Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, поисковый, патриотический.

Возраст воспитанников:  6-7 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – апрель).

Организация проекта: занятия, домашние задания, беседы, виртуальные прогулки, мероприятие для детей.

Целью проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста" является создание оптимальных условий для ознакомления старших дошкольников с родным городом как с малой Родиной. Изучение дошкольниками родного города благоприятно сказывается на развитии личностных качеств детей и формировании их морально-нравственного потенциала. Дети чаще задают вопросы о родном городе, о родной стране, объектах культурного наследия, становятся более эрудированными, внимательными, интересующимися.

Считаю выбранную мной тему очень важной и значимой, т.к. в процессе ознакомления с историей и культурой родного города дошкольники начинают лучше осознавать:

 - роль человека как гражданина своего государства (через взаимосвязь истории города с историей страны);

- важность и значимость различных исторических фактов, а также событий, происходящих когда-либо  в родном городе;

- единство, связанность и родственность таких понятий, как Родина, «малая родина» (родной город) и семья;

- ценность культурного наследия своего отечества и родного города.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Методическая разработка проекта  

«Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания»

                                                                                                      Леонова Елизавета Олеговна

                                                                                       Воспитатель ГБДОУ детский сад N 44

                                                                          Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

 Проект «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания»                                   (подготовительная группа).

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, поисковый, патриотический.

Возраст воспитанников:  6-7 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь – апрель).

Организация проекта: занятия, домашние задания, беседы, виртуальные прогулки, мероприятие для детей.

Актуальность проекта обоснована тем, что в процессе ознакомления с историей и культурой родного города дошкольники начинают лучше осознавать:

 - роль человека как гражданина своего государства (через взаимосвязь истории города с историей страны);

- важность и значимость различных исторических фактов, а также событий, происходящих когда-либо  в родном городе;

- единство, связанность и родственность таких понятий, как Родина, «малая родина» (родной город) и семья;

- ценность культурного наследия своего отечества и родного города.

Цель проекта: создать оптимальные условия для ознакомления старших дошкольников с родным городом как с их малой Родиной; объединить усилия педагогов и родителей для воспитания патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи:

- проведение анонимного анкетирования родителей воспитанников с целью выявления заинтересованности в ознакомлении дошкольников с историей и культурными традициями родного города;

-изучить методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

-создать оптимальные условия для ознакомления детей с Санкт-Петербургом как с их малой Родиной;

-поддерживать у детей инициативу, любознательность, пытливость, наблюдательность;

-развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным городом;

-развивать внимание, память, аналитические способности, зрительное и слуховое восприятие.

Предполагаемый результат:

- на завершающем этапе проекта дети должны знать название своего родного города, его основные достопримечательности; символику города;

- у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание его беречь, сохранить его чистым и красивым;

- воспитание патриотических чувств у детей;

- актуализация знаний о родном городе.

 - заинтересованность детей и взрослых историей родного города, объединение родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

- использование индивидуального подхода к каждому ребёнку, обнаружение интересной информации по теме «Улицы нашего города», подбор фотографии родного города. Создание презентаций по теме «Достопримечательности Санкт-Петербурга и их история».

План реализации проекта по нескольким образовательным областям:

ОБЖ:  «Безопасный Петербург»: просмотр презентаций, слайдов по ОБЖ и ПДД. Обсуждение.

Петербурговедение: создание стенда с фотографиями и рисунками по теме «Мой любимый детский сад», оформление стенда по патриотическому воспитанию «Наш любимый Санкт-Петербург».

Оформление альбома в виде раскраски: «Мой любимый город» (дети раскрашивают картинки с видами Санкт-Петербурга, далее раскрашенные картинки вклеиваются в альбом и подписываются распечатанными детскими комментариями)

ФЦКМ: познание окружающего мира, интеллектуальные, развивающие игры, работа с пособиями; виртуальная экскурсия в детскую библиотеку (презентация); виртуальная экскурсия-презентация по ближайшим к детскому саду улицам; беседы о климатических условиях города Санкт-Петербург.

Развитие речи: составление рассказов о городе (дети составляют рассказы дома вместе с родителями); беседы с детьми на тему: «Мой город», «Мой район», «Мой детский сад»; чтение стихов о городе; рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций о нашем городе.

Художественно-эстетическое развитие: рисование по темам «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Наш Адмиралтейский район», «Мосты Санкт-Петербурга», «Петербург – город сказочных существ», «Петербург – город львов»; пластилинография «Ростральная колонна», «Александровская колонна», «Герб Санкт-Петербурга»; аппликация «Ночной Петербург».

Дидактические игры: «Символы города», «Район, в котором мы живем», «Заколдованный город»; «Путешествие по городу», «Сложи герб из фрагментов», «Найди ошибку»; «Районы Санкт-Петербурга».

Этапы работы:

                                                      Предварительный этап      

  1. Формирование целей и задач проекта;
  2. анонимное анкетирование родителей; выводы по результатам анкетирования
  3. изучение литературы по теме проекта;
  4. анализ развивающей предметно-пространственной среды группы;
  5. разработка дидактических игр.

               

                                                  Основной этап

  1. сбор и систематизация информации о городе;
  2. создание презентаций.
  3. консультации для родителей;
  4. создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями;
  5. просмотр слайдов и видеоматериалов;
  6. знакомство с историей города;
  7. рассматривание фотографий и беседа на тему «Любимый город Санкт-Петербург»;
  8. совместное с родителями составление творческих рассказов «Наши семейные прогулки», «Моя улица», «Город, в котором я живу».

                                                       Результативный этап

  1. Выпуск фотоальбома;
  2. разработка мероприятий;
  3. организация викторины «Мой любимый город;
  4. отчёт.

                                                              Цикл занятий

История возникновения родного города.

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш любимый город.

Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение видеть красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе, о его архитектуре, культуре с помощью литературных произведений, с помощью музыки и живописи; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Рисование «Наш Адмиралтейский район и его достопримечательности»; «Мой любимый детский сад». Познавательные занятия: «Профессия архитектор», «Строим маршрут экскурсии по городу».

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «Проектируем улицу города», «Строительство нового дома», «Музей».

Дидактические игры: «Петербургское лото»; «Собери герб города из фрагментов»;

«Построим город»; «Где находится памятник?»; «Найди ошибку»; «Прогулка по городу».

Совместное создание уголка «Наш Санкт-Петербург»; создание альбома «Наш любимый детский сад»; рисование карты - схемы «Дорога в детский сад»; изучение схемы Петербургского метро.

                         Примерное содержание проектной деятельности.

                                                              Ноябрь

 

 Социально-коммуникативное развитие.

 «Хорошо ли ты знаешь свой город?» (с использованием иллюстраций «Виды города»).

Цель: выявить уровень знаний детей.

Примеры вопросов:

- Чем отличается город от деревни?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Почему он так называется?

- Как называется район города, в котором находится наш детский сад?

- Какие достопримечательности (памятники, здания) находятся недалеко от нашего детского сада?

- Как называется эта площадь?

- Где в городе люди получают медицинскую помощь?

- Где покупают продукты, лекарства?

- Где отправляют и получают письма и посылки?

- Назови свой адрес.

Развитие речи. 

Учимся составлять рассказ.

Тема: «Город в котором я живу».

Цели:

- развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, в том числе по теме «Город»

- учить детей подбирать антонимы, использовать в речи различные суффиксы;

- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.

 Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.

- настольные игры

- рассматривание иллюстраций и фотографий с видами Санкт-Петербурга, его достопримечательностей.

- домашнее задание «Отправиться на прогулку с родителями и сфотографироваться  на фоне какого-нибудь петербургского памятника». Фотографии будут использованы для создания альбома «Мы - петербуржцы».

 Групповая/ подгрупповая деятельность/

 Беседа  «Расскажи о родном городе»

Цель:  учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу.

Дидактическая игра: «Выложи герб из фрагментов,  «Построим свой город».

Цель: развитие творческого потенциала.

Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город. Разместить на карте различные объекты, в том числе стадион, пляж, очистные сооружения.

Цель: учить размещать объекты на карте при помощи определённых значков.

Работа с родителями: Попросить родителей принести фото детей на фоне родного города.

__________________________________________________________________________

                                                               

                                                           Декабрь

 Социально-коммуникативное развитие.

Беседа об истории возникновения родного города.

Цель: закреплять знания детей о Санкт-Петербурге; познакомить с историей возникновения родного города.

 Познание (ФЦКМ).

Развивающая игра «Путешествие».

Цель: с помощью картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.

Дидактическая игра  «Сложи картинку и назови».

 Познавательно – исследовательская деятельность (работа с атласом).

Цель: познакомить детей с цветовой гаммой карты и атласа, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).

Рисование. «Город, в котором я живу. Мой дом».

Цель: побуждать передавать на бумаге образы родного дома и окрестностей с помощью доступных средств выразительности.

 Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми посетить близлежащие парки и скверы и принести фотографии. 

____________________________________________________________________________

                                                           Январь-Февраль

Социально-коммуникативное развитие.

ОБЖ. Ситуативная беседа «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Цель: побуждать детей к высказываниям; проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.

 

Познание (ФЦКМ).

Составление схемы улицы, на которой находится наш детский сад.

 Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты - схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).

Конструирование: «Наш детский сад».

Цель: расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен  детский сад; учить работать коллективно, обсуждать детали работы; развивать воображение.

 Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города».

Цель: помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад); развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

Дидактическая игра: «Сложи памятник из фрагментов».

 Работа с родителями: создание схемы безопасного маршрута от дома к саду.

___________________________________________________________________________

                                                                    Март

Социально-коммуникативное развитие.

1. Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.

2. Чтение стихотворений о родном городе.

Самостоятельная деятельность детей. 

Рассматривание книг и фотографий.

Просмотр презентации о достопримечательностях нашего города.

Познание (ФЦКМ)

«История возникновения родного города» (продолжение).

Цель:  закреплять знания детей о родном городе; познакомить с известными людьми, которые жили и работали в нашем городе; воспитывать интерес к истории родного края.

«Составление списка самых известных достопримечательностей нашего города».

Цель:  рассказывание + показ иллюстраций с изображением разных достопримечательностей

 Беседа: «Что интересного увидели и запомнили при посещении парков нашего района»

 Рисование на тему: «Никольский собор»

 Работа с родителями: предложить найти и вместе с детьми систематизировать информацию (интересные факты) о самых известных улицах и площадях нашего района.

_____________________________________________________________________________

                                                                Апрель

Социально-коммуникативное развитие.

Составление и отгадывание загадок на тему «Наши любимые места в Санкт-Петербурге».

Самостоятельная деятельность детей.

Познавательно - исследовательская. Рассматривание книги с иллюстрациями промышленных объектов нашего города.

 Познание (ФЦКМ).   

Цель:  слушание песен о Санкт-Петербурге. Гимн Санкт-Петербурга.

Выучивание наизусть фрагмента  стихотворения (на выбор) о Санкт-Петербурге.

Изготовление стенгазеты «Наши любимые места в Санкт-Петербурге»

Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь».

Беседа: «Районы Санкт-Петербурга. Виртуальное знакомство с метро»

Цель: познакомить детей с районами Санкт-Петербург. Показать их на карте города. Дать знания о станциях и ветках метрополитена Санкт-Петербурга.

 Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание карты районов города и схемы метрополитена Санкт-Петербурга.

Продуктивная деятельность: «Строим город с инфраструктурой»

Цель: закрепить знания детей о назначении зданий в городе. Учить располагать их при строительстве своего города согласно назначению. Закреплять умение пользоваться разными видами конструктора и подручного материала.

Завершающий этап.

Мероприятие «Знатоки родного города».

Задачи:

• закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о родном городе;

• продолжать формировать основы патриотического воспитания;

• развивать интерес к истории города, его достопримечательностям.

Предварительная работа:

• беседы о достопримечательностях города, о названиях улиц, культурных местах рассматривание фотографий с видами города Санкт-Петербурга;

• продуктивная деятельность: Рисование на тему «Мой любимый город Санкт-Петербург и ее достопримечательности», «Ночной Санкт-Петербург», «Городские улицы»

Материал.

Фотографии с изображением городских улиц, достопримечательностей, мостов, портрет Петра 1, символика Санкт-Петербурга (презентация). Картинки с изображением Медного всадника с ошибками, дидактическая игра «Разрезные картинки достопримечательностей города».

Музыкальный материал: Р. Глиэр «Гимн  Великому городу», музыкальная игра «По болоту Петр шел», песня «Прекрасен город мой» С. Е. Кожуховская, песня Ирины Пономарёвой «Санкт-Петербург», игра «Лев из камня любит спать».

Ход мероприятия.

Под торжественную музыку дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, что бы поговорить о нашем любимом городе Санкт-Петербурге, вспомнить историю его создания, отправиться в небольшое путешествие по рекам и каналам нашего города, посетить  достопримечательности.

У нашего города есть свои символы. Какие? (Ведущий просит детей назвать символы города).

Символы города – это герб, флаг и гимн. Давайте вспомним, какие они.

(Ведущий показывает герб и флаг Санкт - Петербурга)

Ведущий: а теперь встанем и прослушаем гимн Санкт-Петербурга.

(звучит гимн Р. Глиэра)

Ведущий: сейчас ребята прочитают стихи, посвящённые нашему городу

(далее примерные варианты стихов).

Дети читают  стихи:

Среди болот, дорог и вьюг, как исполин из сказки,

Явился миру Петербург, волной любви обласкан.

Его скульптуры и дворцы, фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты, кораблик на Фонтанке,

Его кресты, его гранит - веков узор так прочен!

Всех восхищает и пленит в сиянье белой ночи.

Люблю тебя я, город мой, не знаю краше места!

Мне жизнь, единая с тобой, дарована в наследство.

Город спит, и Невский стройный уплывает в темноту.

Только кони неспокойны на Аничковом мосту.

Ведущий: Ребята, кто знает, с чего началась история нашего города?

Жил давно в России царь, очень мудрый государь,

Одержал побед немало, мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец. Кто был царь тот удалец?

Ведущий показывает детям портрет Петра 1.

Ведущий:

Когда был основан наш город? (ответы детей)

 27 мая 1703 года на Заячьем острове, в дельте реки Нева была заложена крепость, названная Петропавловской.  Этот день считается днём рождения нашего города. В этом году Санкт-Петербургу исполнится 315 лет.

Открылось мне в ночную пору дворцов и шпилей красота,

Когда я на великий город смотрел с Литейного моста.

В широкой глади отражала Нева сияния огней

И ни одна река планеты не выдержит сравненья с ней.

Ведущий: Давайте поиграем в игру!

Музыкальная игра «По болоту Петр шел»

Кто-нибудь из детей читает стихотворение о Медном всаднике.

Ведущий: Художники рисовали Медного всадника. Но картины почему-то получились разные! Найди ошибки, которые допустили художники в своих работах.

Игра «Найди ошибку»

Примеры ошибок: отсутствие всадника, отсутствие коня и всадника, неправильная форма камня, нет коня, нет змеи, змея в неправильно расположена и т. д.

Ведущий: Вместо болот здесь теперь стоит наш прекрасный город Санкт-Петербург. Жители города гордо зовут себя петербуржцами!

Дети читают стихи:

(примеры стихов)

Мы очень любим город свой. Сияет солнце над Невой!

Пускай дожди стучат в окно, его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем. И он растет, и мы растем.

Песня «Прекрасен город мой» С. Е. Кожуховская

Ведущий: В Петербурге часто дождливая и холодная погода. Ветры Балтийского моря гонят к нам грозовые тучи. Давайте поиграем с этой серой, грозной тучей.

Игра «Туча»

Ведущий:

Продолжим нашу экскурсию по Петербургу, по его рекам и каналам, историческим местам нашего города. А помогут нам в этом ребята и петербургская считалка.

Люблю по городу гулять. Люблю смотреть, люблю считать.

Невский - раз, Зимний - два, три - красавица Нева,

А четыре - Мост Дворцовый, пять - гуляю по Садовой,

Шесть - к Исаакию схожу, да на купол погляжу

Семь – конечно, Летний сад. Как красив его наряд!

Восемь - крепость у Невы. Были там, наверно, вы.

Девять - повстречался мне Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота вижу Нарвские ворота.

Ведущий:

В нашем самом красивом городе много достопримечательностей и мы с вами, ребята, узнали много нового и интересного о некоторых из них. Послушайте, пожалуйста, загадки.

 Какая река нашего города главная? (Нева)

 Чем украшен Аничков мост? (Кони П. К. Клодта)

 Какие мосты охраняют львы? (Банковский, Львиный)

 Кто такой грифон и какой мост он охраняет? (Крылатый сказочный лев, Банковский мост)

Какой секрет есть у Дворцового моста? (он разводной)

 Сколько разводных мостов у нас в городе (18)

 Назовите несколько из них

(Дворцовый, Литейный, Большеохтинский, Троицкий, Тучков, Биржевой, Кантемиовский, Мост А. Невского)

 Раньше был он для царей, а теперь здесь стал музей

Это наш, это наш петербургский…. (Эрмитаж)

 

Хоть она и старая, но выглядит, как новая.

Площадь наша главная по имени (Дворцовая)

 На коне сидит герой. Он красивый, молодой,

Скачет воин в будни, в праздник, а зовётся…. (Медный всадник)

Как еще называют наш город? (Северная Венеция, Северная Столица)

Ведущий:  

Следующее задание поможет нам узнать, какие достопримечательности спрятались на этих картинках. Картинки разрезаны и их нужно собрать, как пазл.

Игра собери картинку. (Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Петропавловский собор, Дворцовый мост)

Ведущий:  Ребята, помните ли вы, что Санкт-Петербург - это морской город и город-порт? От причалов Северной столицы отправляются в плавание большие и малые суда в разные города и страны.

А ещё мы с вами уже знаем, что Петербург охраняют львы. Их очень много в нашем городе. Давайте послушаем стихи.

Дети:

В Петербурге повсюду встречаются львы:

У парадных подъездов и у Невы.

Даже львиная есть ограда…

Но бояться тех львов не надо.

 Эти добрые львы улыбаясь сидят,

Если хочешь, погладь их, они не съедят.

Игра «Лев из камня любит спать».

Ведущий:

В завершение нашего мероприятия давайте исполним песню И. Пономарёвой «Санкт-Петербург».

Дети исполняют песню.

Ведущий:

Ребята, наше путешествие по Санкт-Петербургу закончилось, но мы жители и гости города снова и снова можем совершать прогулки по его чудесным уголкам. Спасибо вам за внимание и старание. А в награду за ваши знания вы получаете медали знатоков нашего города и призы.

                                           



Предварительный просмотр:

                                  Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо выбрать варианты либо заполнить строку «Другое».

Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста?

да

нет

затрудняюсь ответить

Как Вы думаете, стоит ли знакомить дошкольников с историей и культурными традициями родного города?

да

не обязательно в дошкольном возрасте, но нужно начинать знакомить в школе

другое

Какие формы работы с детьми по ознакомлению с городом Вы считаете наиболее эффективными?

просмотр фильмов

чтение книг, рассматривание иллюстраций

беседы взрослых, обсуждение городских событий прошлого и настоящего

прогулки по городу, рассказы взрослых

Знаете ли Вы историю и культурные традиции нашего города?

Да, хорошо

Нет, живём в этом городе недавно

Недостаточно

Знаете ли Вы достопримечательности, памятники Адмиралтейского района: Можете ли рассказать ребёнку о них?

Да, я много знаю о достопримечательностях района и могу рассказать ребёнку

Нет, я знаю недостаточно, в общих чертах

Другое

                                          Спасибо за участие в опросе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка проекта «Ознакомление с родным городом как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: познавательно-исследовательский...

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность темыУ каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчало...

Проект "Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходим...