Доклад на педсовете по патриотическому воспитанию дошкольников.
статья на тему

Величко Наталья Викторовна

 

В каждой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста     задачи патриотического воспитания формулируются по-разному. Даже одна и та же программа изменяет акценты в формулировке задач в соответствии с социальным заказом на воспитание будущего поколения.

Теперь задачи нравственно-патриотического воспитания находят отображение в содержании общеобразовательной области  “Cоциально-коммуникативное развитие“  и должны соотноситься с этапами воспитательно-образовательной работы.

Определяют два вида задач патриотического воспитания: глобальные и общие задачи. К первым относят воспитание гражданина, патриота, семьянина, носителя культуры, труженика-созидателя. Общие задачи призваны воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, толерантность, любовь к родине, окружающей среде, семье. Решению данных задач призваны помочь 4 этапа работы:

1.Предварительный, базовый этап (формирование нравственной основы личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

2.Художественно-ознакомительный этап (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

3.Когнитивно-эмоциональный этап (развитие интерес к своей стране);

4.Эмоционально-действенный этап (формирование желание и умение реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Оно начинается с восхищения тем,  что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, легенды, притчи, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

“Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.  Не случайно К.Д. Ушинский видел в  фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине и  подчеркивал,  что  “…воспитание,  если оно не хочет быть бессильным,  должно быть народным ”.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, своим городом, затем и страной, ее столицей и символам. Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать, должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей: их общение, труд, рассказы о семейных ценностях и традициях, о членах семьи - защитниках Родины.

Но неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно в воспитании. Например, воспитывая любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – часть Родины, повсюду люди разных национальностей трудятся  на благо свое и  других, что везде соблюдаются традиции, страна помнит героев – защитников.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что у каждого  народа свой язык, обычаи, искусство, что каждый талантлив и красив по-своему, вокруг нас прекрасная природа, которую надо оберегать, невозможно не любоваться ею…

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- ‘’позитивный центризм’’ ( отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематическое планирование данной работы способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются лишь содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.

Не менее важным условием  является тесная взаимосвязь с родителями, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей.