Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тарханова Анастасия Петровна

Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx2.29 МБ
Файл konspekt.docx1000.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                         "Детский сад № 189 "Солнышко"

Конспект открытого занятия

для детей подготовительной группы

на тему: «Люблю березку русскую»

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\1648943633_89-vsegda-pomnim-com-p-les-berezi-foto-90.jpg

                                                     

                                                                                 Воспитатель: Тарханова А.П.

г. Камень-на-Оби

Цель: формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.

Задачи:

Образовательная: дать представления о самом почитаемом дереве в России – Березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, навыки изобразительной деятельности.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Оборудование: Береста, берёзовый сок, дёготь,

бёрёзовый веник, предметы, сделанные из бересты и древесины берёзы,

фонограмма песни «Во поле берёзка стояла», слайды о берёзах(презентация), платочки, макет берёзы, ноутбук, проектор, пазлы.

Интегративные области: познавательно-исследовательское развитие,

социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: наблюдение за березой в разное время года,

рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Люблю берёзку

русскую», рисование березы и аппликация. Чтение рассказов, заучивание

стихов о березе, составление рассказов. Знакомство с пословицами и

загадками о берёзе. Поделки из природного материала. Слушанье музыки,

пение песен. Игры, хороводы.

Предварительная словарная работа: слово плащ, почитаема.

Ход занятия:                                                                                                                 Воспитатель: Ребята, у нас с вами гости, давайте поздороваемся с ними!                      Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение?                                                  Дети: (ответы детей)
Воспитатель:                                                                                                               Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям.                                                                                              Проходите, присаживайтесь!                                                                       Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.                              Плачет по весне слезами,                                                                                                      В почках растворяет камень,                                                                                                   И бумага для письма,                                                                                                             И - резные терема                                                                                                              Белая сорочка - царя лесного дочка,                                                                                         В бане – хозяйка,                                                                                                                        А ну-ка, угадай-ка?                                                                                                            Воспитатель (если не угадали):                                                                                                                 Ребята, а отгадка у нас  в игре «Собери картинку» предлагаю вам собрать картинку и узнать о каком дереве я загадала загадку. Для этого  нужно разделится на 2 команды по 4 человека  одна команда проходит к этому столу другая к этому.                                                                                                                               (Если угодали: Давайте проверим правильно ли вы угадали. Ребята, а отгадка у нас  в игре «Собери картинку» предлагаю вам собрать картинки. Для этого  нужно разделится на 2 команды по 4 человека  одна команда проходит к этому столу другая к этому.                                                                                                                               Д/игра «Собери картину» (из 8 частей собирают картинку с изображением березки) (Собираем командами)                                                       Воспитатель: Ребята, что за дерево изображено у вас на картинках?         Молодцы! Правильно, береза! Присаживайтесь! (Слайд 1 Береза)                                                    Воспитатель: Ребят, скажите, а из каких частей состоит дерево?                  Обратите внимание на экран перед вами подсказка, она поможет вам рассказать о дереве.                                                                                             (Слайд 2 Схема строение дерева)                                                                                             (Слайд  3  Составляем описательный рассказ)                                                                                                                       (Слайд 4 Береза)                                                                                 Воспитатель: Ребята, а чем береза отличается от других деревьев? Чем покрыт ствол?  Какой цвет коры у березы?                                                    Дети: Белой корой.                                                                                       Воспитатель: А знаете ли вы, как называется кора березы?                                   Дети: Береста!                                                                                              Воспитатель:  В одной из книг я прочитала такое выражение                           «Береста-это плащ березы».Ребята, что такое плащ?                                         Дети: Это верхняя одежда!                                                                       Воспитатель: А для чего людям плащ?                                                                            Дети: Чтобы защитить от ветра, дождя, от неблагоприятных погодных условий!                                                                                                              Воспитатель: Значит кора для чего нужна березе?                                                                   Дети: Для того, чтобы защищать от неблагоприятных погодных условий.                         Воспитатель: ребята, пройдите к столам                                                        Дети: Береста                                                                                          Воспитатель: Потрогайте ее, какая она? Попробуйте порвать                                                       Дети: (Ответы детей)                                                                                                                       Воспитатель: Ребята, помните мы с вами когда гуляли на улице подходили к березке,  я вам говорила, как называются темные черточки на бересте? Кто помнит?                                                                                                                  Дети: чечевички                                                                                                              Воспитатель: А для чего они нужны?                                                                 Дети: Для того, чтобы березка дышала                                                                   Воспитатель: Молодцы!  Присаживайтесь                                                                                  Ребята, а вы знаете, как русские люди называют березу?                                       Дети: русская красавица!                                                                                             Воспитатель: А хотите узнать, почему ее так называли?                                          Потому что, сравнивали с девицей, белый ствол похож на сарафан, ветви похожи на волосы                                                                                                Воспитатель: Очень много поэтов восхищались красотой «Русской красавицы», поэтому очень много стихотворений посвящали ей. Отрывок одного из стихотворения я вам сейчас прочту. А вы послушайте!                                                               Люблю берёзу русскую,                                                                                                                То светлую, то грустную,                                                                                                                В белёном сарафанчике,                                                                                                                      С платочками в карманчиках,                                                                                                           С красивыми застёжками,                                                                                                                    С зелёными серёжками.                                                                                            Ребята, поэт в этом стихотворении пишет о березе, как о ком?                                   Дети: Как о девице!                                                                                              Воспитатель: Но не только поэты восхищались красотой русской берёзы. Многие художники тоже часто изображали берёзу на своих картинах, восхищаясь ей. Сейчас я вам покажу как изображали на своих картинах берёзку великие русские художники.                                                                            (Слайд 5,6,7 Картины художников)                                                                               Глядя на эти картины, мы с вами можем убедиться, что берёза прекрасна в любое время года.                                                                                             1.Посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень», здесь берёзки изображены в осеннем золотом убранстве.    

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\727bc3e4d608fe10fff973bb7a50b7fe_XL.jpg

 2.А вот другая берёзка — зимняя, сверкающая в ажурном инее. Эту берёзку нарисовал художник Игорь Грабарь, а называется она «Февральская лазурь».

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\8b34aac9-e953-42c9-bee9-4f841daadfab.jpeg

 

3.На картине Ивана Шишкина «Берёзовая роща» берёзы изображены длиннокосые, кудрявые на фоне изумрудной травы.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\Берёзовая роща 1896 105.8х69,8.jpg

Д/И «Подбор слов-признаков к слову береза(какая? С опорой на картины)

Воспитатель: Ребята, какая береза? (изображена на каждой картине)                                                    

Дети: (подбирают слова)

Воспитатель: Ребят, может кто-то вспомнит мы с вами говорили уже летом, в каком народном летнем празднике, берёзка была особо почитаема, уважаема ?

Дети: Этот праздник называется «Троица».                                                               (Слайд 8)

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\1_71.jpg

Воспитатель: Давайте вспомним, что люди делали в этот праздник?

Дети: В этот день люди украшали свои дома веточками берёзы и хранили их весь год до следующего праздника.

-На Троицу люди выходили в берёзовую рощу выбирали одну из берёзок и украшали её ветви цветными ленточками.

-Ещё девушки плели венки из веток берёзы и цветов, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке, играли в весёлые игры.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам завести хоровод, как в те далёкие времена. Мы с вами знаем хороводную песню про березку.

Физминутка «хоровод, во поле березка стояла…»                                                           Дети сели                                                                                                              Воспитатель: Ребята, берёза не только красивое дерево, но и полезное. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что я принесла на занятие сундочок. Я не просто принесла его. В этом сундучке лежат отгадки, на  старые русские загадки о полезных свойствах березы, которые я вам сейчас загадаю. А вы попробуете их отгадать.                                                                               1.Первое полезное дело– мир освещать. (Лучина) (Слайд 9) Ребята, это лучина она выстругана из березового полена, при её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\0-iz-istorii-rukodeliya.jpg

2. Второе – целебный сок давать,                                                                             Второе – это полезный для здоровья берёзовый сок. Люди пили его, он помогал быть человеку крепким, выносливым и здоровым. Может кто-то пил его? А может вы знаете, в какое время года его собирают?

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\bp.jpeg

                                                                                                                                                                 3. Третье – больных исцелять!                                                                           Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит? Как береза может исцелять-лечить больных?                                                                                                    Третья – здоровье прибавляет и старому, и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтоб все хвори и болезни выгнать.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\photo_256678.jpg

А также из березы добывали деготь народное лекарственное средство. Люди набивали берестой специальные ёмкости с узким отверстием для стекания смолы и подогревали лучиной. Береста распаривалась и выделяла деготь. Дегтем люди лечили раны. Дегтем обрабатывали копыта лошадей и крупного рогатого скота. С его помощью лечат лишаи. Сейчас делают мази и таблетки с добавлением дегтя. А также делают дегтярное мыло и шампунь.                          (Слайд 10)

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\img_16124814333165-1-1024x576.jpg

(Слайд 11) Ребята,  а вы когда-нибудь видели вот такой нарост на березе?                              Березовый гриб, который называется чага, считается, что чага вырастает на больном дереве, он вырастает на том месте, где кора березы была повреждена. Но не смотря на это, чага очень полезный березовый гриб. Применяют отвар чаги от многих болезней, лечебные купания.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\2541.jpg

(Слайд 12)Четвёртое – красоту нести.                                                                                                  Четвёртая польза – ствол берёзы покрыт берестой, из которой делали посуду, красивые шкатулки, кукол, плели лапти, корзины.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\kostroma-suveniry.jpg

Молодцы ребята, все загадки разгадали.

Воспитатель: Хотелось бы узнать, вам было интересно? Если да, то возьмите желтый березовый листик, а если нет, то зеленый.                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе тема: «Ах, какая осень!»

Работа предназначена в помощь педагогам ДОО, в которой представлен опыт экологического воспитания дошкольников...

Технологическая карта по ФГОС ДО Конспект открытого занятия по ПДД (подготовительная группа) Тема: «Вовка из Тридевятого царства в гостях в детском саду»

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему "Люблю березку русскую"

Полный конспект за нятия по пластилинографии в подготовительной группе на тему "Люблю березку русскую"...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.Задачи: воспитательные:- прививать любовь к Родине через трад...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....

Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций  через исследовательскую игру.Зада...