"Игровые ситуации" во второй младшей группе
картотека (младшая группа)

Войтенко Евгения Ивановна

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_situatsii_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые ситуации во второй  младшей группе

Игры в больницу.

Игра-ситуация. «Зайка заболел».

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой-пациентом (игрушка).

Врач. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно). Я - доктор.

Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного

трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь

надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам

надо пить лекарство. Вот это.(Дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте

каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До

свидания.

Игра-ситуация «К нам приехал доктор».

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку,

куклу, ежика—и говорит: Какая очередь в больнице! Зверята, вы все

заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам

срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь

доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор.

Зови больных в кабинета.

Доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик.

Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт,

греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто

будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол

лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно.

Игра продолжается.

Игровая ситуация «Доктор детского сада»

Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Материал и оборудование: Набор «Больничка».

Ход игры: Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат

или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей»

(куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и

его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?».

Предложите крохе поменяться ролями.

Игра-ситуация «делаем Покупки».

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в

магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар.

Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за

тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня

продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна

мука, дайте мне один пакет муки.

Продавец (ребенок). Вот, берите.

Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с

капустой. Капуста есть?

Продавец. Есть.

Покупатель. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку

ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец.

Есть.

Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные? Продавец.

Мятные.

Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она

любит пирожки и прянички. До свидания!

Игра-ситуация «Что надеть на ножки?»

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: Катя, почему у тебя

босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя

мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот

не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя

будет. (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) Где ее обувь? Нет? Тогда

надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в

магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка идут в магазин.

Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что

хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?

Покупатель (ребенок). Да.

Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель. Красные.

Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.

Продавец. Спасибо за покупку. Вы довольны?

Покупатель. Да. Спасибо.

Игра-ситуация «Модная прическа».

Вариант 1 Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую

красивую прическу. Кукла отвечает, что ходила в парикмахерскую.

Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят

посетить ее.

Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с

волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (Делает

прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? До свидания. Кто

ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы,

вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.

Вариант 2 Воспитатель говорит: «Я— парикмахер. Очередь большая, мне

одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной?

Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.

Лена работает, подражая педагогу. Дети приходят с игрушками или сами

выступают в роли клиентов.

Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело.

Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером.

Поработаешь вместе с Леной?

Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.

Игра-ситуация «Машина едет по улице»

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в

спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется,

подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж.

Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить

игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами,

препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту. Помогает

ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия

(«Я поеду в гараж», «Мне надо ил дачу»).

Игра-ситуация «Мойка машин».

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У

меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее

моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи

тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой

у нее заботливый водитель!»

Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой».

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая

внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин!

Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на

мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты,

Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить

по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики

машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите

шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна

заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все

машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою.

и солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я — в гараж. Ты,

Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль».

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу

мотор. Рр—р. Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз.

Р-р-р. Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она

сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина

не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас

есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот,

медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги

ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать.

Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло

и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни

машину. Р-р-р. Р-р-р. Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р. Р-р-р. У-у-у.

Фыр-р-р. Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор. Я —умелый шофер. Надо — влево руль кручу, Надо

— гайку подкручу, дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.

Игра-ситуация «Строим забор».

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у

вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя?

Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для

ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик

был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика

тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут

заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору

подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор

взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

Игры с куклами.

Игра-ситуация «Знакомство с куклами».

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит

сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей:

«Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера.

Вы хотите с ней познакомиться? «Кукла Вера знакомится со всеми куклами.

Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих

кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле

чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом.

Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры,

отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому

дали пирог?»

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать

имена куклам.

Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф».

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину

рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на

грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?» Дети подбегают

к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек—

выбрать место для шкафа. Хвалит покупку обсуждает с детьми, хороший ли

шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его,

открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.

Воспитатель (куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей

новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя

много помощников, они соберут твою одежду (Обращается к

детям.) Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера,

у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда?

Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в

шкафу. Можешь собираться на прогулку.

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате».

Воспитатель говорит детям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем

вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку?

Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая

чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает,

Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко

у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро:

раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка

Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком».

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут

Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле

игровой уголок: кухню, спальную комнату и т. д. дети помогают

кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для

одежды, принадлежности для купания и др.

Игра-ситуация «Кормление куклы Кати».

Цель: закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей,

воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к

кукле.

Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и

рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для

супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как

накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться

столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

Игра-ситуация «Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.

Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин

за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много

продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите

сумку и отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки,

комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А

вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки - это

сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель

подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Игровая ситуация «Делаем причёску кукле Кате»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать

сюжетные действия с названием роли.

Ход игры: Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна

очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому

лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель

подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать

сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка»

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно

вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в

белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее

воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.

Игровая ситуация «Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему

виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже

нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из

постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и

одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует

её.

Игра-ситуация «Тихая песня»

Цель. Настраивать детей на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки; заинтересовать содержанием сказки; учить размышлять по поводу сюжета; вызывать состояние покоя и добрые чувства.

Материалы. Кукла Ваня, аудиозапись колыбельной песни; картинки для театра: семейство ежей, забота семьи о малютке еже; сынок - ежонок уходит из дома, ежонок один в темном лесу; ежонок встречает волка; волк натыкается на иголки ежонка и кричит от боли; ежонок встречает своих родителей; ежонок становится храбрым и смелым.

Ход игры

Воспитатель включает аудиозапись колыбельной песни и вносит куклу —«спящего» Ваню. Дети слушают песню, а воспитатель качает Ваню. По окончании песни воспитатель тихо, чтобы не будить Ваню, читает стихи Я. Акима «Тихая песня»:

Баю-баю-баиньки,

Спи, сыночек маленький.

Все уснуло до зари.

Спят на ветках снегири.

Спят в озерах утки,

Синенькие грудки.

Спят на небе облака,

Золоченые бока.

В тучу солнышко ушло

На ночь в косы заплело

Чистые, лучистые

Нити золотистые.

В тихой речке видит сон

Старый сом, усатый сом...

Баю-баю-баиньки,

Засыпай, мой маленький.

Воспитатель. Все уснули, и Ваня спит. Ночь пришла, темноту принесла. Задремал за печкой сверчок, свернулся котик в клубок, спят деревья, спят мосты, спи, мой Ванюшка, и ты. Ребята, вам понравилась песня, которую я пела Ване? Это колыбельная песня. Под нее мой Ваня быстро засыпает. Я пою ее тихо-тихо.

Тихо песенку спою,

Ваню покачаю,

И шуметь никому

Я не разрешаю.

Вдруг мой Ванечка проснется,

Испугается во сне?

И поэтому придется

Посидеть нам в тишине.

Воспитатель прикладывает палец к губам и держит паузу —тишину. Потом кладет Ваню на кровать и подходит к ребятам. Спрашивает, у кого из них есть братики и сестренки, как с ними общаются родители, бабушки и дедушки и сами ребята. Вызывает у детей чувство нежности и любви у детей к малышам.

Затем педагог рассказывает сказку в театре картинок.

Сказка в театре картинок «Маленький ежик»

В одном лесу жило семейство ежей: папа-еж, мама-ежиха, сынок-ежик. Жили они, поживали, и однажды у мамы-ежихи родился ещё один ежонок малютка. Родители души в нем не чаяли. Мама всегда стелила ему мягкую постельку из сухих листьев и кормила молочком. Папа утеплял нору ветками и пухом. Один сынок-ежик вертелся без дела. Все внимание родителей доставалось малютке. Его нужно было вовремя кормить, укладывать спать. Сынка-ежика никто не замечал. «Никому я не нужен», —подумал сынок- ежик и ушел. Он убежал далеко от норы, заигрался с еловыми шишками и не заметил, как попал в незнакомый лес.

Наступил вечер, стало темно и холодно. Ежонок загрустил: «Лучше сидел бы я в норке, играл с листьями». Ежику стало совсем грустно, он вспомнил, как дома было тепло, вкусно пахло молоком и яблоками. Ежик совсем было упал духом, как вдруг услышал чье-то теплое дыхание.

Это был незнакомый зверь. Он нагнулся совсем близко, и ежик почувствовал опасность. Незнакомец зарычал, завыл и тронул ежика лапой. Это был волк. Ежонок свернулся клубочком и выставил перед носом волка свои острые иголки. Волк нагнулся было ниже, да вдруг как заскулит от боли: «У-у-у!» Иголки так и впились ему в нос. Волк кинулся бежать, на ходу вытаскивая из носа колючки. Ежик сидел не шелохнувшись. Он не понимал, почему убежал волк.

Понемногу ежик стал приходить в себя. Он огляделся вокруг —никого не было, и, что было силы, бросился бежать домой. Бежал он, бежал и, наконец, прибежал к дому. Возле дома стояли мама-ежиха и папа-еж, они так переживали, что не стали даже наказывать сынка-ежика. Папа- еж сказал только: «Сынок, ты уже большой, но не стоит далеко отлучаться от дома. Волки ходят так близко!» Мама-ежиха сказала: «Милый сынок, я так по тебе скучала, где же ты был?» Ежик обрадовался, что папа и мама его ждали, и сказал: «Так значит, вы меня все же любите?» Мама заплакала и сказала: «Милый малыш, какая же мама не любит своего ребенка? Я так люблю тебя, мой милый, что никогда-никогда не буду разлучаться с тобой!»

Сынок-ежик расхрабрился и сказал: «Мама, папа! Сегодня я победил волка! Он убежал от меня! Но почему, я не понял. Я только свернулся калачиком, и все». Папа ответил: «Малыш, ты стал настоящим ежом, у тебя появились острые иголки, и ты можешь отпугивать врагов. Ты вырос, и я горжусь тобой!» От этих слов ежонок почувствовал себя очень сильным. Он стал помогать маме и папе заботиться о маленьком братике, ведь он, старший брат, теперь сильнее и должен его защищать.

После сказки воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, что ребята хотят спросить по ее содержанию.

Связь с другими занятиями и деятельностями. Развитие речи, ознакомлении с окружающим.

Игра-ситуация «Варя-повариха»

Цель. Побуждать детей к вхождению в роль; привлекать к подготовке предметной среды для игр; заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему; побуждать к интонационной выразительности в роли.

Материалы. Предметная среда для игры в повара, костюм повара.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит кастрюльку и говорит: «У нас есть новый повар—Варя. Она готовит еду на весь детский сад».

Воспитатель проводит инсценировку (стихи А. Шибаева, Н. Губановой), используя необходимые атрибуты (сковорода, тарелки, чашки, стол, плита и др.)

Инсценировка «Варя-повариха»

Воспитатель.

Наша Варя — повариха.

И печет, и жарит лихо.

Варя.

Заходите на блины,

Говорят, они вкусны.

Воспитатель.

Варя масла подливает,

Снова тесто наливает.

Варя.

Вы попробуйте блины,

Говорят, они вкусны.

Воспитатель.

К Варе раз пришел Барбос.

Он в тарелку сунул нос.

Барбос.

Чую, запах превосходный!

Дай блинка, ведь я голодный!

Воспитатель.

А потом пришел Тимошка,

Попросил блинков немножко.

Тимошка.

Мяу! Теплые блины

Мне, пожалуй, не нужны,

Но сметанка превосходна.

Дай сметанки, я голодный!

Воспитатель.

Варя чаю наливает,

Всех блинами угощает.

Варя.

Заходите на блины,

Говорят, они вкусны.

В этой инсценировке могут участвовать как игрушки (Барбос, Тимошка, Варя), так и дети.

Если инсценировка проводилась в первый раз в виде показа (спектакля) с использованием игрушек, то желательно после ее окончания побеседовать с детьми по ее сюжету (кто были герои, что они делали, кто просил блинов, чем угощала Варя). Если инсценировка знакома, то ее следует проводить с участием детей. В этом случае можно вызывать детей на роли по ходу действия («Коля у нас будет Барбос. Покажи, как ты, Барбос, просишь блинка?»). Текст инсценировки в любом случае должен выучиваться непринужденно, в ходе частого обращения к ней.

После инсценировки воспитатель может включить веселую музыку, и все дети берут посуду и «готовят» еду для игрушек (помешивают, кормят, жарят и т.п.).

Игра-ситуация «Тили-бом!»

Цель: Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнеров.

Материалы. Атрибуты и декорации к сценке про кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь — предметы-заместители; пожарная машина).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель привозит пожарную машину и ударяет в колокол: «Тили-бом! Тили-бом! Что случилось? Это приехала пожарная машина, она бывает там, где пожар. Что горит? Это горит дом! Давайте спасать дом и хозяев!»

Дети выступают в роли пожарных и героев русской народной потешки. Воспитатель — в роли ведущего.

Инсценировка «Кошкин дом»

Ведущий.

Тили-бом! Тили-бом!

(Ребенок-пожарный бьет в колокол.)

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

(Выбегает кошка с вещами.)

Кошка выскочила, Глаза выпучила,

(Выбегает курочка с ведром.)

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

(Выбегает лошадка с фонарем.)

А лошадка —с фонарем,

(Выбегает зайка с листом.)

Серый заюшка — с листом.

(Все участники гасят пожар: дуют на огонь, льют воду.)

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

По окончании инсценировки воспитатель хвалит пожарных за работу, кошка благодарит всех соседей. Соседи утешают кошку и с помощью воспитателя вносят предложения, что ей дальше делать (приглашают к себе пожить; предлагают построить новый дом и др.). Воспитатель предлагает детям помочь несчастной кошке-погорелице и построить новый дом.

Игра-разминка «Постройка дома»

Роли: ведущий (воспитатель), кошка, строители, соседи (дети).

Воспитатель.

Был у кошки старый дом,

Хорошо ей было в нем.

(Дети водят хоровод.)

Дом сгорел, и мы готовы

Кошке дом построить новый.

Строители.

Мы сгрузили кирпичи,

Закаленные в печи.

(Имитируют укладку кирпича.)

Раз-раз, раз-раз,

И готов один этаж!

Воспитатель.

Тут соседи подбежали,

Кирпичи нам подавали.

Соседи (имитируют подачу кирпича).

Раз-раз, раз-раз,

И готов второй этаж!

Воспитатель.

Вот и дом готов для кошки,

Ждать пришлось совсем немножко.

Кошка.

Уж как рада я тому,

Буду жить в своем дому.

(Кланяется всем поочередно.)

Всем спасибо за работу.

Всем спасибо за заботу.

Заходите в новый дом,

Новоселье будет в нем!

(Все герои входят с подарками, потом весело пляшут.)

Игра-ситуация «Травка-муравка»

Цель: Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса.

Материалы. Картинки для игры «На лужке» и для прибаутки «Травка-муравка».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приводит детей на «зеленый лужок», обращает внимание на красоту лужайки (яркие цветы, зеленую траву) и предлагает порадоваться солнечному дню. Дети стоят стайкой. Проводится двигательная разминка.

Двигательная разминка «На лужке»

Воспитатель.

Вышли детки на лужок,

На высокий бережок.

Зеленеет травушка,

Травушка-муравушка. (Дети взмахивают руками вверх-вниз.)

Колокольчики цветут,

Прямо к солнышку растут,

На ветру качаются,

Всем хотят понравиться. (Дети качают поднятыми вверх руками.)

Пчелки быстрые спешат,

Над цветочками кружат,

Ладится работа —

Меду полны соты! (Дети летают, как пчелки.)

Воспитатель собирает «пчелок» в кружок и проводит гимнастику для голоса.

Игра-диалог (гимнастика для голоса) «Пчелы, отзовитесь!»

Воспитатель стоит в кругу, дети сидят на корточках —«прячутся». Воспитатель.

Пчелки, пчелки, отзовитесь!

Пчелы (недовольно).

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Пчелки, пчелки, покажитесь!

Пчелы (недовольно).

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Вам построю новый дом!

Пчелы (поднимаются, машут крылышками, жужжат удивленно).

Зум-зум-зум? Зум-зум-зум?

Воспитатель.

Так уютно в доме том!

Пчелы (радостно).

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Воспитатель.

Солнце скрылось за горой,

Ну-ка, пчелки, все домой!

Пчелы, радостно жужжа, перелетают в «новый домик» —на другое место.

Игра повторяется.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что наступил вечер, настраивает их на спокойный лад и драматизирует русскую народную прибаутку «Травка-муравка», показывая соответствующую картинку:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молоко.

Можно дать детям молока в красивом кувшине.

Игра-ситуация «Лягушата на болоте»

Цель: Развивать воображение детей, навыки диалога. Учить использовать выразительные интонации, соотносить содержание сюжета с показом в драматизации.

Материалы. Шапочки лягушат; картинки для сказки на фланелеграфе (большая и маленькая лягушки, ворон, цапля).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям отгадать, кто устроил на болоте концерт. (Звучат голоса лягушек в аудиозаписи.) Затем дети слушают веселую песенку лягушат в исполнении воспитателя или старших детей.

Песенка лягушат

Только солнышко уйдет,

На болоте хор поет,

Песенку поют лягушки —

Пучеглазые подружки:

— Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Любим петь мы песни!

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Пойте с нами вместе! (Дети квакают и прыгают вместе с лягушками.)

Если дождик моросит,

Хор сильнее голосит,

Песенку поют лягушки —

Пучеглазые подружки:

— Ква-ква-ква, ква-ква-ква!,

Любим петь мы песни!

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Пойте с нами вместе!

Воспитатель приглашает детей послушать новую сказку.

Сказка на фланелеграфе «Разговор лягушек»

Воспитатель. Жили-были на болоте две лягушки, две подружки. Любили они, когда моросит теплый дождик. В сырую погоду вылезут на берег пруда и сидят молча. Дождик идет мелкий, частый, лягушкам очень нравится. Их шкурка от дождя становится гладкой и скользкой. Как только дождь заканчивается, лягушки затевают разговор. Большая лягушка говорит низким голосом, маленькая лягушка отвечает высоким голоском.

Большая лягушка. Ква! Чудесная погодка, соседка!

Маленькая лягушка. Ква! Славная погодка, соседушка!

Большая лягушка. До того хорошо, что петь хочется! (Поет.) Ква-ква-ква! В песенке поется, ква-ква-ква, про милое наше болотце!

Маленькая лягушка (поет). Ква-ква-ква! Нет в мире места краше, ква-ква-ква, чем болотце наше!

Воспитатель. Так вечерами пели на болоте лягушки. Однажды пришла длинная цапля. Стала она ходить по болоту и лягушек пугать.

Цапля. Дайте мне лягушек пожирнее, я их мигом проглочу!

Ведущий. Пролетал мимо черный ворон. Стал он лягушкам кричать...

Ворон. Кар-кар! Берегитесь, болтуньи-лягушки, прячьтесь поживее, не то попадетесь цапле на ужин.

Ведущий. Прокричал так старый ворон и улетел. Бедные лягушки услыхали, что цапля ходит по болоту, спрятались за кочкой, сидят тихо. Цапля ходила-ходила, — никого не нашла. Пошла прочь. А лягушки обрадовались и снова стали петь свои лягушачьи песни.

Воспитатель задает детям вопросы: «Понравилась ли сказка? Кто были ее герои? О чем говорили лягушки? Кто пришел на болото? Кто помог лягушкам? Почему цапля не увидела лягушек?»

Воспитатель может сопровождать беседу дополнительным показом картинок на фланелеграфе. Усложняя задачу, педагог просит нескольких ребят найти соответствующую сюжету картинку, а других ребят — изобразить персонажа: «Покажите, каким голосом разговаривали лягушки. Изобразите старого ворона. Как ходила цапля по болоту? Как прятались лягушки? Как они обрадовались и пели песни?»

Игра-ситуация «Жили гуси у бабуси»

Цель: Дать детям положительный заряд эмоций; учить следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать в беседу по его содержанию.

Материалы. Настольная ширма, перчаточные куклы (гуси), костюм бабушки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель в костюме бабушки приходит к детям и приглашает их на свой двор. Говорит, что в сарае на дворе живут гуси. Педагог показывает сценку про гусей с помощью перчаточных кукол.

Сценка «Гуси»

Бабушка.

У меня есть два гуся,

Два задиристых гуся. (Показывает гусей.)

Два задиристых гуся

Как начнут щипаться,

Как начнут ругаться:

— Га-га-га! — один кричит.

— Га-га-га! — другой шипит. (Имитирует драку гусей.)

Вот гуськом спешат на пруд,

Вперевалочку идут. (Гуси идут друг за другом вперевалочку.)

Покричу им:

— Стойте, гуси!

Вы не слышите бабуси?

Но они бегут к канавке

За прохладной свежей травкой. (Гуси бегут.)

На лужайке развалились —

Ссоры-драки прекратились. (Сытые гуси лежат на лужайке.)

Бабушка просит детей показать, как вели себя гуси (кричали, ссорились, бежали к пруду и т. п.). (Примечание. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дать детям прочувствовать ситуацию эмоционально, отразить ее в движении и в интонации голоса.)

Бабушка просит деток поиграть в гусей. Дети, изображая гусей, выполняют двигательную импровизацию на слова народной песенки «Жили у бабуси».

Двигательная импровизация «Жили у бабуси»

Бабушка.

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся. (Дети-«гуси» делают пружинку

с поворотом, помахивая крылышками.)

 

Вытянули шеи, у кого длиннее, —

Один серый, другой белый,

У кого длиннее. (Дети ритмично вытягивают шеи.)

 

Мыли гуси лапки в луже у канавки — (Хлопают крылышками по воображаемой воде.)

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке. (Дети прячутся за спинки стульев.)

 

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! —

Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!» (Бабушка ищет гусей.)

Выходили гуси, кланялись бабусе —

Один серый, другой белый, кланялись бабусе.

Дети выходят из-за стульев, кланяются и свободно пляшут.

Бабушка спрашивает у детей, понравилось ли им у нее в гостях, и приглашает выпить с ней чаю

Игра-ситуация «Где ночует солнце?»

Цель: Учить детей активно откликаться на художественный образ; побуждать к вхождению в роль мамы (папы); вовлекать в двигательную импровизацию; учить сравнивать моторные и спокойные интонации.

Материалы. Игрушки для драматизации колыбельной песни (заяц, еж, медведь).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, художественная литература, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к окну и рассматривает с ними вид за окном: все вокруг живет, движется: качаются листья на ветру, летают птицы, едут машины, спешат по своим делам люди. Вот и солнышко не спит, оно катится по небу, освещает все вокруг. Звучит моторная музыка.

Воспитатель предлагает детям изобразить улицу. Дети показывают двигательные импровизации: летают птички, едут машины, качаются деревья, кружатся падающие листья.

Далее воспитатель выясняет у детей, знают ли они, что ночью делает солнце, почему его не видно. Затем педагог драматизирует армянскую народную песенку в переводе И. Токмаковой «Где ночует солнце?», произвольно подбирая персонажей для роли.

Диалог-игра «Где ночует солнце?»

Зайчонок. Где ночует солнце?

Зайчиха-мама. У бабушки в постельке.

Зайчонок. А кто его бабушка?

Зайчиха-мама. Синее небо.

Зайчонок. Чем оно укроется?

Зайчиха-мама. Шерстяной тучкой.

Зайчонок. А кто его укроет?

Зайчиха-мама. Дедушка ветер.

Воспитатель сначала использует в качестве партнера театральную игрушку, куклу, а затем, исходя из того, кто выступает в роли мамы или папы (зайчиха или заяц, ежиха или еж, медведица или медведь и т.д.), может поочередно вовлекать детей в разные роли (зайчонка, ежонка, медвежонка).

Затем воспитатель поет зайчонку колыбельную песню:

Как на горке, на горе,

Да на зайкином дворе,

В колыбельке расписной

Спит зайчонок озорной,

Галка песенки поет,

Колыбельку стережет.

Игровая ситуация может заканчиваться колыбельной песней, которую поет своему малышу каждая мама. Воспитатель поочередно дает в руки детям игрушку (зайчика, или ежика, или медвежонка) и просит укачать ее. Дети импровизируют колыбельные песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая развивающая среда группы в соответствии с используемыми игровыми технологиями"

В статье представлен материал о ПРС и какие игровые технолгогии применяются....

сЦЕНАРИЙ нОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙМЛАДШЕЙ ГРУППЫ

НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ....

сЦЕНАРИЙ нОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙМЛАДШЕЙ ГРУППЫ

НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ....

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....