Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.
проект (подготовительная группа)

Темнорусова Ольга Анатольевна

Экономическое воспитание -это новое направление в дошкольной педагогике ,в настоящее время актуально и востребовано особено остро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekonomicheskoe_vospitanie_temnorusova_o.a.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

« Развитие экономического  воспитания  детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  « Детский сад №53 «Теремок»  города Белова»

        Утвержден:        

                                                                              Педагогический советом

                                                                              Протокол №___   от___________

                                                                             

« Развитие экономического воспитания детей старшего  дошкольного возраста через дидактические игры»

                                                          Воспитатель :Темнорусова О.А

2020

Содержание

  1. Введение
  2. Актуальность
  3. Цели, задачи, гипотеза
  4. Основные направления реализации проекта
  5. Диагностика
  6. Анкетирование и рекомендации для родителей
  7. Заключение
  8. Список литературы.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Развитие экономического  воспитания тетей старшего дошкольного возрастам через дидактические игры.

Участники

Проекта

Педагоги, дети, родители

Цель  задачи  и гипотеза  проекта

Цель проекта:

 

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта: 

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, цена товар, заработная плата);

 - знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

 - учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда  людей;

  - дать представление о денежных знаках (монета, купюра)

 

Гипотеза проекта : если в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по экономическому  воспитанию дошкольников использовать системы дидактических игр как одного из средств экономического воспитания, то произойдут существенные положительные изменения в показателях экономической   воспитанности у дошкольников

Сроки и этапы реализации проекта

Проект среднесрочный на  три зимних  месяца (декабрь   – февраль)

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Подготовительный этап.

- выдвижение гипотезы;

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор экономических дидактических игр

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- включение родителей в воспитательный процесс;

- анализ результата проведения дидактических игр с детьми.

2. Основной.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения более высокого уровня  развития в формировании эмоционально – целостного отношения к    экономике.

Заключительный.

Изучение и анализ использования экономических  дидактических игр

Подведение итогов .

 Презентация проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги,  дети, родители

Предполагаемый результат:

  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Перечень основных мероприятий

Разработка системы занятий, дидактических игр

Введение.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

 Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

  Наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

 Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта.

Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни,   стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.) , это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

1.Подготовительный этап.

Цель проекта:

 

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:  

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, цена товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

 - учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

 - дать представление о денежных знаках (монета, купюра)

Гипотеза проекта :

 если в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по экономическому  воспитанию дошкольников использовать системы дидактических игр как одного из средств экономического воспитания, то произойдут существенные положительные изменения в показателях экономической   воспитанности у дошкольников

2.Основной этап  .

Основные направления реализации проекта

Вид деятельности

Мероприятие

Срок

Формирование экономических представлений.

 Д/и «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах ( монета, купюра)

Первая неделя декабря

Д/и   «Дом, где живут деньги»

Цель: дать представление о банке, его назначении. Формирование        экономического мышления воспитанников

Вторая  - третья неделя декабря

Сюжетно - ролевая игра «Магазин» Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа» , ценность деятельности человека

Настольно – печатная игра «Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Четвертая неделя декабря

 Д/и  Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Настольно – печатная игра «Собери вместе»

Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Вторая  неделя января

 Д/и  «Хочу и надо» Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке )

 Третья неделя января

Знакомимся с профессией «бухгалтера»   «банкира»

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, банкира её необходимости и общественной значимости.

Четвертая  неделя января

 Беседа : «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: (заработная плата) , формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Первая  неделя февраля

Д/и «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Вторая  неделя февраля

 

 Д/и   «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Третья  неделя февраля

"Занимательная экономика" (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике        

Словесная игра «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Четвертая неделя февраля

Основные направления  реализации проекта

Основное  направление  проекта  заключается в развитии и формировании экономического воспитания дошкольников через  дидактические игры.

В связи с этим  была поставлена главная цель :

  • Воспитание экономических знаний ;
  • Формирование экономического сознания;
  • Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в экономическом развитии .
  • Развитие познавательной действительности, познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственных действий.

Для реализации задач использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги.

Дидактические игры, используемые в рамках данного  проекта:  

 - настольно – печатные,    словесные игры , игры с предметами , игры с различными  игрушками, игры с денежными купюрами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

. Чтобы дети  проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

3.Заключительный этап.

Анализ результативности.

 1.Повысился уровень  экономических  знаний .

 2. Дети стали  активно использовать в игровой   деятельности основные экономические понятия и категории (деньги , цена, товар ,заработная плата )

3. Стали осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

4.  Получили  представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

5.  Стали понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Результаты диагностики детей

Начало проведения

проекта

Конечный результат проведения проекта

Результаты анкетирования родителей

Анкетирование родителей  показало, что у детей увеличился познавательный интерес к экономике , расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Начало прохождения

проекта

Конечный результат прохождения проекта

Заключение.

Реализация проекта    « Развитие экономического воспитания детей старшего  дошкольного возраста через дидактические игры» показала ,    всё  что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым.  Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Список литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. .

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003..

3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007.

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые иг
  2. ры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  3. . Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008.
  4. 7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс»,
  5. 8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ,
  6. 9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003.
  7. Интернет ресурсы https://www.minfin.ru/ru/document https://dohcolonoc.ru/ http://e.stvospitatel.ru/

Приложение 1

 

Вопросы для анкетирования родителей:

 

 

1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да

Б) нет

В) иногда

8. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Мы установили, следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

 

 

Приложение 2

 

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его день 4

4.Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

5.. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

7. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

8. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение 3.

Русские пословицы и поговорки о деньгах

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Презентация "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Данная презентация создана в рамках проекта "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру". Презентация кратко отражает цель проекта, задачи, средства реализац...

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте сейчас уделяется большое внимание.  Ценностное отношение к природе и формирование основы нравственно-экологической позиции наиболее эффекти...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...