Статья "Педагогические технологии в дошкольном образовании"
статья

В этой статье вы сможете узнать, что такое "Педагогические технологии", какие технологии используются в дошкольных образовательных учреждениях и как они применяюся.

Статья предназначена для воспитателей ДОУ, учащихся в педагогических учреждениях и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_tehnologii_v_dou.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

В этой статье вы сможете узнать, что такое педагогические технологии, какие используются в детских дошкольных учреждениях и как они применяются.

Статья предназначена для воспитателей ДОУ, учащихся в педагогический учреждениях и родителей.

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в практике дошкольной образовательной организации (ДОО).

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях как о технологиях, которые помогают знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.) [1].

Принципиально важной стороной в педагогической технологии в ДОО является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности [2].

Педагогическая технология в ДОО - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в области дошкольного образования (И.З. Сковородкина [3]).

По мнению Ю.В. Атемаскиной [4] к основным педагогическим технологиям, реализуемым в ДОО, относят следующие:

- здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов) – это технологии направленные, на укрепление здоровья дошкольника и развитие у него основных понятий о здоровом образе жизни. Основные здоровьесберегающие технологии: технологии стимулирования и сохранения здоровья (зарядка, гимнастика для пробуждения, подвижные и спортивные игры и пр.), технологии обучения здоровому образу жизни (занятия по формированию здорового образа жизни, развлекательные мероприятия по формированию здорового образа жизни и пр.), коррекционные технологии (ЛФК, арт-терапия, артикуляционная гимнастика и пр.);

- технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

- кейс-технологии – это интерактивные технологии для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений [4];

- технология педагогической поддержки — это психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений различной направленности [2];

- технологии проектной деятельности (Д. Дьюи, С. Щацкий) – это технология развитие свободной творческой личности ребенка.  Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты;

- информационно-коммуникационные технологии (В.П. Беспалько, И.Г. Захарова) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей;

- личностно-ориентированные технологии (Ш. Амонашвили, К. Роджерс; В.А. Сухомлинский) — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Цель - признать в каждом воспитаннике неповторимую личность; формировать социально значимые качества; создать условия для использования полученных знаний;

- технология портфолио дошкольника (Е. Егорова; Л. Орлова, И. Руденко) и воспитателя (Е.Е. Федотовой, Т.Г. Новиковой, А.С. Прутченкова) – это технология сбора и фиксации информации о дошкольнике или педагоге ДОО с целью получения о них объективной информации. Технология портфолио дошкольника. Цель - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Технология портфолио педагога. Цель - оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки);

- технология разноуровневого обучения (Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдова.) - это технология развития чувства ответственности за каждого воспитанника, построение занятия и других видов деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, уровня его обученности и воспитанности [5];

- игровая технология (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев) – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности;

- технология «ТРИЗ» – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Основные функции ТРИЗ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); развитие качеств творческой личности [4];

- технология коллективного способа обучения (Дьяченко В.К.) – это организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности); развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать); обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности;

- технология интегрированного обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец) – это технология формирования целостной естественно-научной картины мира. Педагоги соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия;

- технология проблемного обучения (Д. Дьюи) - это технология усвоения не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности воспитанника и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения);

- технология исследовательской деятельности или технологии детского экспериментирования [4].

Таким образом, педагогическая технология в ДОО - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в области дошкольного образования). К основным педагогическим технологиям, реализуемым в ДОО, относят следующие: здоровьесберегающие технологии; технология развивающего обучения; кейс-технологии; технология педагогической поддержки; технологии проектной деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника  и воспитателя; технология разноуровневого обучения; игровые технологии; технология «ТРИЗ»; технология коллективного способа обучения; технология интегрированного обучения; технология проблемного обучения; технология исследовательской деятельности или технологии детского экспериментирования.

  1. Шевченко, О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе [Текст] / О. И. Шевченко, И. И. Ветров. // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (25). - С. 51-53.
  2. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие [Текст] / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
  3. Сковородкина, И.З. Педагогика: Учебник [Текст] / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
  4. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие [Текст] / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  5. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. - 383 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...