Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"
консультация

Ерисова Ирина Вячеславовна

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Технологии «Портфолио дошкольника»

Индивидуальные образовательные достижения – это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка.

Портфолио – это:

  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;
  • Метод оценивания реальных достижений дошкольника;
  • Коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
  • Своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;
  • Коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
  • Инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

     Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен ребенок.

     Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

     Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы (название); можно ввести рубрику «Я люблю…» («Мне нравится…»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2. «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос».

Раздел 3. «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем ребенке.

Раздел 4. «Я мечтаю…». В разделе фиксируются высказывания ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6. «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы, олимпиады.

Раздел 7. «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8. «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

     Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио:

  • Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
  • Раздел 1. «Познакомьтесь со мной». Содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
  • Раздел 2. «Я расту». Включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например, считать до 5 и др.
  • Раздел 3. «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
  • Раздел 4. «Чем могу – помогу». Содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
  • Раздел 5. «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
  • Раздел 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников и др.).

     В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

  • Раздел 1. «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
  • Раздел 2. «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
  • Раздел 3. «Информация ребенка о себе». Содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

     Л.И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

  • Блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»», ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку – за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям – за воспитание ребенка;
  • Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям – за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
  • Блок Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

     Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Литература:

  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики/Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008.
  2. Мишакина Т.П. Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика/Управление начальной школой. 2009. № 1. С.61-67.
  3. Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника/Обруч. 2005. № 6. С. 43-47.
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игровые технологии в дошкольном образовании"

Игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры....

Игровые технологии в дошкольном образовании. Особенности социализации дошкольников.

Работа содержит материал о структурных компанентах игровой деятельности дошкольников. Основные характеристики развития дошкольников....

Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.Особую...