Практико-ориентированный подход как основа познавательного процесса в непосредственно- образовательной деятельности
статья (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «теремок» города Щигры Курской области»

Практико-ориентированный подход как основа познавательного процесса в непосредственно- образовательной деятельности

1.Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация развивающего воспитательного  процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

2.Согласно целевым ориентирам ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предполагается обладание ребенком таких социальных и психологических характеристик, как инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах, умение сделать выбор, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность к фантазии и воображению, волевым усилиям в разных видах деятельности; склонность к наблюдательности и экспериментированию.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов для детей дошкольного возраста является использование практико-ориентированного подхода в познавательной деятельности дошкольников.

3.Познавательное развитие включает в себя :

-сенсорное развитие;

-формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей ;

- социокультурное развитие;

4/5.Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких технологий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей.

В сенсорном развитии дошкольников,  практико- ориентированный подход реализуется с помощью игровых технологий( «Узнай на вкус», «Угадай звук», рисование нетрадиционными техниками, для закрепления основных цветов), в дидактических играх.

6.Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Педагоги  для развития речи детей широко применяют игровые технологии, такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

7.В рамках формирования элементарных математических представлений мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их  игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности ребенка.

8.Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что развиваются творческие  способности  и умения ребенка, играя большую роль в познавательном развитии. Обучая детей конструиронанию, педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные техники, применяя различный материал.

9/10.В рамках формирования целостной картины мира, с целью расширение кругозора детей, педагоги применяют различные  виды деятельности: знакомят с государственной символикой, изучают карту родного края, а также животный и растительный мир.

11/12.Практико – ориентированный подход тесно связан с методом экспериментирования, как эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира, последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, педагоги  организуют с воспитанниками такие опыты как: «Удивительные свойства магнита», «Снег он какой?», «Воздух – невидимка».

13.Практико-ориентированной подход – это вид познавательно-исследовательской деятельности, преимущественной целью которой является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Педагоги в течение учебного  года реализуют различные проекты: «Дом для друзей», «Братья наши меньшие», «Наши добрые дела».

14.Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что обеспечивается формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В течении года организуем экскурсии в Щигровский краеведческий музей, музей космонавтики, школа №2, к достопримечательностям нашего города.

15.Практико- ориентированный подход, хорошо представлен  в сюжетно-ролевых играх, где отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

16.С целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, организуем традиционные русские народные  праздники, для развития у дошкольников таких качеств личности как сострадание, эмпатия благотворительные акции, такие как  «Дети- детям»

17.Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

18.Данные мониторинга освоения основной образовательной программы, показывают, что большинство воспитанников нашего учреждения имеют высокий уровень познавательного развития.

19/20.Педагоги активно распространяют наработанный педагогический опыт, размещая на персональных интернет страничках, участвуют в конкурсах на различных уровнях.

21.Воспитанники принимают участие областных, городских в интернет –конкурсах, за  участие в которых отмечены сертификатами и грамотами.

22.Путь каждого ребенка индивидуален, и  к школе дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Поэтому, именно практико-ориентированный подход в познавательной деятельности позволяет раскрыть и преумножить потенциал каждого дошкольника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация здоровьесберегающих игровых двигательных технологии, направленных на физическое развитие детей, в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности»

Как сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. ...

Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

Рабочая программа Образовательная область: познавательное развитие Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию целостной картины мира у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными гос...

Консультация для воспитателей "Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности".

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и пр...

Физминутки как средство предупреждения утомления у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации непосредственной образовательной деятельности

Физминутки как средство предупреждения утомления  у детей старшего дошкольного возраста в  процессе организации непосредственной образовательной деятельности...