Познавательное развитие:Тема: «Покормите птиц зимой»
план-конспект занятия (средняя группа)

Белкина Альбина Николаевна

Познавательное развитие

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной деятельности

Задачи:

- создать условия для знакомства детей с   зимующими птицами (воробей, сорока, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период, чем они питаются;

- формировать познавательную активность;

- развивать умение находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по окраске;

- продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение  слушать литературные произведения и повторять их за воспитателем;

- развивать умение называть расположение птиц вверху-внизу, образное мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

- упражнять в речевом дыхании;

- развивать плавный, длительный выдох с произношением согласного звука х-х-х;

- развивать двигательную активность, координацию движения во время физ. минутки «Птички»;

- расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, прыгает и т. д.

- активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.

Детская цель: узнать о перелетных птицах

Программное содержание: Учить детей различать голоса зимующих птиц, запоминать названия птиц , узнавать их  по внешнему виду. Обратить внимание детей на трудное существование птиц. Закреплять понятие «зимующие птицы».  Расширять понятия  детей о зимующих птицах родного края,  какую роль играют птицы в жизни людей. Формировать представления об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

Оборудование: Кормушка для птиц, аудио запись голосов  птиц, картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением кормушек, сделанных  из различного материала.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте что вы слышите? ( вкючает аудиозапись голосов птиц). Дети: Это поют птицы.

Воспитатель: Давайте послушаем повнимательнее, мы слышим как поёт одна птица или поют много разных птичек? Дети: Мы слышим разные голоса птиц.

Воспитатель: Послушайте, и постарайтесь передать как поют птицы.( цвинь-цвинь, чик- чирик, кар-кар, гуль-гуль, тук-тук стучит дятел)

Воспитатель: Вы слышите весёлое, задорное пение птиц или грустное и тревожное, как буд-то птицы зовут на помощь. Дети: Тревожное.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы поют грустно и тревожно. Дети: На  улице зима холодно, птицам холодно, они ищут еду.

Воспитатель: Правильно дети, зима красивое время года, но птицам зимой не  легко.Много птиц осенью улетели в тёплые края, но много птиц осталось зимовать в родном краю.Давайте вспомним, каким словом называются птицы, которые не улетели в тёплые края? Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно, птицы, которые не улетели в тёплые края, называются зимующие птицы. Давайте вспомним, как зовут зимующих птиц? Дети: Воробей, ворона, дятел, синица, снегирь.

Воспитатель:  Правильно, воробей, ворона, дятел эти птицы зимуют в нашем родном крае. Синица и снегирь прилетают к нам зимовать. Давайте поговорим о каждой из них. Послушайте загадку:

Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый …(Воробей)

Воспитатель: Давайте рассмотрим на воробья какой он? Дети: Воробей серенький, шустрый, маленький, быстрый….

Воспитатель: Хорошо вот ещё одна загадка:

Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая ...(Ворона)

Кто расскажет про ворону? Какая ворона? Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Воспитатель: А это про какую птицу загадка? Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой Он голодною порой.  (Дятел). Давайте расскажем о дятле, что вы о нём знаете? Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из – под коры…

Воспитатель: И ещё две загадки о птицах, которые прилетают  к нам только зимой.

С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется (Синица)

Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? (Снегирь) 

Кто расскажет об этих птицах? Дети: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато – серая и черная голова и крылья. У синички грудки желтые, а головки и крылья черные.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали чем птицы отличаются. Сейчас давайте внимательно посмотрим на птиц, которые изображены на этих картинках  и найдём сходство у всех перечисленных птиц. Что у них одинаковое? Дети: Клюв, лапы, перьевой покров, крылья, голова, туловище.

Воспитатель: Правильно, у всех птиц много общих признаков и вы их назвали. А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили, Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками) Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели И на место сели  (улетают», садятся).

Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно, птицам надо помогать, иначе  они погибнут. Как люди помогают птицам? Что бы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение: Александра Яшина  «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна

Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать

Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Дети: Люди подкармливают птиц зимой.

Воспитатель: Чем можно зимой подкармливать птиц? Дети: Зернышками, семечками, семенами растений крошками хлеба.

Воспитатель: Люди делают кормушки для птиц, и развешивают на деревьях. Насыпают  в кормушки крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды, просо, овёс, пшено.

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь птицам? Посмотрите, какую кормушку я принесла на занятие, давайте посмотрим из чего она сделана.

Из чего вообще ещё можно сделать кормушки? Я вам сейчас покажу картинки, вы рассмотрите и скажете, из чего сделаны все эти кормушки          (дети рассматривают картинки  кормушек, сделанных из различных материалов).

Воспитатель: Сегодня я принесла семечки, что бы покормить птиц. Но мы ещё можем им покрошить крошки хлеба. Давайте это сделаем. (дети насыпают корм  в кормушку, крошат хлеб).

Мы свами сделали доброе дело, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! И когда наступит тепло, птицы будут нас радовать своим пением. И у нас будет хорошее настроение. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Воробьи и вороны»  Какие крылышки у воробья? Как он летает? Какие крылья у вороны? Как она летает? Дети играют в игру «Воробьи и вороны».

Воспитатель подводит итог занятия.

О ком говорили на занятии? Как поют птицы? Назовите названия зимующих птиц. Чем питаются птицы?

 А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем кормушку с едой  и накормим птиц.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormi_ptits_zimoy.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной деятельности

Задачи:

- создать условия для знакомства детей с   зимующими птицами (воробей, сорока, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период, чем они питаются;

- формировать познавательную активность;

- развивать умение находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по окраске;

- продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение  слушать литературные произведения и повторять их за воспитателем;

- развивать умение называть расположение птиц вверху-внизу, образное мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

- упражнять в речевом дыхании;

- развивать плавный, длительный выдох с произношением согласного звука х-х-х;

- развивать двигательную активность, координацию движения во время физ. минутки «Птички»;

- расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, прыгает и т. д.

- активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.

Детская цель: узнать о перелетных птицах

Программное содержание: Учить детей различать голоса зимующих птиц, запоминать названия птиц , узнавать их  по внешнему виду. Обратить внимание детей на трудное существование птиц. Закреплять понятие «зимующие птицы».  Расширять понятия  детей о зимующих птицах родного края,  какую роль играют птицы в жизни людей. Формировать представления об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

Оборудование: Кормушка для птиц, аудио запись голосов  птиц, картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением кормушек, сделанных  из различного материала.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте что вы слышите? ( вкючает аудиозапись голосов птиц). Дети: Это поют птицы.

Воспитатель: Давайте послушаем повнимательнее, мы слышим как поёт одна птица или поют много разных птичек? Дети: Мы слышим разные голоса птиц.

Воспитатель: Послушайте, и постарайтесь передать как поют птицы.( цвинь-цвинь, чик- чирик, кар-кар, гуль-гуль, тук-тук стучит дятел)

Воспитатель: Вы слышите весёлое, задорное пение птиц или грустное и тревожное, как буд-то птицы зовут на помощь. Дети: Тревожное.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы поют грустно и тревожно. Дети: На  улице зима холодно, птицам холодно, они ищут еду.

Воспитатель: Правильно дети, зима красивое время года, но птицам зимой не  легко.Много птиц осенью улетели в тёплые края, но много птиц осталось зимовать в родном краю.Давайте вспомним, каким словом называются птицы, которые не улетели в тёплые края? Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно, птицы, которые не улетели в тёплые края, называются зимующие птицы. Давайте вспомним, как зовут зимующих птиц? Дети: Воробей, ворона, дятел, синица, снегирь.

Воспитатель:  Правильно, воробей, ворона, дятел эти птицы зимуют в нашем родном крае. Синица и снегирь прилетают к нам зимовать. Давайте поговорим о каждой из них. Послушайте загадку:

Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый …(Воробей)

Воспитатель: Давайте рассмотрим на воробья какой он? Дети: Воробей серенький, шустрый, маленький, быстрый….

Воспитатель: Хорошо вот ещё одна загадка:

Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая ...(Ворона)

Кто расскажет про ворону? Какая ворона? Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Воспитатель: А это про какую птицу загадка? Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой Он голодною порой.  (Дятел). Давайте расскажем о дятле, что вы о нём знаете? Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из – под коры…

Воспитатель: И ещё две загадки о птицах, которые прилетают  к нам только зимой.

С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется (Синица)

Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? (Снегирь) 

Кто расскажет об этих птицах? Дети: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато – серая и черная голова и крылья. У синички грудки желтые, а головки и крылья черные.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали чем птицы отличаются. Сейчас давайте внимательно посмотрим на птиц, которые изображены на этих картинках  и найдём сходство у всех перечисленных птиц. Что у них одинаковое? Дети: Клюв, лапы, перьевой покров, крылья, голова, туловище.

Воспитатель: Правильно, у всех птиц много общих признаков и вы их назвали. А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили, Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками) Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели И на место сели  (улетают», садятся).

Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно, птицам надо помогать, иначе  они погибнут. Как люди помогают птицам? Что бы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение: Александра Яшина  «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна

Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать

Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Дети: Люди подкармливают птиц зимой.

Воспитатель: Чем можно зимой подкармливать птиц? Дети: Зернышками, семечками, семенами растений крошками хлеба.

Воспитатель: Люди делают кормушки для птиц, и развешивают на деревьях. Насыпают  в кормушки крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды, просо, овёс, пшено.

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь птицам? Посмотрите, какую кормушку я принесла на занятие, давайте посмотрим из чего она сделана.

Из чего вообще ещё можно сделать кормушки? Я вам сейчас покажу картинки, вы рассмотрите и скажете, из чего сделаны все эти кормушки          (дети рассматривают картинки  кормушек, сделанных из различных материалов).

Воспитатель: Сегодня я принесла семечки, что бы покормить птиц. Но мы ещё можем им покрошить крошки хлеба. Давайте это сделаем. (дети насыпают корм  в кормушку, крошат хлеб).

Мы свами сделали доброе дело, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! И когда наступит тепло, птицы будут нас радовать своим пением. И у нас будет хорошее настроение. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Воробьи и вороны»  Какие крылышки у воробья? Как он летает? Какие крылья у вороны? Как она летает? Дети играют в игру «Воробьи и вороны».

Воспитатель подводит итог занятия.

О ком говорили на занятии? Как поют птицы? Назовите названия зимующих птиц. Чем питаются птицы?

 А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем кормушку с едой  и накормим птиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...

Познавательно-исследовательский проект "Покормите птиц зимой"

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляет...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие", "Коммуникация" - "Покормите птиц зимой"

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие", "Коммуникация"Возрастная категория: подготовительная группа (6 - 7 лет)Тема: "Покормите птиц зимой"Цел...

Познавательно-исследовательский проект "Покормите птиц зимой"

Информационно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой. Срок...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их о...

Ежегодная познавательная исследовательская акция «Покормите птиц зимой».

Актуальность акции:Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих пти...