Доклад для воспитателей доу. "Патриотическое воспитание дошкольников"
консультация (старшая группа)

Ломакина Ольга Николаевна

Доклад для воспитателей доу. "Патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley.docx11.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  25 «СВЕТЛЯЧОК»

Доклад для воспитателей доу.

                             

Тема; «Пение, как средство формирования патриотических                            

                чувств у детей дошкольного возраста».

                                                                 

                                       Составила Ломакина Ольга Николаевна

 

Цель: формирование чувств патриотизма, представления о героизме и уважения к защитникам Родины, посредством совместной с родителями деятельности.

Задачи:

- привлечь родителей воспитанников к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, своему поселку, уважение к героям ВОВ;

- пополнять знания о городах – героях;

- познакомить с трудностями фронтовых будней;

- развивать певческие умения при исполнении песен военных лет;

- закреплять и развивать умения выразительно читать стихи;

- продолжать формировать умение оказывать первую медицинскую помощь;

- развивать фантазию, творческие способности;

- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является нравственно-патриотическое воспитание детей. Поэтому я взяла тему по самообразованию, связанную с нравственно-патриотическим воспитанием: «Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Цель: воспитание у детей нравственно-патриотического чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу, России,  бережного отношения к природе и всему живому через пение.

Народная песня вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.  Часто в своей работе я использую русские народные песни, игры и хороводы.Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.Традиционно осенний праздник в подготовительной к школе группе «Россия, Россия – края дорогие» мы проводим в русском народном жанре. Все дети были одеты в русские народные костюмы, пели песни о России («Россия» Г. Струве, «Край родной» Е. Гомоновой), о красоте русской природы, играли в русские народные игры под пение народных потешек, водили хороводы («Калинушка» А. Филиппенко). В детском саду мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами – Святки, Масленица, Пасха. Дети с удовольствием поют русские народные колядки, заклички. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством русского народа. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.Говоря о нравственно-патриотическом воспитании хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это проект «Знакомство с родным городом», который традиционно завершается музыкально-литературной гостиной «Мой любимый город Лысково». В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины, разучиваем песни данной тематики, которые легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В этой теме на музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен. При  подборе  песен о войне для детей старшего дошкольного возраста учитывались не только возрастные особенности, необходимые для исполнения, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети исполняют песни о войне, танцы, смотрят видео. Например, песни «Вечный огонь», «День Победы».

Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни о маме, о бабушке. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В мелодии этих песен  звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников - это и чувство гордости за свою маму.Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях,  знакомя  детей с произведениями русских классиков и творчеством  современных композиторов, пишущих для детей.Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Классические произведения используются мной не только в качестве пения и восприятия, но и в инсценировках, ритмических  движениях, импровизациях.

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. Песня прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни,  а приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения -

одна из самых актуальных задач нашего времени. Те изменения, которые

произошли в нашей стране за последние годы, привели к искажениям в

представлении о патриотизме, доброте, великодушии у детей. Сегодня

материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности

переходного периода не должны стать причиной приостановки

патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного

воспитания это шаг к возрождению России.

Осознание актуальности данной проблемы на современном этапе,

ведёт к тому, что формирование личности дошкольника невозможно без

воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста

состоит в том, чтобы взрастить в детской душе любовь родному дому, к

своей семье, к истории и культуре страны, к родному краю и людям,

живущим на нашей прекрасной планете.

Воспитание патриотизма у детей осуществляется ежеминутно, на

занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким

образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского

сада. В.В. Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие

мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека

и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего

человека, величие и, ни с чем несравнимая красота Отечества».

Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с изучения

методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон

подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы

работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем

ДОУ.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которое включает

в себя решение задач не только нравственного, но и трудового,

интеллектуального, эстетического и физического воспитания.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое,

живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о

Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут

радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому

прошлому своей страны. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя

непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому

представлять то, что хорошо знакомо.

 Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

1

помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование

таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение

к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети

учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая

этого.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной –

процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к

случаю. Положительного результата можно достичь только систематической

работой.

 Работа с детьми по патриотическому воспитанию в процессе

музыкальной деятельности ведётся последовательно, согласно комплексно тематическому планированию на учебный год. Традиционно проводятся

такие тематические праздники, как «Осенняя Ярмарка», «День Матери»,

«День Защитника Отечества!», «8 Марта!», «День города» «Праздник

Дружбы народов», «День Победы!».

Комплексно-тематическое планирование составляется так, чтобы оно

способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы

повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание,

объем познавательного материала и длительность изучения.

Приобщая детей к русской культуре, предлагаю послушать русские

народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного

искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями.

Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр

и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и

развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания

подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое

воспитание. Работу по данному направлению можно представить как

интеграцию различных видов деятельности. Это лекции, экскурсии, изучение

традиций воинской доблести и славы России, исполнение песен на военную

тематику, слушание музыкальных произведений по данному направлению.

Также дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией

гимна.

Кульминацией являются праздники, посвящённые Дню воинской

славы. Такие, как «День Защитника Отечества!» и «День Победы!»

2

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и

достопримечательностях своего края, помогаем ему установить

положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими

собой. Такие проекты, как «Музыка родного края», «Где живут звуки?»,

научат чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на

этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает

ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна

войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Наш город Нижневартовск многонационален (404 национальности), и

все они имеют свой язык, обычаи, фольклор. В процессе музыкальной

деятельности дошкольники в песнях, музыкальных играх и танцах, слушании

музыки знакомятся с культурой разных народов, учатся любить и понимать

её. Привлекая к совместной деятельности родителей воспитанников, создаём

атмосферу дружбы, любви и взаимопонимания. Итогом работы ежегодно во

всех группах ДОУ, начиная с 4-х летнего возраста, проходят праздники

Дружбы народов. Дети и взрослые наряжаются в национальные костюмы и

погружаются в атмосферу радости и счастья. В конце праздника все

угощаются кулинарными изысками национальных блюд.

Таким образом, формируется модель выпускника ДОУ: здоровая,

физически развитая личность, с активной жизненной гражданской позицией,

обладающая социально ценностными нравственными качествами, с

потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим

потенциалом и способностью к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"

приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...

Доклад на педсовете по патриотическому воспитанию дошкольников.

В каждой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста     задачи патриотического воспитания формулируются по-разному. Даже одна и та же программа изменяет акцен...

Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте...

Доклад на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности»

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как  дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпо...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...

Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС"

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом....