Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством общения и игры»
консультация (младшая группа)

Вдовина Оксана Владимировна

Консультация для родитей. "Развитие речи детей посредством общения и игры."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством общения и игры»

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы«Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш. Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимаются не только в детском саду, но и в семье, овладение ребёнком речью идёт успешнее.

Есть много упражнений и игр по развитию речи у детей, которые можно использовать для занятий, по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

У большинства детей до двух лет отсутствует фразовая речь, поэтому некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет почти все малыши начинают говорить. К концу второго года жизни словарь ребенка составляет около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этом возрасте появляются в речи ребёнка предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Дети любят имитировать голоса животных и это качество можно использовать в обучении.

Постепенно вводите в его словарь названия не только предметов, но и их частей и деталей. «Вот автобус, а что у него есть?» — «Колеса, руль, сиденья, дверцы, мотор.»«А что есть у комнатного растения?» — «Корень, стебель, листья, цветок.».

Во время рассматривания предмета вместе с ребенком задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Зачем нужен, какого цвета?

Что бывает твердым, гладким, круглым, белым, пушистым, холодным?».

Всё это способствует развитию связной речи у детей.

У ребенка с каждым днем растет интерес к окружающему его миру. Ему все хочется узнать, услышать, потрогать, увидеть. Главным средством развития речи у детей младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Во время занятий по развитию речи, нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Нужно, чтобы ребёнок видел своими глазами, слышал своими ушами и то, о чем с ним говорят. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?».

Слушайте внимательно ребенка и помогайте ему с ответами.

Во время занятия с детьми используйте противопоставления: Слоник большой, а мышка маленькая. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная…

Разговаривайте с ребенком простыми предложениями, не забывайте про глаголы: Поезд едет (мчится, стоит).

Солнышко светит (взошло, спряталось, смотрит на нас).

Собачка сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, лает, прыгает).

Рекомендации:

Для развития речи младших дошкольников нельзя переоценивать значение сказок. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь. Предложите ребёнку для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Очень охотно дети передают сюжеты цирковых представлений, мультфильмов, кукольных спектаклей, когда содержание захватывает их эмоционально.

Дети любят слушать рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Во время заучивания стихов с малышами можно показать в них каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Повторите все движения вместе с ребенком. Во время координации движений совершенствуется артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Стихи развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи. Это в первую очередь стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Во время рассматривания картинок в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.

Обращайте внимание детей в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы«Какого цвета у тебя рубашка? А ботинки?» Во время рисования обязательно спрашивайте краской или карандашом какого цвета он рисует.

Старайтесь постепенно вводить в речь детей прилагательные. Используйте в своей речи как можно больше прилагательных, тогда они будут появляться в речи малыша. Подбирайте в речи детей слова с противоположным значением.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро, вы получите самого интересного для себя собеседника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования геокешинга».

Каждый родитель часто задумывается и задает на внутреннем уровне себе вопросы «Чем увлечь ребенка в выходные или свободное время? Какие новые игры купить или придумать?» Ведь хочетс...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

В раннем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. Если с ребёнком занимают...