Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
методическая разработка

Гурина Наталия Владимировна

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному и экологическому развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме практикума; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mir_sensoriki.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме игротеки

«Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному и экологическому развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме практикума; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели, педагог – психолог

Место проведения: театральная студия       

План проведения:

1.Вступительный этап:

· введение в проблему;

· создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

· игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

· обратная связь;

· решение родительского собрания;

· рефлексия.

Подготовительный этап

· Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному и экологическому развитию. 

· Подборка и оформление рекомендаций по теме практикума. 

· Проведение консультаций: «Сенсорное и экологическое воспитание, развитие младших дошкольников». 

· Изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта. 

· Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты. 

· Театральная студия оформление выставки домашнего задания игр по сенсорике. 

Организационный этап

· Оформление выставки, посвященной сенсорному, экологическому развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия). 

· Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования. 

· Покупка необходимого оборудования и материала к собранию, фрукт миниола. 

                                                        

Ход собрания:

Воспитатель:

           Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на практикум.

               «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных и экологических дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.  И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

          Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

             Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

 В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

        - Знаете ли вы, представления, о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети четвёртого года жизни, обучаясь в детском саду по программе «Детство»

       Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

            Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

                На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях Изодеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

          -Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком?   Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей)    

        При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Воспитатель: Создание проблемной ситуации (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».)

              Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)

              Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

             Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

             Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научит вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

           Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная мелодия)

Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!    

Всем родителям помогу  

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук тук тук тук тук. 
Тук тук тук колеса, 
Мчится паровоз, 
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

1.Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Воспитатель: (Загадки)

(выставляются  человечки соответствующего цвета)

 Он в яйце есть и в цыпленке,                              
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зелёный цвет) 

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (Красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет)

(Олеся Емельянова)

Догадались, как станция называется? Станция «ЦВЕТНАЯ». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Воспитатель:- Пальчиковая  игра «Гимнастика для пальчиков»

(Большой палец встал один, указательный за ним, средний будет безымянный тот поднял мизинчик малый. Встали пальчики ура! В детский сад идти пора!)

Игра 1. «Построим башню» (по командам, по цвету)

Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры с 1 родителем).

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (Играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные лепестки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры. Для игры нужно взять несколько разноцветных лепестков. Когда ведущий поднимает красный лепесток – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Воспитатель:

Игра 3. «Разложи по коробочкам» (объяснение игр, варианты)

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

-Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет определенного цвета, запомним.

- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше 

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук, тук, тук, тук, тук. 
Тук, тук, тук колеса, 
Мчится паровоз, 
На следующую станцию

Он  детей привез!

Воспитатель:

 2.Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (Круг) 

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник) 

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь! 
Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник) 
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (Квадраты) 

Треугольник с полукругом 
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. (Овал)

     - Как станция называется? Догадались? (станция ФИГУРНАЯ). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра№ 4. «Волшебный мешочек»

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра № 5. «Прятки»

Те фигуры, которые дети достали из «чудесного мешочка» (5 штук) педогог ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит детей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Воспитатель:

Игра № 6. «Определи форму»

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза.

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

       -Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.

Воспитатель:

Наш поезд прибыл на конечную станцию «ИГРУШЕЧНУЮ». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (Знакомство с играми) Можно запустить презентацию.

        Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

( игры сделанные руками родителей)

Воспитатель:

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию) 

Загадаю чудо!    

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 –Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). - Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (______________________________________)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. 

Но родительский практикум продолжается и   тема, следующая «Экологический мост». А начнем мы с небольшой игры, чтоб настроиться на добрую дружескую обстановку.

Игра передай яблоко (по типу игры «Города») необходимо назвать слова на последнюю букву на экологическую тему. (земля – ягода- …)

Надеюсь, что ваше настроение поднялось и перед вами лежат смайлики выберите ток какое у вас сейчас настроение.

Работа в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников.

Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры дошкольника – одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.

  • сезонные прогулки
  • занятия - беседы
  • работа с календарем природы
  • дидактические игры по экологии  
  • чтение художественной литературы о природе

Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад.  Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

А сейчас я хочу с вами поиграть с помощью картинок мы разделимся на две команды и вспомним наши экологические знания.

1 задание:

Назовите народные приметы какие вы знаете!

(каждая команда называет по очереди)

2 задание:

Экологическая разминка «Найди лишнее»

(Для игры необходимы картинки с изображением предметов)

Яблоко, абрикос, груша, арбуз.   (Фрукты - ягода)

Дуб, ель, сирень, береза. (Деревья – кустарник)

Грач, ласточка, кошка, скворец. (Птицы – животное).

Фиалка, тюльпан, гвоздика, полынь.   (Цветы – трава)

Дельфин, акула, корова, семга.    (Рыбы – животное)

Жук, бабочка, стрекоза, воробей.    (Насекомые – птицы)

3 задание:

Наши ребята подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)

2. Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная, смородина.)

3. Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4. Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6. Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7. Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой

8. Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

Просмотр презентации на тему: «Что мы делаем на занятиях по экологии»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание.  Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффекти...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...