Выступление на педагогическом совете
материал

Огорельцева Татьяна Николаевна

Технология использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе о Великой отечественной войне у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования буктрейлера как средства формирования

интереса к художественной литературе о Великой отечественной

войне у детей старшего дошкольного возраста

«Чтение - это окошко, через которое дети видят

       и познают мир и самих себя»

(В.А. Сухомлинский)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из ключевых задач определяет «формирование общей культуры ребенка, приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям» Одной из составляющих общей культуры является культура чтения, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя.

Вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором.

Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм. Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. Ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Для меня стал вопрос: «Как рассказать детям моей группы о войне?!», «Как развить интерес детей к художественной литературе о войне?!» Времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме, мною проводилась целенаправленная работа, а именно: тематические занятия, продуктивная, игровая деятельность, походы в музей СОКШ №4. И только тогда, когда у детей сформировалось представление о том, что же такое «война», предложила рассказы, стихи и повести об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Тема очень сложная для восприятия и предполагает активную деятельность не только со стороны воспитателей, но и со стороны родителей. Их участие заключается не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Беседы и просмотр телепередач на военную тематику; рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек); заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему; участие в выставках совместного семейного творчества в ДОУ; посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность) помогут детям лучше проникнуться этой темой.

Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Передо мной встал выбор: Какие же книги о войне для детей можно прочитать? Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие детей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь. Разумеется, самыми интересными для детей те произведения, герои которых их сверстники.

Существует достаточно средств, чтоб привлечь интерес ребенка к книге. Моя задача - найти наиболее подходящее, учитывающее тип восприятия, особенности и интересы детей моей группы. И тут на помощь пришла информационно-коммуникационная технология - Буктрейлер.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — короткий эмоциональный рекламный видеоролик к художественной литературе, научному или популярному тексту, призванный привлечь интерес к чтению данного текста. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии.

В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется в библиотечной среде, а также в школьном обучении - как инновационный метод повышения интереса к литературе и чтению. В практике дошкольного образования вопрос применения буктрейлера, по результатам анализа литературных и интернет-источников, остается неизученным, отсутствует технология работы с детьми дошкольного возраста. Всё это привело к разработке технологии использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, что предполагает включение буктрейлеров в процесс восприятия литературных произведений, где он выступает мотивацией для дальнейшего знакомства с произведением.

Классификации буктрейлеров. 

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть: 

1) игровые (минифильм по книге); 

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге). 

По содержанию буктрейлеры можно классифицировать, как: 

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста). 

Основные этапы создания буктрейлера.

1. Выбор книги для создания буктрейлера.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). 

3. Подбор материалов для видеоряда. 

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию, или подобрать музыку. 

5. Выбрать программу для работы с видео.

6. Видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК. 

7. Экспертиза.

Буктрейлеры использовались, как средства, в разных структурных компонентах деятельности: в образовательной деятельности, в режимных моментах (круг детского чтения), во время досуговых мероприятий (вечерние развлечения для детей). Они стали ярким мотивационным компонентом, что позволило увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности к литературным произведениям, посвящённым Великой Отечественной войне.

Работа строилась на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми следующим образом:

1. Просмотр буктрейлера.

2. Беседа по содержанию буктрейлера, нацеленная на дальнейшее восприятие произведения.

3. Восприятие художественного произведения (чтение).

Иными словами, перед восприятием литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению. После просмотра организовывалась беседа с детьми по буктрейлеру, которая позволила уточнить первоначальные представления и нацелить на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения (слушание).

Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования – в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапности реализации технологии и непременно - ориентация на активность ребенка. Эффективность буктрейлера как средства доказана опытно-экспериментальным путем – произошел качественный рост показателей уровня сформированности интереса к художественной литературе о войне.

Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создаётся буктрейлер, поэтому следующим этапом моей работы по этой технологии будет создание буктрейлера совместно с детьми на предложенную ими тему, а также планирую познакомить родителей с технологией буктреллер и как ее можно использовать для привлечение детей к чтению художественной литературы.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что буктрейлер можно использовать как одну из технологий формирования интереса детей к книге, к художественным произведениям в целом. Дети через буктреллер погружаются в информацию, раздвигающую границы книг что развивает познавательные интересы. Таким образом, использование технологии буктрейлер отлично вписалось в требования ФГОС. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...