Театр настроений
методическая разработка

Мастер- класс  для педагогов ДОУ. Игры, представленные в мастер-классе, можно использовать при работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_nastroeniy_-_master-klass.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Театр настроений»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством применения простых и эффективных форм и приемов работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
  2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние детей;
  3. Познакомить участников с изготовлением пособия и его применением в работе с детьми.

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых задач, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является - сохранение здоровья детей.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации.

Одним из средств решения обозначенной задачи являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая деятельность в  ДОУ осуществляется в следующих видах:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования;
  • валеологическое просвещение родителей;

Если технологии медицинской профилактики и физкультурно-оздоровительные технологии представлены широко, то мы педагоги затрудняемся в подборе методов и средств сохранения психологического здоровья ребёнка, его эмоциональный комфорт и благополучие.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой.

Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Итак давайте поиграем. Игра «Приветствие».

Данная игра позволяет вызвать у детей положительные эмоции,  настроить  на совместную работу, снять эмоциональное напряжение.

Для того, чтобы отвлечься, взбодриться, хочу предложить вам поиграть со мной в игру. Пока звучит музыка вам необходимо поздороваться со всеми участниками способом, который я буду называть.

- поздоровайтесь рукопожатием;

-поздоровайтесь плечом;

-поздоровайтесь спинками;

-поздоровайтесь коленками;

-поздоровайтесь ушком и т. д.

Скажите, какие чувства вы испытывали во время игры?

 Упражнение «Пожелай настроение»

 Нашу работу начнем с определения нашего настроения и высказывания пожелания друг другу. Передаем клубок наматывая его на палец, описываете на что похоже ваше настроение и передавая клубок соседу справа говорите ему своё пожелание настроения.  

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться.

Уважаемые коллеги предлагаю вам взять влажные салфетки и обработать руки, потому что в следующей игре мы будем касаться лица.

Упражнение называется «Солнечный зайчик».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Сядьте на стулья. Расслабьтесь. Представьте, что Солнечный зайчик заглянул, нежно погладьте зайчика ладонями. Вот он бежит по вашему лбу, носу. Рту, по правой щеке. Солнечный зайчик такой ласковый, нежный, поглаживайте его аккуратно. Чтобы не спугнуть. к вам в глаза. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит тебя, а ты погладь его и подружись с ним. А теперь улыбнитесь солнечному зайчику. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

А как вы думаете, с помощью чего еще можно помочь детям научиться слышать свое тело  и прислушиваться к чувствам другого?

Для этого нам нужно поразмышлять и прийти к общему мнению:

-это действие можно использовать многократно

- в нем могут принимать участие не только 1 человек, но и группа людей

-его можно использовать на протяжении всех режимных моментов, по ходу НОД;

-это действие совершается самостоятельно или под чьим-либо руководством, сидя, лежа

-его применяют для стимуляции кинестетических ощущений мышц, нормализации мышечного тонуса.

Это массаж.

Массаж позволяет снять:

повышенную возбудимость;

двигательное беспокойство, что приводит к снятию эмоциональной напряженности состояния ребенка.

Предлагаю вам провести массаж спины. Для этого необходимо встать друг за другом паровозиком и повторять движения.

Массаж спины «Дождь»

Дождь! Дождь! Надо нам              Хлопки ладонями по спине

Расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек,              Поколачивание кулачками.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!                Постукивание пальчиками.

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже          Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.  

                                                           

Какие ощущения и чувства вызвало у вас это упражнение?

Мы учим ребенка ходить, крепко держим его за руку, переводя через дорогу. Показываем, как держать ложку и карандаш, учим читать и писать. Но в мир эмоций и чувств ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире, а также научить слушать, слышать и понимать чувства других детей – одна из задач работы педагога в современном дошкольном образовании.

Игра «Угадай Эмоцию»

Предлагаю вам немного поиграть: у меня в руках карточки с эмоциями. Вы выбираете, но друг другу не показываете. Выбирайте. Вставайте в круг. По моей команде показываете ту эмоцию, которая вам попала, и глазами ищите свою эмоциональную пару, встаньте парами (играем 2 раза).

Дерево любви

На планете Эмоций растут деревья любви. Всякий раз, когда дети говорят, что им нравится в себе, на деревьях распускаются сердечки. Скажу по секрету: мне нравится в себе то, что я помогаю родителям, держу своё слово, много читаю и легко завожу друзей. А ты за что можешь себя похвалить? Скажи, что тебе в себе нравится и приклей сердечко к дереву любви.

Игра «Испорченный телефон».

Все вы знаете знакомую с детства игру «Испорченный телефон», когда игроки передают друг другу слово. А наш испорченный телефон будет передавать эмоции. Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Создавая  позитивный микроклимат в группе я использую в своей работе игру «Ролевая гимнастика». (игра с кубиком эмоций) С помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игра помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию.

Содержание игры: подбираются небольшие и хорошо знакомые стихи или фраза из мультфильма. Предлагается прочитать потешку, в соответствии с выпавшей на кубике эмоций пиктограммой:

Для того, чтобы стимулировать положительные эмоции, исключить или снять негативные переживания, в своей работе применяю такую игру, как «Волшебный стул». Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или украсить оригинально чем-нибудь его стул. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, говорят ему нежные слова, украшают стульчик чем-то необычным, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.

Для преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, а также снижения психического напряжения, создание возможностей для самовыражения использую такую технологию здоровьесбережения как психогимнастика. Дети начинают проще общаться со сверстниками, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Цветок.

Сядьте пожалуйста на корточки, голову и руки опустить. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Попытайтесь выполнить движения в соответствии с текстом. (Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем)

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения

Я расскажу вам сказку «Мышка-хвастунья», а вы ее внимательно слушайте. Потом мы будем разыгрывать ее по ролям.

Цель — закрепление полученных знаний об эмоциях.

Мышка гуляла по лесу и встретила там олененка с золотыми рожками.

—  Подари мне свои золотые рожки, — попросила у олененка мышка.

— Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, — ответил олененок.

— Ты жадина! — стала дразнить олененка мышка.

— Я не жадный, — ответил олененок и надел на голову мышке свои золотые рожки.

Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшения. Она так торопилась, что забыла даже сказать олененку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:

— Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами, с серыми, дружить!

Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на нее и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идет олененок по лесу и видит: лежат его золотые рога. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.

— Как плохо быть хвастливым, вздохнул олененок и покачал золотыми рожками.

Вот такая сказка. Сейчас мы попробуем ее разыграть. Кто хочет быть мышкой? Олененком? Кошкой?.. Хорошо! А все остальные будут просто мышками.

Практическая часть:

Я надеюсь дорогие коллеги, что от сегодняшней нашей встречи и совместной работы у вас останутся добрые воспоминания и приятные радостные впечатления и эмоции. Предлагаю вам сделать своими руками «Шар эмоций».

Ход работы:

1. Берем воздушный шарик. Лучше поплотнее.

2. Вставляем внутрь воронку. Через эту воронку насыпаем крахмал.

3. Содержимое шарика плотно утрамбовываем. Это можно сделать ручкой, карандашом, какой-либо палочкой. Главное – не порвать сам шарик. Таким образом, делаем до самого конца, пока шарик полностью не заполнится крахмалом. Наполнять его нужно достаточно плотно, так чтобы совершенно не оставалось пустого места.

4. Размер нашего шара может быть разным.

5. Когда шарик стал нужного нам размера, выпускаем лишний воздух и снимаем шарик с воронки, хвостик завязываем на крепкий узел (по желанию резинку можно отрезать ножницами).

6. Пришло время сделать нашему шару «лицо», нарисуйте на своём шаре ту эмоцию, которая у вас осталась после моего мастер – класса.

Благодарю всех за участие.

В завершении своего мастер-класса, я хотела бы предложить вам медитацию (музыкальное сопровождение)

Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, прислушайтесь, как оно стучит. Улыбнитесь и подарите друг другу немного света и тепла своего сердца.

Затем, мысленно положите на левую руку свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили сегодня нового. Одновременно хлопнем в ладоши! Для того, чтобы частицы ваших знаний разлетелись по залу и соединились в одной копилке мудрых мыслей, которые вы используете на благо общего дела – воспитание подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр настроений

Подборка к эмоцциональным пиктограммам стихов А. Барто...

Тематическое занятие. "Театр настроений"

19.04.2017г педагог психолог Д/о 4, Понеполяк Н.М. провела групповое открытое занятие в подготовительной группе №1.Тема «Театр настроений».Цель :1Развитие коммуникативных способностей дете...

Театр настроения

Настольная игра-лото...

Конспект занятия "Театр настроения"

Это конспект занятия из авторской программы "Почувствуй вкус и запах радости" для детей 5-6 лет с техниками арт-терапии...

Открытый просмотр для воспитателей на тему: Театр настроений или сказка в душе

Показ мастер-класса для воспитателей с детьми средней группы. https://youtu.be/pKBM8TKqZ7g...