействие воспитателя с детьми

Соединение слов-названий с конкретными цветами, названий в пассивный словарь;

 Знакомство детей с новым дидактическим материалом и играми; проведение дидактических игр и игр-занятий;

Способствовать с помощью дидактической игры группировать предметы по цвету.

Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Дидактические игры «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»;

Организация игр «Подарки для Мишки», «Машины едут в гараж», «Все красные шарики на красную тарелочку»), «Волшебный коврик», «Разноцветные полянки», «Возьми шарик желтого цвета. Какого цвета шарик?» и другие игры;

Проведение тематических «разноцветных» недель – красная, желтая, синяя, зеленая.

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

Научить родителей (законных представителей) воспитанников    использовать в процессе формирования сенсорных эталонов игровой материал (разные виды игр соответствующих возрасту и особенностям ребенка);

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Мастер -класс воспитателя   по изготовлению дидактических игр, которые способствуют формированию сенсорных эталонов;

Проведение тематических «разноцветных» недель –красная, желтая, синяя, зеленая.

(Предлагала родителям приводить детей в одежде определенного цвета желанию, по желанию приносить игрушки того же цвета).

Третий этап

Задачи взаимодействия воспитателя с детьми:

Закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь;

Повторное выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете.

Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Рассматривание картинок, одежды соответствующего цвета;

Выполнение упражнений «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»;

Дидактические игры «Волшебный коврик», «Цыплятки», «Подбери пару» «Воздушные шары», «Рисуем цветочки», «Привяжи ниточки к шарикам», «Дорожка», «Построим зеленый стол», «Строительство гаража из красных кирпичиков для красной машины».

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

При взаимодействии с родителями создать игротеку по сенсорному воспитанию

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Конкурс: «Авторской дидактической игры».

Организация выставки дидактических игр изготовленных семьями воспитанников и воспитателями группы.

Подведение итогов по работе с детьми «Повышение компетентности родителей в вопросе развития сенсорных эталонов в условиях ДОО и семьи».(презентации, фото отчеты – родителей (законных представителей) воспитанников и воспитателя группы.

Диагностика

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Разработан проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»;

Разработан сценарий развлечения, мастер-класс для родителей по разработке дидактической игры;

Разработан перспективный план по теме «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»;

Разработана презентация на тему «Сенсорное воспитание у детей раннего возраста»;

Разработана совместно с родителями картотека дидактических игр;

Фото-выставка «Мы учимся играя»

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

На уровне ДОУ

Выступление на педагогическом совете с консультацией на уровне Бутурлинского района

Передача опыта молодому поколению

На уровне детского сада

Планирование выступления на районных Педагогических чтениях в 2023-2024 уч. году

Федеральный уровень

Размещение опыта работы   на мини-сайте https://nsportal.ru/user/966678

Литература

-Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду;

-Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;

-Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы);

-Интернет ресурсы, социальные сообщества;

-Л.А.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.;

-От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. Под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой, 2014 г

-Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.-394с.;

-Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. -Поддьяковой, Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.;

Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой - М., 1993. - 226 с. ;

-Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: .Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.»;

-Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс]



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колосок»

Опыт работы по теме:

«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»

Выполнила: Баннова Е.В.

воспитатель высшей категории

р.п. Бутурлино

2022 год

Место проведения: детский сад, группа раннего возраста (возраст 2-3 года)

Количество участников: 12 детей; родители, воспитатели

Длительность: 9 месяцев

Форма представления: опыт работы

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские условия:

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н.Поддъяков утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самые существенные, характерные признаки и свойства.

Методические условия:

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду;

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;

Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы).

Организационно-методические условия:

Обобщен опыт работы по теме  «Формирование  сенсорных  эталонов  цвета  через  дидактические  игры  у  детей  раннего  возраста»;

Разработан методический инструментарий (перспективный план,картотека  дидактических  игр,  конспекты  ООД;

По теме разработан консультативный материал   для воспитателей, родителей.

Актуальность проблемы

В настоящее время продолжают реализовываться новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОС ДО), идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Современные технологии, направленные на развитие сенсорики, помогут в дальнейшем современному человеку, от которого будет зависеть инициативность, творчество, способность справляться с любыми проблемами. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Низкий уровень компетентности воспитателей и родителей по проблеме сенсорного воспитания оставляют тему актуальной, требует новых идей и практических реализаций.  

Анализ литературы

Л.А.Венгер полагает, что процесс сенсорного развития состоит в ознакомлении дошкольников с сенсорными

 эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению этих эталонов в целях обследования      предметов и явлений, выделения их свойств, их характеристики;

А.В.Запорожец писал, что «Отдельный индивид на протяжении детства усваивает системы подобного рода и     научается пользоваться ими как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта»;

В.Н.Аванесова, подчеркивала большое значение дидактической игры для сенсорного развития детей раннего возраста, рекомендует включать такие игры в специально организованные занятия, использовать в

    повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Исследователь считает дидактическую игру            игровой формой обучения, сложным явлением, в котором одновременно присутствуют два начала:

игровое, занимательное и учебное, познавательное. В дидактической игре дети учатся играя.

Многие авторы (Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокина, А.П.Усова и др.) замечают, что дидактическая игра не должна быть скучна для детей, для этого нужно использовать элементы загадки и движения, распределения ролей и соревнования, элементы ожидания и неожиданностей

К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина считают дидактические игры хорошим дополнением к сенсорному  воспитанию на занятиях.

М.И.Тютяева советует для сенсорного развития детей раннего возраста подбирать предметы чистых тонов, четкой и несложной геометрической формы, различных размеров, сделанных из различных безопасных для здоровья материалов, т.к. предметно-развивающая среда группы должна стимулировать развитие восприятия, совершенствовать функции анализаторов.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность.

 -содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.

-обучить детей группировать предметы по эталонному цветовому признаку.

Развивающие:

 -развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов.

 -развитие концентрации внимания.

-развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое

восприятие.

-воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в

окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными

впечатлениями.

Ведущая идея

Овладевая эталонной системой цветовых тонов, ребенок раннего возраста получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребенком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Этапы и сроки реализации проекта

Первый этап
Диагностика

Наблюдение, беседа с детьми и наблюдение проводилось на занятиях, в игровой деятельности и на прогулке;

Задачи диагностики:

выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете.

Используя диагностическую методику оценки сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста Н.В.Серебряковой, выделила   критерии сформированности сенсорных эталонов- эталон цвета:

 -способен различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий – 1 балл;

-легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение - 1 балл;

-называет цвет предмета- 1 балл;

-по словесной инструкции взрослого показывает предмет и называет его цвет – 1 балл;

-способен группировать предметы по цвету -1 балл.

5 баллов – навыки сформированы, 4 балла - навыки формируются, 0,1,3 - навыки не сформированы

Показатели сформированности навыков представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста

        

1.Взаимодействие воспитателя с детьми

Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр, способствовать различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, называть цвет предмета  

1.Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Рассматривание предметов эталонных цветов

Игры -упражнения «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»

2.Взаимодействие воспитателя с детьми

Обучение ребенка концентрировать свое внимание только на одном цвете. Сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету;

По словесной инструкции взрослого показывать предмет и называет его цвет

2.Условия взаимодействия воспитателя с детьми

На данном этапе показывала детям предмет определённого цвета (например, красный шарик) и называла его, затем укладывали в коробку.

Представляла предмет определенного цвета и называла его, затем предлагала выполнить аналогичные действия детям.

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросе формирования сенсорных эталонов у детей.

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Анкетирование родителей по сенсорному воспитанию;

Оформление стенда «Значение сенсорного воспитания», папки-передвижки «О цвете в стихах», «Сенсорное развитие через дидактические игры», «Учим детей различать цвета»;

Проведение консультаций «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье», «Учить цвета легко и весело», беседы «Играем дома»;

Изготовление буклета «Дидактические игры в формировании сенсорных способностей», «Знакомимся с цветом»;

Индивидуальнее беседы с родителями.

Второй этап

Взаимодействие воспитателя с детьми

Соединение слов-названий с конкретными цветами, названий в пассивный словарь;

 Знакомство детей с новым дидактическим материалом и играми; проведение дидактических игр и игр-занятий;

Способствовать с помощью дидактической игры группировать предметы по цвету.

Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Дидактические игры «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»;

Организация игр «Подарки для Мишки», «Машины едут в гараж», «Все красные шарики на красную тарелочку»), «Волшебный коврик», «Разноцветные полянки», «Возьми шарик желтого цвета. Какого цвета шарик?» и другие игры;

Проведение тематических «разноцветных» недель – красная, желтая, синяя, зеленая.

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

Научить родителей (законных представителей) воспитанников    использовать в процессе формирования сенсорных эталонов игровой материал (разные виды игр соответствующих возрасту и особенностям ребенка);

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Мастер -класс воспитателя   по изготовлению дидактических игр, которые способствуют формированию сенсорных эталонов;

Проведение тематических «разноцветных» недель –красная, желтая, синяя, зеленая.

(Предлагала родителям приводить детей в одежде определенного цвета желанию, по желанию приносить игрушки того же цвета).

Третий этап

Задачи взаимодействия воспитателя с детьми:

Закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь;

Повторное выявление уровня сформированности у детей представлений о цвете.

Условия взаимодействия воспитателя с детьми

Рассматривание картинок, одежды соответствующего цвета;

Выполнение упражнений «Дай мне красный шарик», «Покажи желтый кубик»;

Дидактические игры «Волшебный коврик», «Цыплятки», «Подбери пару» «Воздушные шары», «Рисуем цветочки», «Привяжи ниточки к шарикам», «Дорожка», «Построим зеленый стол», «Строительство гаража из красных кирпичиков для красной машины».

Задачи взаимодействия воспитателя с родителями

При взаимодействии с родителями создать игротеку по сенсорному воспитанию

Условия взаимодействия воспитателя с родителями

Конкурс: «Авторской дидактической игры».

Организация выставки дидактических игр изготовленных семьями воспитанников и воспитателями группы.

Подведение итогов по работе с детьми «Повышение компетентности родителей в вопросе развития сенсорных эталонов в условиях ДОО и семьи».(презентации, фото отчеты – родителей (законных представителей) воспитанников и воспитателя группы.

Диагностика

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Разработан проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»;

Разработан сценарий развлечения, мастер-класс для родителей по разработке дидактической игры;

Разработан перспективный план по теме «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»;

Разработана презентация на тему «Сенсорное воспитание у детей раннего возраста»;

Разработана совместно с родителями картотека дидактических игр;

Фото-выставка «Мы учимся играя»

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

На уровне ДОУ

Выступление на педагогическом совете с консультацией на уровне Бутурлинского района

Передача опыта молодому поколению

На уровне детского сада

Планирование выступления на районных Педагогических чтениях в 2023-2024 уч. году

Федеральный уровень

Размещение опыта работы   на мини-сайте https://nsportal.ru/user/966678

Литература

-Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду;

-Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;

-Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы);

-Интернет ресурсы, социальные сообщества;

-Л.А.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.;

-От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. Под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой, 2014 г

-Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.-394с.;

-Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. -Поддьяковой, Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.;

Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой - М., 1993. - 226 с. ;

-Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: .Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.»;

-Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах  цвета  у детей  раннего возраста через дидактическую игру»...

«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

*Процесс восприятия лежит в основе интеллектуальногоразвития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной прогр...

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...

Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовке детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировани...