Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «От А до Я»
рабочая программа (подготовительная группа)

Вишнякова Наталья Анатольевна

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа "От А до Я"70.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики и английского языка» дошкольное структурное подразделение

по ул. А. Кокорина 40, ул. Желябова 15А

Принята на заседании      

 педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ

                        __________ Л. И. Артемьева

«___»__________________2021 г.      

М.П.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«От А до Я»

Возраст обучающих 6 – 7 лет

Срок реализации 1 год

Автор - составитель:

Вишнякова Наталья Анатольевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Боровичи, 2021

Содержание

1.        Пояснительная записка.

2.        Учебный план.

3.        Содержание учебного плана.

4.        Организационно-педагогические условия реализации программы.

5.        Формы контроля и особенности организации педагогической диагностики.

6.        Календарно – учебный график.

7.        Информационное обеспечение реализации программы.

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  2.  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3.  Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

направленность программы: социально – педагогической направленности

актуальность программы: программа составлена с учетом требований, предъявленных к дополнительному образованию.  К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе, причём проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Цель программы:

развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать и развивать фонематический слух;
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • Знакомить со слоговой структурой слова;
  • Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарный запас детей;
  • Учить соотносить звук и букву;
  • Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
  • Подготовить руки ребенка к письму;
  • Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
  • Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать;
  • Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
  • Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Категория учащихся, для которой программа актуальна: программа предназначена для детей от 6 - 7 лет.

Формы и режим занятий: форма занятий - групповая. Продолжительность занятия - 30 мин. Занятия проводится 1 раз в неделю.

Срок реализации программы – 1 год (36 часов).

Планируемые результаты: 

Чтобы успешно реализовать программу по обучению навыкам чтения детей, используем разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ - беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа). Развивая фонематический слух детей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Основными показателями выполнения программных требований является овладение практическими навыками и умениями.        

Ожидаемый результат обучения:

  • достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • соблюдать нормы произношения;
  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
  • правильно согласовывать слова в предложении;
  • понимать смысл прочитанного;
  • составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу, словом, и т.п.;
  • ориентироваться на странице тетради, книги;
  • правильно использовать предлоги;
  • правильно произносить звуки.

Форма проведения итогов реализации программы «От А до Я» - это наблюдения, открытые занятия для родителей.

2. Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Звуки гласные и согласные

1

0,5

0,5

Наблюдение

1.1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

1

0,5

0,5

Наблюдение

2

Буквы гласные

6

1,8

4,2

Наблюдение

2.1

Гласные буквы А, Я

1

0,3

0,7

Наблюдение

2.2

Гласные буквы О, Ё

1

0,3

0,7

Наблюдение

2.3

Гласные буквы У, Ю

1

0,3

0,7

Наблюдение

2.4

Гласные буквы Э, Е

1

0,3

0,7

Наблюдение

2.5

Гласные буквы ы, И

1

0,3

0,7

Наблюдение

2.6

Гласные буквы (закрепление)

1

0,3

0,7

Наблюдение

3

Буквы согласные

25

7,5

17,5

Наблюдение

3.1

Твердые и мягкие согласные [с], [с']. Буква С

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.2

Звуки [с], [с']. Буква С. Слог - слияние

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.3

Звуки [м], [м']. Буква М. Деление на слоги

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.4

Звуки [х], [х']. Буква Х. Ударение

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.5

Звуки [н], [н']. Буква Н. Предложение

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.6

Звуки [р], [р']. Буква Р

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.7

Звуки [л], [л']. Буква Л. Предлоги

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.8

Звуки [з], [з']. Буква З

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.9

Изученные согласные буквы (закрепление)

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.10

Звуки [в], [в']. Буква В

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.11

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.12

Звуки [г], [г']. Буква Г

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.13

Звуки [к], [к']. Буква К

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.14

Звуки [б], [б']. Буква Б

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.15

Звуки [п], [п']. Буква П

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.16

Звуки [д], [д']. Буква Д

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.17

Звуки [т], [т']. Буква Т

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.18

Звук [ж]. Буква Ж

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.19

Звук [ш]. Буква Ш

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.20

Парные согласные звуки (закрепление)

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.21

Звук [ц]. Буква Ц

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.22

Звук [й]. Буква Й

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.23

Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.24

Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу

1

0,3

0,7

Наблюдение

3.25

Буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (закрепление)

1

0,3

0,7

Наблюдение

4

Буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука

1

0,3

0,7

Наблюдение

4.1

Гласные Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука

1

0,3

0,7

Наблюдение

5

Буквы ь, ъ

2

0,6

1,4

Наблюдение

5.1

Разделительный мягкий знак

1

0,3

0,7

Наблюдение

5.2

Разделительный твердый знак

1

0,3

0,7

Наблюдение

6

Алфавит

1

0,3

0,7

Итоговое мероприятие

6.1

Алфавит

1

0,3

0,7

3. Содержание учебного плана

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Теория: понятия «звук», «звуковичок», гласный, согласный звуки

Практика: Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов. Рассматривание картинок в альбоме. Выполнение письменного задания.

2. Буквы гласные

2.1 Гласные буквы А, Я

Теория: понятие «буква», буквы А, Я. Знакомство с городом букв

Практика: Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение букв в Городе букв. Звуковой диктант.

2.2 Гласные буквы О, Ё

Теория: знакомство с буквами О, Ё

Практика: Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Нахождение букв в Городе букв. Зарисовка графического образа. Звуковой диктант. Чтение букв.

2.3 Гласные буквы У, Ю

Теория: знакомство с буквами У, Ю

Практика: Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Нахождение букв в Городе букв. Зарисовка графического образа. Звуковой диктант. Чтение букв и слов.

2.4 Гласные буквы Э, Е

Теория: знакомство с буквами Э, Е

Практика: Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Нахождение букв в Городе букв. Зарисовка графического образа. Звуковой диктант.

2.5 Гласные буквы ы, И

Теория: знакомство с буквами ы, И

Практика: Характеристика звуков, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Нахождение букв в Городе букв. Зарисовка графического образа. Чтение букв. Диктант.

2.6 Гласные буквы (закрепление)

Теория: закрепление изученного материала буквы А, Я, У, Ю, Э, Е, ы, И.

Практика: Выделение гласных букв. Заучивание стихотворения. Чтение букв. Зарисовка букв.

3. Буквы согласные

3.1 Твердые и мягкие согласные [с], [с']. Буква С

Теория: понятие «твердый» и «мягкий» согласные звуки. Буква С, звуки [с], [с'].

Практика: игра «Имена». Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой С. Зарисовка графического образа. 

3.2 Звуки [с], [с']. Буква С. Слог – слияние

Теория: Буква С, звуки [с], [с']. Понятие «слог – слияние»

Практика: Выделение звука в словах, распознавание звука, определение места звука в слове. Знакомство со слогом – слиянием. Распознание слогов – слияния. Схема слогов – слияния. Чтение слогов. Диктант. Составление звуковых схем слов.

3.3 Звуки [м], [м']. Буква М. Деление на слоги

Теория: Буква М, звуки [м], [м']. Понятие «слог».

Практика: Диктант – повторение. Различие звуков [м], [м'] на слух. Знакомство с буквой М. Работа с городом букв, буквой С. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Звуковые схемы слов «Мама», «сам», «им». Деление слов на слоги.

3.4 Звуки [х], [х']. Буква Х. Ударение

Теория: Буква Х, звуки [х], [х']. Понятие «Ударение»

Практика: Знакомство со звуками [х], [х']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Х. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Звуковой анализ слова «мех». Деление слов «муха», «ухо» и «уха» на слоги. Знакомство с понятием «ударение».

3.5 Звуки [н], [н']. Буква Н. Предложение

Теория: Буква Н, звуки [н], [н']. Понятие «Предложение»

Практика: Знакомство со звуками [н], [н']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Н. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. Составление схемы предложения.

3.6 Звуки [р], [р']. Буква Р

Теория: Буква Р, звуки [р], [р'].

Практика: Знакомство со звуками [р], [р']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Р. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Звуковой анализ слов «рана», «нора», «армия». Выделение ударного слога в слове. Работа со схемой предложения.

3.7 Звуки [л], [л']. Буква Л. Предлоги

Теория: Буква Л, звуки [л], [л']. Понятие «Предлоги»

Практика: Знакомство со звуками [л], [л']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Л. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Деление слов на слоги. Работа с предлогами.

3.8 Звуки [з], [з']. Буква З

Теория: Буква З, звуки [з], [з'].

Практика: Знакомство со звуками [з], [з']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой З. Зарисовка графического образа. Чтение слогов и слов. Слоговой диктант. Работа с предлогами.

3.9 Изученные согласные буквы (закрепление)

Теория: Закрепление знаний о согласных С, М, Х, Н, Р, Л, З

Практика: Подбор звуковой схемы к словам. Звуковой анализ слов «Лимоны», «Зерно». Слоговой анализ слова. Выделение ударной гласной. Работа со схемой предложения. Слоговой диктант.

3.10 Звуки [в], [в']. Буква В

Теория: Буква В, звуки [в], [в'].

Практика: Знакомство со звуками [в], [в']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой В. Зарисовка графического образа. Чтение слогов и слов. Работа со звуковой схемой слова. Работа с предлогами.

3.11 Звуки [ф], [ф']. Буква Ф

Теория: Буква Ф, звуки [ф], [ф'].

Практика: Знакомство со звуками [ф], [ф']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Ф. Зарисовка графического образа. Чтение слогов и слов. Деление слов на слоги. Определение ударного слога в слове.

3.12 Звуки [г], [г']. Буква Г

Теория: Буква Г, звуки [г], [г'].

Практика: Знакомство со звуками [г], [г']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Г. Зарисовка графического образа. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слов «Гена», «глина», «магнит». Работа с текстом.

3.13 Звуки [к], [к']. Буква К

Теория: Буква К, звуки [к], [к'].

Практика: Пополнение знаний по теме «Космос». Знакомство со звуками [к], [к']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой К. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Развитие смысловой стороны речи. Чтение слов. Работа с текстом.

3.14 Звуки [б], [б']. Буква Б

Теория: Буква Б, звуки [б], [б'].

Практика: Пополнение знаний по теме «Хлебобулочные изделия». Знакомство со звуками [б], [б']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Б. Зарисовка графического образа. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Работа с пословицей «Хлеб – всему голова». Развитие связной речи. Составление схемы предложения.

3.14 Звуки [п], [п']. Буква П

Теория: Буква П, звуки [п], [п'].

Практика: Пополнение знаний по теме «Посуда». Знакомство со звуками [п], [п']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой П. Зарисовка графического образа. Чтение слогов. Слоговой диктант. Чтение слов. Работа сна уровне слова (замена букв). Развитие связной речи.

3.16 Звуки [д], [д']. Буква Д

Теория: Буква Д, звуки [д], [д'].

Практика: Знакомство со звуками [п], [п']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Д. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Работа с антонимами. Работа с вопросительным предложением. Развитие связной речи.

3.17        Звуки [т], [т']. Буква Т

Теория: Буква Т, звуки [т], [т'].  

Практика: Пополнение знаний по теме «Мебель». Знакомство со звуками [т], [т']. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Т. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Работа на уровне текста. Работа над интонационной выразительностью речи.

3.18        Звуки [ж]. Буква Ж

Теория: Буква Ж, звук [ж].  

Практика: Знакомство со звуком [ж]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Ж. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие связной речи. Составление схемы предложения.

3.19        Звук [ш]. Буква Ш

Теория: Буква Ш, звук [ш].  

Практика: Пополнение знаний по теме «Одежда». Знакомство со звуком [ш]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Ш. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Развитие мышления. Развитие связной речи.

3.20 Парные согласные звуки (закрепление)

Теория: Парные согласные  

Практика: Закрепление знаний о парных согласных. Слоговой диктант. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (чтение слогов и соединение из них слов). Развитие навыков слогового анализа, выделения ударного слога. Развитие навыков звукового анализа. Работа со схемой предложения.

3.21 Звук [ц]. Буква Ц

Теория: Буква Ц, звук [ц].  

Практика: Знакомство со звуком [ц]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Ц. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Составление схемы предложения.

3.22 Звук [й]. Буква Й

Теория: Буква Й, звук [й].  

Практика: Знакомство со звуком [й]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Й. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Развитие логического мышления. Развитие навыка звукового анализа.

3.23        Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу

Теория: Буква Ч, звук [ч].  Сочетания ча, чу

Практика: Знакомство со звуком [ч]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Ч. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Развитие логического мышления. Закрепление навыка звукового анализа.

3.24        Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу

Теория: Буква Щ, звук [щ].  Сочетания ща, щу

Практика: Знакомство со звуком [щ]. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Работа с городом букв, буквой Щ. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов. Развитие навыка слогового анализа. Развитие логического мышления. Закрепление навыка звукового анализа.

3.25        Буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (закрепление)

Теория: Буквы Ш, Ж, Ц обозначающие всегда твердые согласные звуки. Буквы Ч, Щ, Й обозначающие всегда мягкие согласные звуки

Практика: Закрепление знаний детей об изученных звуках. Развитие навыка звукового анализа и синтеза

4.1 Гласные Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука

Теория: Буквы Я, Ю, Е, Ё.

Практика: Изучений йотированных гласных, стоящих в начале слова и звуков, которые они обозначают. Закрепление навыка звукового анализа. Чтение словосочетаний.

5.1        Разделительный мягкий знак

Теория: Буква Ь

Практика: Знакомство с буквой Ь. Работа с городом букв, буквой Ь. Зарисовка графического образа. Чтение слов. Закрепление навыка правильного чтения слов с мягким знаком. Закрепление звуко - буквенного анализа. Закрепление навыка слогового анализа.

5.2        Разделительный твердый знак

Теория: Буква Ъ

Практика: Знакомство с буквой Ъ. Работа с городом букв, буквой Ъ. Зарисовка графического образа. Чтение слов. Закрепление навыка правильного чтения слов с мягким знаком. Закрепление звуко - буквенного анализа. Закрепление навыка слогового анализа.

6 Алфавит

6.1 Алфавит

Теория: закрепление изученного материала

Практика: Знакомство с алфавитом. Закрепление знаний об алфавите.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материально-технические условия

Информационно-методические условия

Инвентарь, пособия

Групповое помещение

тетрадь – альбом «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».

Ноутбук.

Предметные картинки (овощи, животные, фрукты, мебель, цветы, водный транспорт, насекомые), мяч, игрушки, картины по временам года, флажки, настольный театр, схемы слов, трафареты (птиц, шуба, шапка, елочка, животных, высотных домов), шкатулка, звоночки, картины из серии («Животные»,

«Наши маленькие друзья»), графические схемы предложений, конверт с фишками (синий, красный, зеленый),

карточки со словами, счетные палочки, букварь, карточки с изображением букв (шрифт черный), буквы-заготовки, разноцветные шерстяные нитки, пластилин,

«Чудесный мешочек», тетрадь – альбом «До школы шесть месяц: срочно учимся читать», простой карандаш,

цветные карандаши, ластик.

5. Формы контроля и особенности организации педагогической диагностики

Форма проведения итогов реализации программы «От А до Я» — это наблюдения, открытые занятия для родителей.

        Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) обучения проводится 2 раза в год.

Цель мониторинга: определить освоение программного материала.

Срок проведения мониторинга – сентябрь и май месяц.

Методы мониторинга - выполнение диагностических показателей:

1. Скажи одно слово.

 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

 При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

Фонемный анализ

анализ предложений

 

Обработка и интерпретация результатов исследования.

6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему;

3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.

На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

6. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол – во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

03.09.21

15.30

Занятие

1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Подг. группа

Наблюдение

2

Сентябрь

10.09.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы А, Я

Подг. группа

Наблюдение

3

Сентябрь

17.09.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы О, Ё

Подг. группа

Наблюдение

4

Сентябрь

24.09.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы У, Ю

Подг. группа

Наблюдение

5

Октябрь

01.10.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы Э, Е

Подг. группа

Наблюдение

6

Октябрь

08.10.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы ы, И

Подг. группа

Наблюдение

7

Октябрь

15.10.21

15.30

Занятие

1

Гласные буквы (закрепление)

Подг. группа

Наблюдение

8

Октябрь

22.10.21

15.30

Занятие

1

Твердые и мягкие согласные [с], [с']. Буква С

Подг. группа

Наблюдение

9

Ноябрь

05.11.21

15.30

Занятие

1

Звуки [с], [с']. Буква С. Слог - слияние

Подг. группа

Наблюдение

10

Ноябрь

12.11.21

15.30

Занятие

1

Звуки [м], [м']. Буква М. Деление на слоги

Подг. группа

Наблюдение

11

Ноябрь

19.11.21

15.30

Занятие

1

Звуки [х], [х']. Буква Х. Ударение

Подг. группа

Наблюдение

12

Ноябрь

26.11.21

15.30

Занятие

1

Звуки [н], [н']. Буква Н. Предложение

Подг. группа

Наблюдение

13

Декабрь

03.12.21

15.30

Занятие

1

Звуки [р], [р']. Буква Р

Подг. группа

Наблюдение

14

Декабрь

10.12.21

15.30

Занятие

1

Звуки [л], [л']. Буква Л. Предлоги

Подг. группа

Наблюдение

15

Декабрь

17.11.21

15.30

Занятие

1

Звуки [з], [з']. Буква З

Подг. группа

Наблюдение

16

Декабрь

24.11.21

15.30

Занятие

1

Изученные согласные буквы (закрепление)

Подг. группа

Наблюдение

17

Январь

10.01.22

15.30

Занятие

1

Звуки [в], [в']. Буква В

Подг. группа

Наблюдение

18

Январь

14.01.22

15.30

Занятие

1

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф

Подг. группа

Наблюдение

19

Январь

21.01.22

15.30

Занятие

1

Звуки [г], [г']. Буква Г

Подг. группа

Наблюдение

20

Январь

28.01.22

15.30

Занятие

1

Звуки [к], [к']. Буква К

Подг. группа

Наблюдение

21

Февраль

04.02.22

15.30

Занятие

1

Звуки [б], [б']. Буква Б

Подг. группа

Наблюдение

22

Февраль

11.02.22

15.30

Занятие

1

Звуки [п], [п']. Буква П

Подг. группа

Наблюдение

23

Февраль

18.02.22

15.30

Занятие

1

Звуки [д], [д']. Буква Д

Подг. группа

Наблюдение

24

Февраль

25.02.22

15.30

Занятие

1

Звуки [т], [т']. Буква Т

Подг. группа

Наблюдение

25

Март

04.03.22

15.30

Занятие

1

Звук [ж]. Буква Ж

Подг. группа

Наблюдение

26

Март

11.03.22

15.30

Занятие

1

Звук [ш]. Буква Ш

Подг. группа

Наблюдение

27

Март

18.03.22

15.30

Занятие

1

Парные согласные звуки (закрепление)

Подг. группа

Наблюдение

28

Март

25.03.22

15.30

Занятие

1

Звук [ц]. Буква Ц

Подг. группа

Наблюдение

29

Апрель

01.04.22

15.30

Занятие

1

Звук [й]. Буква Й

Подг. группа

Наблюдение

30

Апрель

08.02.22

15.30

Занятие

1

Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу

Подг. группа

Наблюдение

31

Апрель

15.02.22

15.30

Занятие

1

Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу

Подг. группа

Наблюдение

32

Апрель

22.02.2

15.30

Занятие

1

Буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки (закрепление)

Подг. группа

Наблюдение

33

Май

06.05.22

15.30

Занятие

1

Гласные Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука

Подг. группа

Наблюдение

34

Май

13.05.22

15.30

Занятие

1

Разделительный мягкий знак

Подг. группа

Наблюдение

35

Май

20.05.22

15.30

Занятие

1

Разделительный твердый знак

Подг. группа

Наблюдение

36

Май

27.05.22

15.30

Занятие

1

Алфавит

Подг. группа

Наблюдение

7. Информационное обеспечение реализации программы.

  1. Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения», «Знание», 1987
  2. О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать», «Гном и Д», 2009
  3. Н. В. Нищева Будем говорить правильно. С.П.: Детство-Пресс,2002 Е.Н. Косинова. Уроки логопеда. -М.: Эксмо.2008
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.: Литера,2005
  5. Т.И Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», Просвещение, 2006
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки".  В основе программы  использована методика  Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...