Игры на развитие чувства ритма
материал по музыке (старшая группа)

Онучина Лиана Хизатулловна

Игры на развитие чувства ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_chuvstva_ritma.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие чувства ритма

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.

 

1. Хлопок - шаг

Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые. Усложняйте задачу, меняйте последовательность: например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг, следите за чёткостью. В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет значение систематичность тренировок.

2. Игра «Угостим зверей».

Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)

3. Игра с листочками.

Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

И. п. — основная стойка.

1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза.

2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.

3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.

4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.

4. Игра с лентами.

(Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.

2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.

3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.

4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на

счет 3, 4 — и. п.

5. Игра «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой1.)

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.

I — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров. 9—10 такты — опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)

6. Игра «Лети лепесток». 

Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)

Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)

7. Повтори мелодию 

Воспроизводите по памяти ритм мелодий, которые вы хорошо знаете, с использованием той самой шаг-и-хлоп схемы, которая вам уже знакома. Затем ещё раз внимательно прослушайте произведение, затем попробуйте отбивать такты под музыку – увидите, как это просто. Со временем ваши движения из неуклюжих превратятся в уверенные и скоординированные и точные, каждая рука и нога сможет отбивать свою партию, причём с разной частотой.

8.Угадай, кто идет! 

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной, и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

9. Игра с зайкой 

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик.

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте).

10. Игралки - повторялки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

11. ЭХО

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма У детей.

Необходимое оборудование: набор карандашей.

Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола.

Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

12. МЯЧИКИ

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование: музыкальная запись.

Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети — «мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание. В этой игре нет «соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

13. ИГРА С ДОЖДЕМ

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры. Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков -хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль

Капа т дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль -

Словно серебринки.

14. Игра с бубном

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование: бубен.

Ход игры. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно, выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потемки со стихами вперемешку.

Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комариком поет.

Тут такие чудеса -

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом: Полученные знания дети тут же закрепляют» озвучивая при помощи бубна стихи.

15. “Потанцуем?”

игра – танец. “В ритме вальса”. Послушайте музыку вальса. Какой ритму этого танца? (плавный, неторопливый, летящий). На какой счёт будем танцевать вальс? (раз, два, три) прохлопаем его в ладоши.

Аналогично проводим игры “в ритме марша, танго, и т.д.

16. Восприятие ритма:

Прослушать изолированные удары и определить их количество:

- показать карточку с соответствующей цифрой,

- записать серию ударов,

Назвать число ударов: // 2,

/// 3,

//// 4

Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов

- показать карточку с соответствующей цифрой,

- записать соответствующий ритм,

- назвать число ударов

а) // /; / //

б) /// /; / ///; // //

в) // ///; /// //; / // ///; // / ///; // // /

г) /// ///; // ////; / /////; // // //; // /// /; / /// //; / // ///; ///// /; / //// /

Прослушать серию акцентированных ударов, определить, сколько и каких ударов было сделано

- показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии,

17. Воспроизведение ритма:

2.1 Ритмы без выраженного ударения «Отстучи как я»: ///; ////; /////.

Постепенно следует подключать движения ног. Отхлопав ритм ложками, руками, рекомендуется отстучать его ногами. Можно отстукивать ритм 2-мя руками или 1-й рукой по какому-нибудь предмету, отхлопыванием в ладоши, поворотами туловища, движением языка «маятник2, 2Лошадка», «паровоз».

Темп движения постоянно изменяется. Задания сначала даются с опорой на зрительное восприятие.

Хорошо развивать ритмические способности, постепенно исключая анализаторы при их восприятии:

А) Повернуть ребенка спиной к себе и попросить внимательно прослушать и повторить ритмы, отхлопав их сначала руками, а затем оттопав ногами:

Б) Бесшумно показать ритмический рисунок и попросить ребенка его воспроизвести.

18. Ритмы с выраженным ударением:

На этом этапе воспитывается чувство ритма. На занятиях используются задания, формирующие умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши, отстукиванием ногами и т.п. и выдерживать паузы.

Можно использовать другие задания на развитие ритма:

Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой с одновременным отхлопыванием.

Тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: та-та-та-та.

19. Узнай ритм и запиши.

Формирование ритмического рисунка.

Цель – учить детей на слух и зрительно различать длинные и короткие звучания, повторять их голосом, отстукивать их.

В систему логопедической работы следует обязательно включать упражнения на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур различной модальности. При этом важным элементом считается координация общих движений с ритмическими единицами речи. На занятиях можно использовать метроном, деревянные ложки или хлопки руками,

топанье ногами, движения туловища. При этом обязательно должны быть задействованы все анализаторы:

- зрительный («Посмотри…»)

- слуховой («Послушай…»)

- двигательный («Сделай вместе со мной…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритмав дошкольном образовательном учреждении (старший дошкольный возраст), собраны в небольшой сборник для помощи музыкальным руководителям ДОУ...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие чувства ритма

Данный материал содержит описания и цели игр для развития чувства ритма. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...