ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
электронный образовательный ресурс (старшая группа)

Кошелева Екатерина Петровна

Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание.  Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффективно проходит в условиях дидактической игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Проблемам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста сегодня уделяется особое внимание в условиях современного ДОУ. Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать себя частью окружающей его среды. Задача взрослых, находящихся в окружении ребёнка, привить дошкольнику любовь к природе, помочь сформировать основы нравственно-экологической позиции.

Лучше всего дети дошкольного возраста воспринимают информацию через игру. Наиболее эффективным средством в области экологического воспитания является игра дидактическая. Многолетняя практика педагогов доказывает, что дидактическая игра положительно воздействует на интеллект ребёнка. Она помогает дошкольнику осознать, что все живые организмы экосистемы взаимосвязаны, но каждый уникален. Во время дидактической игры у ребёнка формируются понятия об экологической культуре.

Ниже приводятся виды дидактических игр, которые используются в дошкольной педагогике, для формирования у детей определённых экологических знаний:

  • Игры с природными материалами. Этот вид игр наиболее эффективен для ознакомления детей с определенными природными механизмами и явлениями. Дети любят работать с природными материалами. Листья, шишки, жёлуди, камни, орехи каштана, цветы, ветки, семена – это неполный список того, что может пробудить интерес ребёнка к природе и вопросам заботы о ней. Игры с природным материалом можно проводить как в группе, в экологическом уголке, так и на прогулке. Во время игр такого рода необходимо напоминать детям о правилах безопасности.
  • Настольные дидактические игры. При помощи настольных игр дети легко запоминают названия животных, растений, явлений живой и неживой природы. Такие игры поражают своим разнообразием: «Домино», «Лото», «Картинки – половинки», «Парные картинки» и многие другие.
  • Словесные дидактические игры - базируются на словах и действиях играющих. Дети в данных играх самостоятельно находят решения к различным мыслительным задачам: занимаются описанием предметов, опираясь на характерные их признаки, отгадывают предметы и названия природных явлений по описанию, выделяют черты сходства и различия природных явлений и предметов. Дети старшего дошкольного возраста наиболее успешны в этом виде дидактических игр. Кроме главных задач по экологическому воспитанию решаются и дополнительные задачи. Ребята учатся соревноваться, быстро отвечать на поставленные вопросы, проводить анализ информации.

В конце любой игры педагог может предложить детям спеть песню про дождь, снег, листопад или любое другое природное явление. Таким образом полученные знания на экологическую тему закрепятся. Кроме того можно провести наблюдение за дождём или снегопадом, рассмотреть картины великих художников с изображением природы, почитать рассказы на экологическую тему.

Наиболее эффективно проводить дидактические игры во время целевых прогулок и экскурсий, при ознакомлении с трудовой деятельностью взрослых и созидательному взаимодействию их на природу (посадка деревьев, уход за огородом или клумбами, полив, прополка и т.д.), а также в процессе экспериментальной деятельности.

В заключение отметим, что экологические воспитание дошкольников при помощи дидактических игр повышает уровень их экологической культуры, развивает когнитивные процессы (мышление, память, внимание, воображение), положительно влияет на установку нравственных качеств, а также воспитывает бережное отношение к природе.

Список информационных ресурсов:

1. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2017.

2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно - методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Необходимость изучения методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно мето...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Родительское собрание в форме игротеки «Путешествие в страну сенсорику и в мир экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Форма проведения: игровой практикум.Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном, экологическом развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи: познакомить родите...

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Экономическое воспитание -это новое направление в дошкольной педагогике ,в настоящее время актуально и востребовано особено остро....

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...