"Цикл познавательных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Устинова Марина Георгиевна

В цикл вошли мероприятия, которые помогут педагогам  интересно и качественно провести занятия по познавательному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Ярмарка педагогических идей-2017»

«Цикл познавательных мероприятий для детей старшего

 дошкольного возраста»

Автор: Марина Георгиевна Устинова,

воспитатель, высшая квалификационная

категория, 20 лет, МБДОУ «Детский сад

                 «Светлячок»

г.Тулун – 2017

Методические рекомендации

Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а разжечь огонек познания, дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

 Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Он поможет в интересной, увлекательной форме развивать у детей познавательные способности в ходе организованной образовательной деятельности (беседы, обсуждения, опыты, эксперименты, исследования различных объектов и явлений окружающего мира).

Основная цель данного материала - развитие творческого, продуктивного мышления дошкольников.

Познавательное мероприятие: «Байкал – жемчужина Сибири»

Цель: познакомить детей с природой озера Байкал

Задачи:

• Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;

• Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.

Оборудование: карта Иркутской области, фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, модель строения рыб, карточки к дидактической игре «Что можно, что нельзя».

Словарь: нерест, холодолюбивые.

Ход:

-Посмотрите на карту. Что отмечено синим цветом? (реки, озера).

-Отгадайте загадки.

1. Мы говорим – она течет.

Мы говорим – она играет.

Она бежит всегда вперед,

И никуда не убегает. (река)

2. Шириною широкою

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна,

И горька, и солона.

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

3. Под осоку на песок

Уронили поясок.

И лежит – да не поднять,

И бежит – да не поймать. (река)

4. Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

-Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)

-Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном).

-Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)

-Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).

Показ фото с пейзажами Байкала

-Как хороши закаты на Байкале,

Вода и небо золотом горят!

Все стихло, и лишь только птичьи стаи

Над озером задумчиво кружат.

И тот, кто на Байкале побывает,

Не позабудет больше никогда

Как солнце, опускаясь, запылает,

Как тихая на воду ляжет мгла.

-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)

-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)

Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое. (схема сравнения).

-Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)

-В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)

-Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

-Сколько рек впадает в озеро? (>336)

-Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)

-Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде.

-Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

-Кто является основным обитателем водной среды? (рыбы, моллюски, рачки, водоросли).

ПОКАЗ ФОТОГРАФИЙ (приложение 1)

-Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Какая рыба наиболее распространенная в Байкале? (омуль)

-Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.

-Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

-Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере)

-Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

-Рассмотрите фото и назовите признаки приспособленности рыб к водной среде обитания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЗАСЕЛИМ  БАЙКАЛ»

-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.

-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым? (заселить животными).( работа с предметными картинками).

-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень).

Итог :

 - Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой. Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.

Конспект комплексно-тематического занятия в старшей группе

 « День защитника Отечества»

Программное содержание:

·Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.

·Активизировать в речи детей слова обозначающие рода войск, качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление.

·Формировать всесторонне развитую личность ребенка через социокультурную сферу (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление).

·Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи разнообразных физических упражнений. Развивать умение работать в команде.

·Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий.

·Обеспечить высокую двигательную активность.

Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций "армейские будни "; экскурсии в городской историко-краеведческий музей; беседы об армии, древней Руси; подвижные игры "Перетягивание каната ", "Летает не летает "; разучивание зарядки под аудио сопровождение "Солнышко лучистое ".

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, какой праздник мы сегодня отмечаем?

День Защитников Отечества.

- А что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество - это наша Родина.

- Как называется наша Родина?

Ответ: Россия.

Дети читают стихотворение "Родина " Т. Боковой

Ребенок 1

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

Ребенок 2

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город любимый, родная квартира,

Бабушка, мама, котенок … и я.

Ребенок 3

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка -

Это тоже Родина.

- Все может родная земля: напоить родниковой водой, накормить теплым хлебом, удивить своей красотой, только защитить себя не может. Во все времена наша Родина - Русь славилась своими лесами, полями, реками, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на Русь враги.

- Кто же защищал Русь в те далекие времена?

Ответ: Богатыри

- Каких вы знаете богатырей?

Ответ: Илья Муромец, Алеша Попович…

- Какие доспехи были у богатырей?

Кольчуга, шлем, булава…

- Ребята, а кто является главным защитником Отечества сейчас?

Ответ: Армия. Солдаты.

- Каким должен быть солдат?

Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным.

- Какие рода войск вы знаете?

Ответ: Пограничники, пехотинцы, моряки, десантники, связисты, летчики.

- Наши мальчики ещё в детском саду, но пройдут годы, пойдут служить в армию. Но для того, чтобы стать настоящим защитником, им нужно еще многому научиться. Чтобы узнать много интересного о военных профессиях, проверить свою ловкость, силу, выносливость, предлагаю всем ребятам пройти учения в "Школе молодого бойца ".

Согласны? Итак, начинаем! Мы отправляемся в гости к пехотинцам!

Игра "ПЕРЕДАЧА МЯЧА "

Команды выстраиваются в колонны по одному. Задача - передать мяч через голову, при этом последний, получив мяч, перебегает вперед, и так до тех пор, пока вновь первым не окажется тот, кто начинал конкурс.

Ребенок:

Все мальчишки всей страны быть отважными должны.

Чтоб границы охранялись, чтобы мамы улыбались.

Чтобы не было войны!

Игра "ПОГРАНИЧНИКИ И НАРУШИТЕЛИ "

Мальчики встают вкруг, держась за руки. На команду "Граница открыта ". Руки поднять, девочки маршируют под музыку в круг и из круга. На команду " Дозор ", руки опустить, оставшиеся в круге считаются задержанными и отправляются в "комендатуру ", то есть на стульчики.

-А сейчас, тактическая подготовка: 
"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ "

В колесе не белка,

А цветная стрелка,

Кто заблудится в пути,

Говорит, куда идти. (Компас.)

И сам он держится за дно,

И держит судно заодно. (Якорь.)

Железная птица в небе кружится,

По сигналу пилота на землю садится. (Самолет.)

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (Танк)

Ребенок:

Кто летит быстрее птицы?

Охраняет кто границы?

Кто всегда готов к полету?

Все: Это летчики - пилоты!

- Раз мы прибыли в гости к летчикам, самое время поиграть в их любимую игру.

Игра "ЛЕТАЕТ- НЕ ЛЕТАЕТ "

Дети двигаются по залу, расставив руки в стороны, на "летающие " слова из текста. Стоят на месте на "нелетающие ".

Бабочки? Подушки? Вкусные ватрушки?

Черные грачи? Детские врачи?

Гуси? Апельсины? Быстрые машины?

Помидоры красные? Лебеди прекрасные?

Арбузы полосатые? А коты усатые?

Ласточки? Синички? Все другие птички?

Пчелы? Мошкара? Закончилась игра.

Ребенок:

Море любит умных, смелых;

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать

Капитаном сможешь стать.

- Мы прибыли в гости к морякам. Самое время спеть песню. Под музыкальное сопровождение дети поют песню "Мы пойдем служить на флот ".

- А теперь поиграем. Любимая игра моряков "перетягивание каната ". Наши команды будут мериться силой. Посмотрим, кот сильнее.

Игра "ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА "

Ребёнок:

Для солдата тренировка

Начинается с утра.

Конкурс для весёлых, ловких!

Собирайся детвора!

Игра "ПОДЪЕМ! "

Играют две команды. По команде командир просыпается первым. Добегает до флажка, оббегает его, будит солдата (берёт его за руку) и бегут к флажку вместе, берут третьего и т. д. Пока не оббегут всей командой. Вернуться в исходное положение.

- Наши солдаты охраняют мирную жизнь. Военная служба трудна. Надо быть сильным, чтобы не уставать. Каждое утро солдат делает зарядку. И я приглашаю вас на зарядку.

Музыкальная зарядка "СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ "

Рефлексия:

- Мы хотим жить только в мире. И мечтаем о тех временах, когда на земле не будет войны. И всегда нам нужны будут сильные, мужественные, храбрые и благородные мужчины, способные нас защитить. С днем защитника Отечества.

 

Конспект непосредственно - образовательной деятельности детей в старшей группе: «Знаете ли вы правила дорожного движения?».

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные задачи:

- совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности;

-систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;

- закрепить знания о работе ГИБДД;

Коррекционно -  развивающие задачи:

- развивать речевую и двигательную активность детей, умения отвечать на вопросы полными предложениями, использовать объяснительную речь;

- развивать логическое мышление, внимательность при выполнении заданий, зрительную память, осторожность и осмотрительность на дорогах;

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать в команде, желание знать и выполнять ПДД и соблюдать их в повседневной жизни.

Демонстрационный материал: Костюм инспектора ГИБДД (китель, фуражка), жезл.

Раздаточный материал: 3 фланелеграфа размером А4, 3 разрезанные картинки для выкладывания на фланелеграфе с изображением светофора, перекрестка, дорожного знака; картинки с изображением разных видов перекрестков, светофора, регулировщика, дорожных знаков (7 штук), шнур, скамейка, косички для прыжков, ворота (для проведения физкультминутки), полоса обоев, гуашь, клей, кисти, заготовки из бумаги для домов и машин, ножницы, баночки с водой, клеенки, цветные карандаши, восковые мелки.

Методические приемы: проблемные вопросы, сюрпризный момент, воображаемая ситуация, физкультминутка «прохождение полосы препятствий, составление небольших рассказов, продуктивная деятельность, пение песенки, игра «ответь правильно», вопросы, похвала, анализ, подведение итогов.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, в нашем городе много больших и маленьких улиц. По ним едут машины, автобусы и троллейбусы, на тротуарах много спешащих людей и никто никому не мешает. А как вы думаете, почему?» (так как все соблюдают ПДД)

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сейчас оказаться на улицах города? Тогда закройте глаза и внимательно слушайте.(включается шум улицы,  воспитатель переодевается в инспектора ГИБДД ).

- Ребята, вот мы и на улице города. Что вы слышите и видите? (грузовые и легковые машины быстро мчатся по проезжей части, подавая в случае необходимости звуковые сигналы (гудки), на тротуарах много спешащих по своим делам людей, мы слышим их разговоры, смех, кто-то переходит улицу на зеленый свет светофора). А сейчас откройте глаза». (Воспитатель стоит  в форме инспектора ГИБДД)

Воспитатель: - Здравствуйте! Я инспектор ГИБДД. А что это за организация? Как вы думаете, чем она занимается?» (ответы детей)

Воспитатель: - Я, как инспектор ГИБДД, хочу узнать, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения и умеете ли ориентироваться на улицах города! Поэтому я предлагаю вам разделиться на три команды и выбрать капитана. Капитаны команд  подойдут ко мне и выберут конверт. В нем части картинки, которые вам нужно собрать, чтобы узнать свое задание».

(Взяв конверты, команды садятся за свои столы, складывают и называют полученное изображение.)

Воспитатель: - Итак! Первая команда расскажет нам о светофоре, вторая – о перекрестках, третья – о дорожных знаках. Возьмите со стола необходимые вам картинки – помощники, садитесь и готовьтесь».

 Далее команды по очереди рассказывают о своем изображении.

Первая команда: - У светофора три цвета, красный, значит, стой, желтый приготовься, зеленый – можно идти.

- Первый светофор появился в Лондоне, у него было только два цвета красный и зеленый, желтый цвет появился только через 50 лет. В Москве первый светофор был круглый. Он был разделен на 3 части: красную, желтую и зеленую. Регулировщик с помощью стрелочки показывал нужный цвет. Позднее светофор стал электрическим.

- Если светофор не работает, то на помощь приходит регулировщик. (Его действия ребенок показывает, остальные дети называют цвет, соответствующий его действиям.)

- Если рядом нет светофора и регулировщика, то надо подойти к дороге посмотреть налево, если нет машин, дойти до середины, затем посмотреть направо и закончить переход».

Воспитатель: «Молодцы! Как много интересного вы знаете о светофоре».

Вторая команда: - Перекресток – это место где пересекаются улицы.        Перекресток можно перейти по светофору или пешеходному переходу.

Третья команда: - Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла разговаривать и с водителями и пешеходами понятным им языком.

- Знаки бывают: запрещающие (въезд запрещен, движение пешеходов запрещено), предупреждающие (осторожно дети, на дорогу может выехать велосипедист), указательные (остановка, пешеходный переход), предписывающие (пешеходные и велосипедные дорожки)».

Воспитатель: «Молодцы! Как много дорожных знаков вы знаете! И они вам помогут на улицах города!

- Ребята, инспекторы ГИБДД сильные и спортивные люди, а как вы думаете почему? (занимаются спортом). Вот и мы сейчас позанимаемся и попробуем пройти полосу препятствий». (физкультминутка)

Воспитатель: - Какие вы ловкие! Так быстро и легко прошли полосу препятствий. Вставайте в круг, и мы поиграем в игру «Ответь быстро». У кого в руках будет жезл, тот должен правильно ответить на мой вопрос и передать его своему другу».

- Часть улицы выделенная для пешеходов? (тротуар)

- На какое животное похож пешеходный переход? (зебра)

- Какой верхний свет на светофоре? (красный)

- Самый безопасный переход? (подземный)

- По какой стороне тротуара должен идти пешеход? (с правой)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (два)

- А у автомобильного? (три)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (по обочине слева, навстречу транспорту)

- Что может произойти, если не соблюдать ПДД? (авария, ДТП)

- Где можно играть, не подвергая себя опасности?» (во дворе, на игровой площадке)

Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы, и я уверена, что правила дорожного движения вы знаете хорошо. Но сейчас я проверю ваши умения в рисовании и аппликации. Вот перекресток, попробуйте превратить его в настоящую улицу города. А как вы думаете, что нужно добавить? (дома, машины, пешеходный переход). Правильно! Выбирайте необходимый вам материал и приступайте к работе». Дети самостоятельно работают.

Воспитатель: - Молодцы! Со всеми заданиями вы справились быстро и правильно. Я вижу, что вы знаете правила дорожного движения на 5. Но нам пора возвращаться в детский сад. Сейчас я взмахну своим жезлом, и мы окажемся в детском саду. 1,2,3, в детский сад попади!

 «1. Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

2. По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход!»

Воспитатель: - Ребята, я надеюсь, что после нашей встречи вы на всю жизнь запомните ПДД и всегда будете их соблюдать.

Дорожные правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!

Рефлексия:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-А что вам запомнилось особенно?

-Какими знаниями вы хотели поделиться со своими друзьями?

И в память о нашей встрече я дарю вам медали знатоков ПДД».

Игра – викторина «Знатоки природы».

Старшая группа

Цель: 

  • Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания
  • Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
  • Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
  • Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Предшествующая работа:

1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели, болото - обитатели и растительный мир болота.

2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

3.Чтение художественной литературы, знакомство с «Красной книгой», рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.

Материалы:  Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса, знаки «Чего нельзя делать в лесу»;  игра « Кто где живет», эмблемы для команд.

Оборудование:  ноутбук, проектор, муз. центр,  спокойная  музыка с пением птиц.

Ход занятия.

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Приветствие команд:

1 команда

2 команда

Ведущий:   Соревноваться будут две команды. Команда «Росинка» команда «Цветочек». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Давайте выберем жюри. (Выбирается жюри из 2 человек).

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка». 

1 Команде

1)       У какого животного есть иголки? (ёж).

2)       Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж, барсук). Почему их нельзя будить?

3)       В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4)       От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

5)       Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2  Команде

1)       Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

2)       Ласточка остаётся зимовать или нет?

3)       Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4)       Назовите признаки начала осени в живой природе.

5)       Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

1 конкурс «Кто больше?». 

Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество  (медведь, заяц, волк, лиса, соболь, барсук, рысь, белка, лось, норка, бурундук, куница и др.)

2 конкурс «Найди спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и обвести их.

Желтый конверт (для болельщиков)

1. У какого дерева ствол белый? (Береза.)

2. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

3 конкурс «Угадайте по описанию».

 «Росинка»

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Цветочек»

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

4 конкурс «Чьи следы» - задание командам

Ведущий: - Ребята, а как красив зимний лес! Посмотрите на эту картину, все деревья покрыты снегом, на снегу видны чьи-то следы.

Вопросы болельщикам

Воспитатель: Внимание, отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море. (река)

1. Назовите самую большую реку нашего края. (Волга)

2. Какая рыба водится в реке Волга? (язь, щука, окунь, плотва, судак, лещ, карась)

3. Почему налима называют «донной рыбой»? (налим держится вблизи дна)

4. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Волга. Как ее еще называют? (щука, «речной волк», «санитар реки».

Воспитатель:

Ребята, какое значение имеет река для человека?

Ответы детей:

- река дает нам рыбу

- на реке мы отдыхаем, купаемся

- по реке ходят пассажирские и грузовые теплоходы

- по реке сплавляют лес

- вода нужна фабрикам и заводам

- река – это дом, еда для рыб, животных, птиц и растений

Воспитатель:

Чем мы можем помочь реке и ее обитателям?

Ответы детей:

- содержать воды рек и озер в чистоте.

- чтобы вода не загрязнялась, нужно строить очистные сооружения

- необходимо сохранять лесные массивы по берегам рек, чтобы таежные реки были полноводными.

- опасны для реки моющие средства (много фосфатов)

- пока растут водоросли, особой беды для реки нет (как только они начинают разлагаться, сокращается количество кислорода, страдают рыбы.

- в зимнее время делать на реке лунки. Для насыщения воды кислородом.

Воспитатель:

- Река – это ценный дар природы, необходимый для жизни.

5 конкурс «Лес» 

Вопросы командам:

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли,

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

Посмотри по сторонам

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

- Внимание, на экран!

1. Что такое лес?

Ответы детей:

- лес – это родной дом растениям и животным

- лес – это зеленый наряд нашей Земли

- там, где лес, всегда чистый воздух

- лес- это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай

- лес- это кладовая природы, щедро отдающая свои плоды: грибы, ягоды, орехи, травы

- лес – это богатство и краса, береги наши леса!

Воспитатель:

- Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, трав и цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть»

2. Какие деревья растут в нашем крае? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха)

3. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)

4. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)

5. Листья какого дерева «и без ветра трепещут»? (осина)

6. Какое дерево называют поющим? Почему? (ель)

7. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (черемухи, она ядовита)

8. Чей дом может занять лиса? (барсука, он прекрасный строитель, чистюля и не любит когда сорят возле его жилья)

9. Почему волки воют? (передают послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей)

10. Кто становится вожаком волчьей стаи? Почему в народе говорят «Волка ноги кормят»? (самый сильный, умный и опытный волк; волки не делают запасов на зиму, серому приходится пробежать много километров, чтобы найти добычу)

11. Что делают белки, если корма в лесу не хватает? (они переселяются на новые места, ищут леса, где много корма)

6. «Как вести себя в лесу?» 

Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»

Ответы детей:

- не ломать деревья

- не сбивать грибы, даже несъедобные

- не обрывать паутину и не убивать пауков

- не разорять птичьи гнезда

- не разорять муравейники

- не оставлять после себя мусор

- не разжигать костров.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

- Чтобы лес приносил пользу, нужно беречь и охранять его!

М. М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину!»

Воспитатель:

- А теперь, встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

 Подведение итогов. Заключение.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

          Что без природы - твой конец. 

Познавательное мероприятие: «Весёлое приключение в мультипликационной студии». Старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать интеллектуально-творческие способности детей в процессе работы над созданием мультипликационного фильма.

Задачи:

  1. Дать простейшие знания о профессии мультипликатора  и процессе создания мультфильма.
  2. Развивать технические навыки, мелкую моторику пальцев рук, внимание.
  3. Позволить детям проявить свою фантазию, выдумку, творческие способности.
  4. Воспитывать нравственные ориентиры детей в процессе создания мультфильма.

Материал:  

проектор, компьютер, презентация (приложение 2), программа Movie Maker, фотоаппарат, штатив, фон для съёмки, пластилин, дощечки для лепки, костюм Чебурашки, сюрпризная коробка, приглашения для детей, воздушные гелиевые шары, мольберт, влажные салфетки, столы, подставка для анимации с разметкой, музыкальное сопровождение, готовый мультфильм, импровизированная мультипликационная студия.

Словарная работа:

Мультипликатор,  мультипликационная студия, персонаж,  монтаж, аниматор, оператор, фотоаппарат, штатив, съёмка, мультфильм, пластилиновая анимация, декорации, компьютерная программа.

Ход:

1.Сюрпризный момент: (педагог вводит детей в зал, у которых в руках находятся приглашения от незнакомца).

(Звучит весёлая песенка группы «Барбарики» «День Рождения», из сюрпризной коробки появляется сказочный персонаж Чебурашка).

- Ой, ребята, а вы уже пришли? Здравствуйте, я вас так долго ждал, ведь у меня сегодня День Рождение!

-Ребята, а вы меня узнали? А по какому мультфильму я вам знаком?

- Вы любите мультфильмы?

-Сегодня я вас хочу пригласить в необычное место, где создаются самые настоящие мультфильмы!

-Ребята, а вы знаете, как создаются мультфильмы?  (ответы детей).

-Есть такая профессия мультипликатор, это человек, который создаёт мультфильмы. Это очень интересная и в то же время очень сложная профессия.

-А вы хотели бы побыть в роли мультипликатора и создать свой самый настоящий мультфильм?

-Тогда я вас приглашаю в свою мультипликационную студию, где мы вместе с вами попробуем создать пластилиновый мультфильм. Так как процесс создания мультфильма сложен и трудоёмкий, я предлагаю вам немножко потанцевать, ведь у меня сегодня День Рождение!

2.Танцевальная игра « Если нравится тебе, то делай так…».

3. Практическая часть:

  1. Создание персонажей.

-Ребята, для создания мультфильма нам нужны персонажи. Их мы будем делать из пластилина. По- другому это называется пластилиновая анимация. Потому-что людей, которые создают персонажей, называют аниматорами. Присаживайтесь поудобнее, я вам предлагаю взять по кусочку пластилина и сделать весёлых смайликов. Нужно размять пластилин и скатать ровный шарик, приделать глазки и ротик. Ну, вот и наши персонажи готовы!

  1. Съёмка мультфильма.

-А теперь я приглашаю вас на съёмочную площадку. На съёмочной площадке есть место, где аниматоры оживляют персонажей, а оператор ведёт съёмку на фотоаппарате. Одно движение персонажа предполагает один кадр. На площадке, где будут располагаться наши герои, есть фон и разметка, по которой будут двигаться наши герои. Поставьте смайликов на любую точку (получается круг).

-Кто из вас догадался, что мы будем снимать, если своих героев поставили по кругу, а в серединке я поставил  чебурашку? (ставлю в серединку пластилинового чебурашку).

-Мы будем снимать мультфильм о том, как весёлые смайлики  водили хоровод для своего друга Чебурашки. Вы будете аниматорами, а я оператором. Сейчас я сделаю один кадр, как наши смайлики стоят в хороводе, затем вы передвинете смайликов на один шаг вперед, и я сделаю снова кадр и так далее, будьте внимательны. Итак «кадр второй», передвинули ещё на один шаг и т.д.

  1. Монтаж  мультфильма и просмотр.

- А теперь подошёл самый трудный и ответственный  момент в создании мультфильма – это монтаж, где отснятые кадры с фотоаппарата я перемещаю на компьютер, затем открываю специальную программу, при помощи которой  и создаю наш мультфильм. Кадры по одному я налаживаю на специальную ленту, затем налаживаю на них музыку и можно смотреть, что у нас получилось !

-Присаживайтесь на стульчики у экрана, приятного просмотра!

4.Рефлексия:

-Ребята, вам интересно было на моём Дне Рождении?

-А понравилось ли вам создавать мультфильмы?

-С какими  профессиями вы познакомились?

-Я хочу подарить вам на память о моём дне рождении  хорошее настроение! Я всегда буду вспоминать вас, когда буду смотреть весёлые и добрые мультфильмы! А вы? (раздаю воздушные шарики). До встречи!

Библиографический список.

  1. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. ТЦ Сфера, 2013.
  2. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. М.: Мозаика – , 2009.
  6. Сибирячок. Выпуск №1. Иркутск: Восточно- сибирское книжное издательство, 1988.
  7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. М.: ТЦ Сфера, 2013.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(Предметные картинки «Рыбы озера Байкал»)

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(презентация)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-познавательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Праздник чая"

Данный сценарий является одним из мероприятий перспективного плана по воспитанию детей 5-7 лет. Материал сценария может оказать методическую помощь воспитателям, музыкальным руководителям.Задачи...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

Спортивно-познавательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "9 Мая - День Победы!"

Спортивный праздник соревновательного характера с песнями, танцами и стихами...

Цикл мероприятий "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями"

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...