«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
проект (старшая группа)

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

ОБОСНОВАНИЕ

Актуальность поднимаемой   проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Поэтому мы правильно отбираем познавательный материал и продумываем методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками мы связываем другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Мы стремимся не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда игры, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью .

Познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.

Поэтому взяли тему «Экологическое воспитание дошкольников через развивающие игры», где будем:

- способствовать формированию знаний о растительном и животном мире

- знакомить детей с основными правилами поведения в природе,

- показывать взаимосвязь живых организмов между собой

- развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы

развивать речь (умение рассуждать, доказывать)

- воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

ПРОБЛЕМА

У детей ограниченные знания о животном и растительном мире.

 ЦЕЛЬ: 

Развивать познавательные способности детей в процессе ознакомления с природой и климатом Республики Казахстан средствами развивающих игр.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • Способствовать формированию знаний о растительном и животном мире
  • Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов между собой

Развивающие

  • Развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы
  • Развивать речь (умение рассуждать, доказывать)

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ:

I учебный год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Воспитатели, родители и дети

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Называют, различают живые объекты природы
  • Понимают признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания
  • Участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ
  • Осознанно выполняют нормы поведения в природе
  • Эмоционально отзываются, стараются активно беречь и защищать природу

Этапы работы

1 Этап. Подготовительный.

  • Взаимодействие с детьми и их родителями.
  • Выбор темы проекта.
  • Постановка целей, задач.
  • Определение методов.
  • Подбор художественной литературы.
  • Картотека дидактических игр.
  • Подбор дидактического материала

2 Этап. Реализация

  • Организация дидактических развивающих игр
  • Участие  родителей в реализации проекта

3. Итоговый этап.

  • Оформление фотовыставки по итогам проекта.
  • Выставка дидактических развивающих экологических игр
  • Презентация проекта

 Формы работы:

  • Дидактические игры
  • Дидактические упражнения
  • Загадки
  • Составление описательных рассказов

Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей по теме.
  • Консультации
  • Рекомендации
  • Советы
  • Памятки

Вывод

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию уголков природы, наблюдения в природе, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические развивающие игры, труд в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Дошкольная педагогика» февраль 2008г. Г.Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников».
  2. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
  3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
  5. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
  6. Николаева С.Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез»
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...