Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
методическая разработка

Мельникова Алена Евгеньевна

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

 

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:

  • развитие экспериментальной и конструктивной деятельности;
  • формирование целостной картины мира расширение кругозора детей;
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Экспериментирование может быть организованно в таких формах:

  • совместная деятельность педагога и воспитанника:
  • самостоятельная деятельность детей.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

  • Что будет, если снег принести в комнату?
  • Почему шарик катится, а кубик нет?
  • Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
  • Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
  • Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
  • Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
  • Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
  • Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска).

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость».

В детском саду опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

В результате систематического использования проводимой экспериментально-опытной деятельности у детей формируется устойчивая познавательная мотивация, навык анализа, классификации. Использование экспериментальной деятельности в работе вырабатывает у детей навык активного мышления при выполнении творческих заданий по изобразительному искусству.  У ребят повышается широта восприятия, креативность, развивается фантазия, эмоциональный интеллект. Они без труда могут создать композицию из геометрических фигур, исключать лишние предметы и группировать взаимосвязанные.

Мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильные направления роста личности. Ведь осознание мира и себя процессы взаимосвязанные, и гармония внутреннего мира наших детей зависит от наших с вами своевременных трудов в воспитании.

Список использованной литературы.

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом.

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004.

5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....