Цикл бесед по нравственному воспитанию детей
материал (подготовительная группа)

Калимуллина Татьяна Николаевна

Цель: объяснить детям, что такое совместная игра, закрепить у детей знания о правилах совместной игры, побуждать ребят узнавать новые правила и выполнять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy.pdf.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Похожее изображение

Оглавление

Беседа на тему: «Что значит дружить?»        3

Беседа на тему: «Как нужно играть вместе?»        4

Беседа на тему: «Любимые игрушки».        5

Игровое упражнение «Как бы ты поступил?»        7

“Что люблю - что ненавижу”        8

“Мои социальные роли”        9

“Кому хочу блага”        9

“Много ли мне нужно для счастья?”        10

Игра «Щедрые подарки».        11

Игра «Верные друзья »        12

Игра «Как надо заботиться»        12

Игра «Только хорошее»        13

Беседа на тему: «Что значит дружить?»

 Цель: выяснить, уточнить и углубить знания детей о дружбе. Дать представление о правилах поведения в детском коллективе.

Ход: «Все ли дети в нашей группе знают, что такое дружба? У всех ли ребят есть друзья? Подумайте и скажите: «Что такое дружба?». Почему вы себя называете друзьями?»

Правильные ответы поощряются. Затем подводится итог опроса: «Молодцы ребятки, вы правильно, с небольшой помощью воспитателя, объяснили, что такое «дружба» и что значит «дружить»:

- вместе играть;

- не обижать друг друга;

- не отнимать игрушки;

- пожалеть, если кто обидел;

- уметь делиться игрушками;

- заступиться, если кто-то обижает;

- помогать друг другу;

- ходить друг к другу в гости;

- дарить подарки.

Подумайте, каждый ли из вас умеет дружить. Приводятся в пример те ребята, которые ярко проявляют дружеские отношения.

Беседа на тему: «Как нужно играть вместе?»

Цель: объяснить детям, что такое совместная игра, закрепить у детей знания о правилах совместной игры, побуждать ребят узнавать новые правила и выполнять их.

Ход: «В нашей группе все дети стараются  дружно, вместе играть. Любая игра требует от её участников соблюдение определённых правил, так как именно правила помогают сохранить и развернуть игру, заставляют всех детей играть согласовано. Как вы думаете, ребята, какие правила должны выполняться в совместной игре?»

Правильные ответы поощряются, и в конце подводится итог опроса: «Молодцы ребятки, вы сами, с небольшой помощью воспитателя, правильно назвали правила совместной игры:

- прежде чем начать игру, необходимо подумать, во что будете играть и с кем, что именно понадобится для игры;

- во время игры необходимо проявлять вежливость, доброту и справедливость;

- необходимо выслушать предложения других детей, не перебивая их;

- уважать тех, кто играет рядом, не мешать им, не разрушать их постройки, не отнимать игрушки;

- уметь подчиняться мнению большинства детей;

- во время игры нужно уступать, делиться, ждать, если надо – оказать помощь;

- не ссориться;

- не забывать после игры убрать на место все игрушки.

Подумайте, каждый ли из вас выполняет эти правила. Привести пример тех детей , которые играют дружно, совместно, не ссорятся».

Беседа на тему: «Любимые игрушки».

Цель: выяснить и закрепить у детей  знания о правилах игры с различными игрушками. Объяснить, что игрушки ломать нельзя, они многому учат детей и взрослых, развивают чувство доброты, фантазию и воображение, учат самостоятельности.

Ход: « В нашей группе все дети очень любят играть с игрушками (кубиками, машинками, куколками, посудой и т.д.), но все ли ребята знают о правилах бережного обращения с ними. Подумайте и скажите, как нужно играть с игрушками, чтобы они не ломались».

Правильные ответы поощряются. Затем подводится итог опроса: «Молодцы ребятки, вы правильно рассказали, как нужно обращаться с игрушками:

- игрушки нельзя кидать и ломать;

- поиграл игрушкой – убери на место;

- мелкие игрушки надо хранить в коробке;

- машинки нужно катать аккуратно, чтобы колёса не сломались;

- куколки должны быть одеты в красивые платья;

- после игры на полу не должны оставаться игрушки, а то на них можно наступить;

- игрушки нужно брать чистыми руками;

- если игрушки грязные, то их необходимо помыть;

- если не хочешь играть игрушкой, поставь её на место.

Подумайте и скажите, каждый ли из вас умеет правильно обращаться с игрушками. Приводятся в пример ребята, которые играют аккуратно и всегда убирают игрушки на своё место.

Игровое упражнение «Как бы ты поступил?»

Цель: определить и закрепить нравственные нормы поведения. Объяснить, как нужно поступать и почему нельзя по другому.

Ход: « Ребята, посмотрите внимательно на картинку. И расскажите, что же произошло? ( енота не взяли играть, он сидит и плачет; волк обидел кошку и зайчат и т.д.)

Почему так произошло, как вы думаете? ( котята не хотят играть с енотом, потому что, он дерётся и обижает их; волк обманывает и дразнит зайчат и зайчата не хотят с ним играть и т.д.)

Ребята, как вы думаете, как же нужно было поступить? ( нужно быть вежливым, не драться и обижать детей, а научится дружить; одному играть скучно, плохо, не интересно, нужно дружно играть вместе, делится игрушками и т.д.)»

Подумайте и скажите, каждый ли из вас играет дружно, не обижает, не обманывает и не дразнит ребят; делится игрушками; вежливо разговаривает.

Опросник

“Что люблю - что ненавижу”

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей.

Приведем примеры таких вопросов:

• Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

• Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

• Что ты любишь в школе? Что вызывает у тебя неприятные переживания в школе?

• Что при встрече с книгой, которую ты читаешь, тебе больше всего нравится? Что вызывает раздражение при общении с книгой?

• Что тебе нравится во взрослых людях? Что вызывает у тебя недоумение в поведении взрослых людей?

• Какие черты твоего характера помогают тебе в жизни? Какие черты характера мешают тебе быть счастливым на земле?

“Мои социальные роли”

Детям предлагается отвечать на вопросы, последовательно звучащие один за другим в одной и той же формулировке: “Кто я?”. Первое недоумение пройдет, и дети с радостью обнаруживают все новые и новые социальные роли, которые играют в обществе, в мире, в семье, в классе, в городе и т.д. Достаточно 5-6 повторных вопросов, и завершенный опросник можно анализировать: какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, а какая – на периферии сознания.

“Кому хочу блага”

Предлагается написать о своем желании сделать доброе для кого-либо: для семьи, школы, товарищей, знакомых, слабых, далеких, попавших в  несчастье и т.п. Напротив каждого высказанного желания написать, что для этого нужно и чего не хватает, если до сих пор ничего не сделано.

Опросник суровый, он обнажает истинное отношение, когда респондент начинает искать оправдательные причины пассивности и безразличия к тому, кому можно было бы оказать помощь, но педагогу надо знать о мере расхождения слов и действий, желаний и деяний, мечты и реальности

Много ли мне нужно для счастья?”

Предлагается ответить на вопрос, что улучшило бы счастье жизни, или чего не хватает да полного счастья, или что сейчас немедленно могло бы сделать меня счастливым человеком. Не исключен вариант противоположный: что сделало бы сразу меня несчастным? что меня расстраивает и огорчает? что в этой жизни досаждает мне постоянно? что хотелось бы мне исключить из моей жизни во имя большего счастья?


Игры на нравственное развитие дошкольников.

Игра «Щедрые подарки».

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:  Один ребенок  - Фея Щедрости.

 Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

   Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

 «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

    Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила

Игра «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры:  

  Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

   Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ЦИКЛ  БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду

Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...

Сообщение к педсовету «Этические беседы по нравственному воспитанию детей в средней группе».

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения....

КАртотека бесед по нравственному воспитанию детей.

Содержание:карточка-1 «Зачем говорят «здравствуйте»?карточка-2 «Мои добрые поступки»карточка-3 «Что такое доброта»карточка-4 «Спешите делать добро»...

Цикл бесед по нравственно - патриотическому воспитанию

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...

Цикл бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы

Углубить и систематизировать знания детей о своей стране, народам, которые проживают в России, прививать любовь и гордость за свою страну....

Беседы по нравственному воспитанию детей

Беседы по нравственному воспитанию детей...