Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»
методическая разработка (старшая группа)

Исаева Евгения Витальевна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131»

Методическая разработка по экологическому воспитанию

«Расширение  представлений о природе   у детей старшего дошкольного возраста через  дидактическую игру»

                                                                                                                  Выполнила:

воспитатель

 Исаева Евгения Витальевна

Городской округ Дзержинск

2021

Содержание

1.

Введение …………………………………………………..

Стр.3

2.

Основная часть……..........................................................

Стр.6

3.

Заключение……………………………………………….

Стр.10

4.

Литература…………………………………………………

Стр.11

5.

Приложения……………………………………………….

Стр.12

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

  1. ВВЕДЕНИЕ

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Цель экологического воспитания - расширять и уточнять представления детей о природе через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость  интенсивной  просветительской  работы  по  формированию   у детей  экологическое сознание.

Дошкольное  детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Тема «Расширение  представлений о природе   у детей старшего дошкольного возраста через  дидактическую игру» является актуальной, так как обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

  Одной из ведущих  форм деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 №30384) п. 2.6. гласит …..Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом  основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Вераксы Н.Е. и др.

 При проведении дидактических игр по формированию представлений         об окружающем мире необходимо очерчивать следующий круг  педагогических, образовательных задач:

– расширение представлений об окружающей действительности;

– расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;

 – закрепление знаний о труде взрослых;

 –уточнение представлений о предметах и их признаках.

 К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: образовательная деятельность, экологические игры, экологические сказки, практикумы, и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям  дошкольного возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение детей к разным видам познавательной деятельности детей. Хотелось бы обратиться конкретно к такой форме, как дидактическая  игра, и её использованию в воспитании экологической культуры. Данная форма основана на развёртывании особой игровой деятельности участников в природе. Каждая из форм организации  процесса стимулирует, высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи педагога при использовании им экологических игр состоят в следующем:

-формирование системы знаний о природе;

-формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

-формирование коммуникативных умений и навыков.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической (экологической) игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка. Так, дидактическая игра способствует:

-развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы). В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков;

-обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения);

-развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.

О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И. Грехова,  В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева, Л.А. Абрамян, С.Л. Рубинштейн и др. Изучение методической и научной литературы, опыта работы педагогов  показало, что активное формирование экологической культуры у детей происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.

Итак, детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В исследовании В.А. Дрязгуновой  демонстрируются некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по знакомству с природой в процессе дидактической игры,  которая тренирует умения детей распознавать растения, тренирует навыки находить сходства и различия признаков группы животных и растений.

По мнению Т.А.Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.

Правильное и систематическое применение дидактических игр  экологического цикла с детьми способствует активности детей на занятии, пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить полученные знания.  

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

         Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встаёт перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, свою работу строила  на следующих общепедагогических принципах отбора экологического образования. Принципы:

  1. Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.
  2. Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста.
  3. Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  4. Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
  5. Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.
  6. Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
  7. Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.
  8. Конструктивизм. В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
  9. Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
  10. Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.
  11. Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

-В специально организованных условиях;

-В повседневном общении,

-В самостоятельной деятельности;

-В сотрудничестве и взаимодействии с родителями;

Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумывала цель и дидактическую задачу, определяла место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировала саму игру и определяла степень участия в ней всех детей, продумывала оказание помощи застенчивым детям.

Дидактические игры использовала  на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. Большой интерес у детей вызывали  занятия, на которых происходили  встречи со сказочным героем. Они проходили  в разное время года и способствовали  расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе.

В своей работе использовала разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использовала игры путешествия, игры с игрушками аналогами, игры с литературными персонажами, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения. Они  помогают  скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения.

Мною разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.(Приложение «Перспективный план).

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, эко-деятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),

  - по ФЭМП  (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),
       -по ознакомлению с окружающим миром, и так далее и на другой образовательной деятельности.

Во время образовательной деятельности осуществляю прямое обучение, с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов). Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключила авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике прибегаю к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей так же  применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком. Они проходят в разное время года и способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи.

Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, а это положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Используя информационно-коммуникационную технологию, применяю серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Папа, мама и малыш»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

В своей работе  подбирала  и систематизировала разные виды  игр:

-дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

-настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

-словесные игры «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

После систематизации  дидактических игр необходимо придерживаться  определенных требований. 

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, соревнование.

2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их собирают  и т.д.

Учитывая, что ведущая роль в развитии, становлении, воспитании и социализации  ребёнка принадлежит семье, работу с родителями строила на основе сотрудничества и единства требований, поэтому видна положительная динамика в развитии данного направления.

Применяя принцип зонирования группового помещения, совместно с родителями создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений и животных, в игровом центре, содержащим необходимые атрибуты к играм, удовлетворить основную потребность в игре.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», и другие), провожу беседы на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе»,  «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.  Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы.  Повышают уровень экологической культуры совместное участие в экологических выставках   поделок и дидактических игр, рисунков («Что растет на грядках  », «Поделки из  природного материала «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»), создавали предметно-развивающую среду. Также родителям предлагаю принять участие в субботниках, для облагораживания территории детского сада, посадок кустарников и цветов. Тем самым выстраиваю систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе, я установила, что через дидактические игры, дети становятся более дисциплинированными, лучше контролируют свои поступки, охотно принимают и увлеченно выполняют задания и поручения взрослого, стремятся соблюдать правила общения и поведения. В игре дошкольникам легче осуществить некоторый контроль над своим поведением в природе, не причиняя при этом ей вреда. В известных пределах дети могут подчинять свою деятельность поставленным целям. Так, выполняя в игре задания по уходу за растением или животным, ребенок в большей степени способен исполнить поручение качественно, отказаться от различных приятных занятий, не окончив работу. Действительно, способность к волевым усилиям в условиях проведения дидактических игр экологического содержания позволяет детям старшего дошкольного возраста сосредоточивать и поддерживать произвольное внимание в процессе познания природы, наблюдать, запоминать, активно мыслить при установлении причин происходящих в природе явлений.

Уровень экологического развития дошкольников  отслеживала с помощью следующих оценочных критериев:

• представления о сезонных изменениях

• представления о домашних животных

• представления о диких животных

• знания об овощах и фруктах

• умение называть предметы окружения, их назначения и свойства

• бережное отношения к природе

• навыки ухода за растениями и животными

• знания о правилах поведения в природе

• знания экологических игр.

Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, позволил сделать вывод, что формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствует повышению уровня экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе.

        Таким образом, можно отметить, что уровень достижений детей по экологическому воспитанию, значительно повысился в результате планомерной, эффективной системы учебно-воспитательной работы в группе. Результативность работы обеспечивается правильным выбором эффективных методов, и приемов воспитания детей.

Можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В процессе экологического воспитания в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество конкретных жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Дети стали лучше  знать разные виды деревьев, кустарников, животных разных экологических групп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне, некоторых особенностях органов животных, стали замечать и понимать признаки «живого» –движение, питание, состояние по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения.

Считаю, что результаты и материалы настоящего опыта можно применять в работе с детьми и использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

4.ЛИТЕРАТУРА

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

2.Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение.- 1991

3.Веракса Н.Е.  От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.,2017

4.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой/ С.А. Веретенникова. – М., 2000

5.Газина О. Играя, познаем природу . // Дошкольное воспитание. – 2013. - №7

6.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

7.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997

8.Кондрашева Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании// Молодой ученый. — 2014 -№2

9.Николаева  С.Н.  Методика экологического воспитания в детском саду» М.// Изд. Дом «Карапуз», 2011

10. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

11.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим, 2017

12.Павлова Л.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

 // Дополнительное образование. – 2014. - № 2

13.Рыжова Н.А. Экологические игры//Дошкольное образование – 2012г. №4

14.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.

15.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017 г.

16. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.,1982

18.Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

19.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

5.ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективное планирование

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность детей и взрослых.

Самостоятельная деятельность детей

1.Тема: «Приготовим винегрет».

Цель: учить детей находить овощи по описанию, систематизировать представления об овощах с помощью вкусовых анализаторов, воспитывать желание выращивать урожай на огороде.

Материал: натуральные овощи (свекла, лук,

картофель, капуста),

нож, фартуки, клеёнки.

-д/и «Узнай по вкусу овощ»;

-приготовление винегрета;

-д/и «Что в земле, а что под землёй».

2. Тема: «Живые шнурочки» (эксперимент).

Цель:

-расширить и конкретизировать представления детей о дождевых червях, их роли в природе и жизни человека;

-учить устанавливать экологически значимые связи;

-закрепить навыки сравнительного наблюдения (червь и многоножка), учит выделять в сравнении существенные признаки;

-развивать познавательный интерес, стимулировать потребность в исследовательской деятельности;

-воспитывать гуманное отношение к живым существам;

-формировать у детей объяснительную речь, учить строить сложные предложения, используя опорные слова.

Материал: коробочки с дождевыми червями на каждого ребёнка; лупы; Стекло; баночка с водой; палочка, смоченная уксусом; поддон с землёй; многоножки в банке.

Методические приёмы:

-загадывание загадки;

-наблюдение за передвижением червей;

-рассматривание тельца червяка через лупу;

-беседа о строении червя;

-эксперимент –доказательство;

-игровая ситуация «Соседи»;

-игровое упражнение «Изобрази многоножку»;

-Д/и «Друг или враг».

3.Тема: «Без билета -по всему свету»(игра –эксперимент).

Цель: -показать детям способ распространения семян и плодов на примере семян одуванчика, репейника, огурца -артелериста, яблока и др.;

-установить зависимость способа распространения от строения плодов и семян;

-развивать интерес к жизни растений;

-воспитывать бережное отношение к природным материалам.

4.Тема: «Путешествие в зимнюю сказку».

Цель:

-закрепить представление детей о зимних изменениях в природе;

-вспомнить о жизни животных и птиц в лесу в зимний период;

-пробуждать эмоциональный отклик на явления зимней природы;

-учить использовать в речи слова и выражения участия, эмоционального сочувствия, сострадания.

Материал: фланелеграф,

изображения диких животных, уздечка с колокольцами, лукошко, перчаточная кукла «Заинька»,

-картинка с изображением тройки коней,

-аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

Методические приёмы-загадывание загадок о зиме, снеге, морозе-беседа на тему «Мороз –художник»;

-игра на фланелеграфе «Кто как зимует?»;

-словесная игра «Кто больше слов скажет о том, кто что делает».

-проблемная ситуация «Как помочь зайчику?»;

-рассматривание картины «Тройка»;

-игра-хоровод «Как на тоненький ледок»

5. Тема «Азбука поведения в природе».

Цель:

-познакомить детей с правилами поведения в природе;

-вызвать желание быть другом и защитником природы.

Материал: магнитофон, правила друзей природы в рисунках, карандаши, альбомные листы.

Методические приёмы:

-беседа на тему «Матушка природа. Кто она?»;

-психологический тест «Жалоба леса»;

-беседа «Кто может быть защитником леса?»;

-Д/и «Семь желаний природы»;

-моделирование

1.Д/и «Найди, что опишу».

Цель: развивать умение находить растение по описанию его отличительных признаков.

2.Д/и «Овощехранилище»

Цель: напомнить детям о том, что овощи выращивают на огороде, а фрукты – в садах; учит группировать овощи, фрукты по способам использования их в быту.

3. Д/и «Путешествие».

Цель: совершенствовать умение находить дорогу по названиям знакомых растений.

4. Д/и «Вершки –корешки».

Цель: закрепить знания о частях растений (овощи, фрукты), совершенствовать умение составлять из частей целое изображение.

5. Д/и «Угадай, что в мешочке».

Цель: развивать умение узнавать растения, овощи, фрукты по признакам, воспринимаемым на ощупь.

6. Труд на «Зимнем огороде».

Цель: учить детей рыхлить землю в ящиках с огурцами, устанавливать зависимость между уходом за растением и его ростом. Формировать представление о том, что растения живые – они дышат листьями. Учить пользоваться доказательной речью.

7. Игровая ситуация «Кто оставил следы (комочки земли) на тропинке?».

Цель: закрепить знания о строении животных, насекомых и червей.

8. Д/и «Пищевые цепочки»

Цель: закрепить знания детей о питании и приспособлении животных к условиям обитания.

9. Д/и «Кто где живёт». Цель: закрепить умение классифицировать животных по месту их обитания, уточнять и расширять представления о внешнем виде и способах передвижения животных.

10.Д/и «Узнай животное по схеме»

Цель: продолжать учить детей узнавать животное по обобщающим признакам (млекопитающие, насекомые, рыбы, птицы).

11. Д/и «Кто где живёт».

Цель: закрепить знания детей о месте обитания животных ( У лисы – нора, у птицы –гнездо, у медведя –берлога и т.д.)

12. «Зоопарк»

Цель: познакомить детей с разнообразием животного мира лесной, степной зоны, водоёмов, пустыни.

13.Беседа о птицах Нижегородской области.

Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц. Учить видеть особенности в их строении и поведении. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь элементами предметной модели. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

14. Д/и «Листья, корни, стебельки».

Цель: систематизировать знания о строении растений, выделять основные части растений и соотносить их строение с экологическими особенностями отдельной его части.

15. Д/и «Что появится из цветка».

Цель: систематизировать знания о росте и развитии растений; упражнять детей в подборе пар: цветок –плод; воспитывать интерес к растительному миру.

16. Д/и «Найди растение по семенам».

Цель: совершенствовать умение находить целое по части.

17. Д/и магазин «Семена».

Цель: закрепить умение группировать растение по месту произрастания и использованию в быту.

18. Д/и –труд «Банный день».

Цель: учить детей устанавливать связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли, закрепить названия комнатных растений и их частей, отличительных признаков.

19. Д/и -эксперимент «Усик, луковка, розетка».

Цель: показать детям способы размножения комнатных растений; условиях, необходимых для молодых саженцев; воспитывать бережное отношение к молодым росткам.

20.Игровая обучающая ситуация с игрушками –аналогами «Красота живой ели и наряженной искусственной ёлки».

Цель: учить детей понимать разнообразную красоту, видеть и ценить красоту живого растения.

21. Д/и «Экологические круги».

Цель: закрепить умение классифицировать животных по разным признакам; выделять существенные признаки отдельных групп животных.

22.Д/и «Когда это бывает?»

Цель: закрепить умение по описанию узнавать время года.

23.Д/и «Что опасно для природы?».

Цель: уточнить экологические знания детей, определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу, и др. природных сообществах.

24.Д/и «В заповеднике».

Цель: систематизировать знания о том, как люди пытаются решать проблемы загрязнения  заповедников, охрану растительного и животного мира; воспитывать бережное отношение к природе заповедных мест.

25. Д/и – труд «Лесник».

Цель: закрепить знание внешнего вида деревьев и кустарников, их составные части (ствол, ветки, листья, семена); умение собирать только те семена, которые назовёт воспитатель.

26.  Д/и «Плохо –хорошо»

Цель: закрепить правила поведения в природе.

«Зоопарк»

Цель: познакомить детей с разнообразием животного мира лесной, степной зоны, водоёмов, пустыни.

«Театр зверей»

Цель: показать сходство и отличие в проявлении чувств животных и человека; приучать детей к бережному отношению к объектам живой природы, желанию заботится о них.

«Ферма»

Цель: познакомить с профессией свиновода, конюха, дояркой; закрепить навыки ухода за домашними животными; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; оценивать значимость этих животных в жизни человека.

«Вижу в бинокль».

Цель: расширить знания детей о жизни на море, о профессии капитана.

Дидактические игры:

«Найди пару».

Цель: закрепить умение находить одинаковые по внешнему виду растения, называть их.

«Сложи растение из частей»

Цель: закрепить название частей растения, умение составлять из частей целое.

«С какой ветки детки?».

Цель: подбирать плоды и листья, принадлежащие одному растению, воспитывать познавательный интерес.

«Определи по тени».

Цель: умение узнавать животное по силуэту.

«Чей хвост?»

Цель: закрепить умение узнавать животное по

отдельной его части.

«Отгадай, кто я ?».

Цель: формировать элементарную систему экологических знаний о многообразии животных; выделение существенных признаков отдельных групп животных; формировать понятия: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Д/и «Цветочное лото» и «Лото животных».

Цель: закрепить умение находить одинаковы растения и животных по их изображению.

«Кто где живёт?».

Цель: учить группировать растения по их строению.

«Этажи леса».

Цель: познакомить с уровневой системой экологической природы.  

Перечень книг для детей:

-В. Кулиев «Сказка о добром муравье»;

-Г. Снегиров «Кто сажает лес?»;

-М. Пришвин «Этажи леса»;

-Л. Толстой «Дедушка Мазай и зайцы»;

-П. Воронько «Лучшие песни родного края»;

-К. Чуковский "Доктор Айболит».

Цикл экологических игр, для детей старшего дошкольного возраста

Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы).

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача.

Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» -«Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

«Пищевые цепочки на лугу»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается. растения - гусеница - птица злаковые травы -грызуны -змеи злаковые травы -мышь -хищные птицы следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь трава - кузнечик -луговые птицы насекомые и их личинки -крот -хищные птицы тля -божья коровка -куропатка -хищные птицы травы (клевер) –шмель.

 «Пищевые цепочки водоёма»

 Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка -цапля червячок -рыбка –чайка водоросли -улитка -рак ряска -малёк -хищная рыба

«Пищевые цепочки в лесу» 

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: растения -гусеница -птицы растения -мышка -сова растения -заяц -лиса насекомые -ежи грибы -белки -куницы лесные злаки -лось -медведь молодые побеги -лось –медведь.

 Игра-загадка «Лес».

Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.

Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети -отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.

Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)

И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)

Воспитатель продолжает: На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, Шапочки зелены. (После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)

-Что же у нас получилось? -спрашивает воспитатель.

-(Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев?

-Читает загадки: Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)

Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает. (Земляника.)

(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)

-В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый -краса! А зовут ее... (Лиса.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.(Сорока.)

Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.

-Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!

Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей. Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).

В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:

Богатырь стоит богат,

Угощает все ребят:

Ваню -земляникой,

Таню -костяникой,

Машеньку -орешком,

Петю -сыроежкой,

Катеньку -малинкой,

Васю -хворостинкой. (Лес.)

«Ухаживаем за растениями»

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7–8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют –дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Игра «Журавли-журавли»

 Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом дугой. Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни.

«Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!» - вереница детей делает плавные зигзаги.

 Вожак поёт дальше «Змея, заворачивайся в кольцо»,

 «Змея выпрямляется» и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

«Угадай, какой ты зверь»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Оборудование. Картинки с изображением животных.

Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.

Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».

Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он. Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка. Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных. Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».

«Грибная полянка» 

Цель: Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой -подберезовик, под осиной -подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.

Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Ход. Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами. Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик. Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.

 О человеке, как части природы.

«Природа и человек»

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

«Буря на море» 

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

 Игра «Изобрази»

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите детям народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

 3. О культуре поведения в природе.

«С чем нельзя в лес ходить?» 

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

«Что опасно для природы?»

Цель: уточнить экологические знания детей, определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу, и др. природных сообществах.

«Плохо – хорошо»

Цель: закрепить правила поведения в природе.

«Айболит спешит на помощь»

Цель: продолжать учить бережно относиться к животным, сочувствовать их состоянию; оказывать помощь; дополнить знания детей о жизни животных в Африке; учить детей использовать ранее полученные знания в игре; учить речевому диалогу между собой.

Формирование экологических представлений о мире животных

Игры с предметами

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

«Что сначала – что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные

Игра «Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные

Игра: «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Игра «Отгадай кто это?»

Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры: Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания...) дети должны отгадать про кого идет речь.

Формирование экологических представлений о растениях

Игры с предметами

Игра «Детки на ветке»

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому  листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству

.Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные

Игра «Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором –цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем. Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные

Игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

Игры с предметами

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный –песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные

Игра «Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей. Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1–2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе –рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Растения

Игра «Что сначала, что потом?

Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: овощи и фрукты (4-5 наименований) разной степени спелости. Например, помидор зеленый, начинающий краснеть, бурый и красный.

Ход игры: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ», - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группы. Причем, внутри каждой группы они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания - от неспелому к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстрее и встанет в правильной последовательности.

Игра «Угадай растение»

Дидактическая задача: найти растение по названию.

Ход игры: растения стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Сейчас я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание «Знаток природы».

Животные.

Игра «Птицы»

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Ход игры: все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки мячик и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает мяч и быстро отвечает: « Орел» Затем он передает мяч своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?». «Воробей»,- отвечает тот и быстро передает мяч следующему. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз называется новая птица.

Человек.

Игра «Можно-нельзя»

Дидактическая задача. Сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе.

Ход игры. Дети следят за столами, перед каждым ребенком красная и зеленая карточки. Педагог объясняет: «Ребята, если я буду называть то, что можно делать, что не навредит природе, то вы поднимаете зеленую карточку, а если то, что нельзя, то красную». После каждого ответа, один из детей объясняет, почему он поднял такую карточку. Например: «Разжигать костер в лесу», «Разорять гнезда птиц», «Подкармливать птиц зимой», «Ломать веточки деревьев», «Делать лунки для рыб зимой», и т.д.

Экологическая игра «Зеленые карты» 

  Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания         животных в природе. 

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных растений и животных, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него). 

Ход игры: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребёнка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек. 

Экологическая игра «Зоологический стадион»

Цель игры: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе. 

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один -белка, две - пчела, 3 - ласточки, 4 -медведь, 5 -муравей, 6- скворец.

На отдельных карточках изображены иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (дупло, улей, берлога, муравейник, скворечник и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Ход игры: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Аптека Айболита

Цель игры: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. 

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «Зеленым доктором».

Аналогичные игры можно проводить на такие темы как:  «Грибы», «Съедобные-несъедобные грибы», «Ягоды», «Цветы луговые» и др.  

 

Экологическая игра «Лесник» 

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. 

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.). 

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

 

Экологическая игра «Прогулка в лес»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам).

Ход игры: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

Экологическая игра «Пирамида «птицы»

Цель: продолжать формировать у детей знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант — плоскостной:  набор карточек разного цвета (синих, желтых, черных, красных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).

Второй вариант — объемный:  набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например: ель — еловая шишка — клест; рябина — ягоды рябины — снегирь; водоросли — улитка — утка; дуб — желуди — сойка; трава — кузнечик — аист).

Ход игры: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

«Экологическая башня «Лес»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

Второй вариант - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса ( лес - гриб - белка -куница; лес - ягоды -еж - лиса; лес -цветок - пчела - медведь;  лес - желуди - дикий кабан - волк; лес -береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.).

Ход игры: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей. Методичка адресована воспитателям ДОУ...

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Экологический КВН «Человек — друг природы» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: закрепить и расширить знания учащихся о природе; воспитывать заботливое отношение к родному краю; учить разумно использовать дары природы; развивать творческие способности дете...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...