Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
статья (старшая группа)

Сафронова Елена Геннадьевна

За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя).

За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни. Воспитать культуру здоровья, а также ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.

Технология воспитания культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста имеет несколько признаков:

  • ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем;
  • возможность его анализировать и преобразовывать;
  • спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

В нашем санатории приоритетной задачей является формирование у ребенка с малых лет правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий помогает сформировать осознанное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, здоровьем.

Задача врачей и педагогов едина - создать ребёнку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей в соответствии со следующими здоровьесберегающими технологиями:

1. Сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, (минутки), релаксация, подвижные и спортивные игры);

2. Эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая);

3. Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);

4. Коррекционные (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, игровые технологии коррекции поведения).

Использование этих технологий позволяет воспитывать у ребенка навыки культуры здоровья, как физического, так и психологического.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Название здоровьесберегающей технологии

время проведения в режиме дня, периодичность

результат

Динамические паузы (физминутки)

Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления

Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления

Пальчиковая гимнастика

ежедневно, 3-5 мин

Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания

Гимнастика после сна

ежедневно после дневного сна, 5-10мин

Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей

Дыхательная гимнастика

В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин

Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания

Релаксация

Перед сном, 7-12 мин

Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия

Подвижные игры на прогулке

10-20 мин

Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.

Игры малой подвижности

во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин

Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание

Рассмотрим одну из самых важных технологий в режиме дня - подвижные игры на прогулке. Чтобы прогулка давала нужный положительный эффект, воспитателем меняется виды деятельности детей, это зависит от характера предыдущего занятия, а так же, погодных условий. Прогулка на свежем воздухе начинается с легкой пробежки или с какой-нибудь подвижной игры в холодное время года, а так же, после таких занятия, на котором дети сидели в однообразной позе. А в тёплое время года или после активно-двигательных, физкультурных и музыкальных занятий прогулка начинается с наблюдения за природой, спокойных игр.

Прогулка – неоспоримо очень важный момент в режиме дня ребенка, ведь именно во время прогулки дети в полной степени реализовывают свои двигательные потребности.

Подвижная игра имеет большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Различные физические упражнения на улице так же необходимы для ребёнка дошкольного возраста. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков, умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для ребенка, для приобретения им жизненного опыта.

Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на физиологическое здоровье детей.

При выборе игр необходимо соблюдать как физическую, так и психологическую нагрузки.

В нашей группе была составлена таблица классификации игр по тем двигательным качествам, которые они развивают. Это позволяет составлять план игр на прогулку в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Классификация игр

На силу

1. Перетягивания, сидя на полу

2. "Лошадки"

3. Бег раков

4. Соревнование тачек

5. Скалка - подсекалка

На быстроту

1. Встречная эстафета с бегом

2. "День и ночь"

3. Переправа в обручах

4. Эстафета с кубиками

5. "Ипподром"

6. "Вороны и воробьи"

7. "Тень"

8. "Воевода"

9. Все к своим флажкам

10. "Косари"

На гибкость

1. "Скороходы"

2. "Прыгуны и ползуны"

3. "Мостик и кошка"

4. "Постройте мост"

5 "Займи свободный мат"

6. "Альпинисты»

На выносливость

1. Прихлопни комара

2. Салки по кругу

3. "Обезьяньи салки"

4. Гонки с выбыванием

5. "Белые медведи"

6. "Голубки"

7. "Колдун"

Правильный выбор игр на прогулке способствует как равномерному распределению нагрузки в течение дня, так и формированию необходимого эмоционального фона по их окончанию.

Поскольку здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, профилактических мероприятий позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов в воспитании культуры здоровья, повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, профилактику и коррекцию отклонений физического и психологического развития детей.

Особое место в формировании культуры здоровья ребенка играет семья. Ни одна самая научно обоснованная методика формирования здорового образа жизни не даст результатов без вовлеченности в процесс членов семьи. Поэтому немаловажное значение играет работа с родителями. При поступлении ребенка в наш санаторий проводится опрос родителей на предмет исследования вовлеченности членов семьи и ребенка в кружки и мероприятия, повышающие качество жизни и здоровья. После прохождения санаторно-курортного лечения с родителями проводится повторная беседа. В беседе с родителями выдаются рекомендации по повышению культуры здорового поведения, основанные на результатах наблюдения за физическими, эмоциональными и культурными особенностями ребенка.

Комплексный подход к воспитанию культуры здоровья даёт свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя)      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...

Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста...

Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом...