Картотека по экспериментированию старший возраст
опыты и эксперименты (старшая группа)

Королева Наталья Александровна
 

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО

ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.

ОПЫТ № 1 «ИЗМЕРИМ РОСТ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Ростомер.

2. Линейка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Стать спиной и пятками плотно к стене.

2. Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.

3. Отметить рост на ростомере.

РЕЗУЛЬТАТ:

Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.

«ИЗМЕРИМ СТУЛ»

МАТЕРИАЛЫ(на каждую пару детей).

1. Стул.

2. Карта измерений стула (рисунок вверху).

3. Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.

4. Рулетка строительная.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Измерить стул тапочком, внести результат в карту.

2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.

3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту.

4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.

5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег».

6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для точных измерений нужен точный инструмент.

«НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.

2. Линейка для каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.

2. Визуально отрезки кажутся разными по длине.

3. Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.

4. Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине.

РЕЗУЛЬТАТ:

Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.

ОПЫТ 2 «ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка).

2. Часы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Включить термометр.

2. Поставить его под мышку.

3. Подождать 3 минуты или до сигнала термометра.

РЕЗУЛЬТАТ:

У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.

Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.

«ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка).

2. Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка).

3. Емкости с водой разной температуры.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.

2. Термометры для воды положить в ёмкости с водой.

3. Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.

ОПЫТ № 3 «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Часы песочные, минутные

2. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Разбится на тройки.

2. Распределить роли между детьми.

3. Первый следит за песочком в часах.

4. Второй делает, что задумал (прыгает, бегает, считает, рисует, шагает на месте и считает шаги).

5. Третий отмечает время на секундомере.

6. Вместе обсуждаем результаты.

РЕЗУЛЬТАТ:

Путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

ОПЫТ № 4 «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям представить большой воздушный шар.

2. Взявшись за руки построить круг – хоровод.

3. Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.

РЕЗУЛЬТАТ:

Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.

«СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли.

2. Карточки с названиями времён года.

3. Карточка с надписью «Земля».

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить рисунок эллипса (овала) на пол.

2. Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.

3. Прикрепить карточку «Земля» на себя.

4. Двигаться по направлению указанному стрелкой, изображая Землю.

5. Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.

РЕЗУЛЬТАТ:

Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.

ОПЫТ № 5 «СВОЙСТВА ВОСКА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Восковая свеча.

2. Зажигалка.

3. Подставка для свечи.

4. Лист пластика или мисочка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Изучаем внешний вид восковой свечи.

2. Нагреваем свечу (воск).

3. Охлаждаем свечу (воск).

РЕЗУЛЬТАТ:

Воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.

ОПЫТ № 6 «КОРАБЛИК И МЫЛО (ЭФФЕКТ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ВОДЫ).

МАТЕРИАЛЫ:

1. Большая прямоугольная тарелка.

2. Вода.

3. Треугольный кусочек картона.

4. Жидкое мыло.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить воду в тарелку.

2. Назвать треугольник «пароходом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.

3. Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «парохода».

4. После обсуждения предложить детям повторить опыт на своих тарелках.

РЕЗУЛЬТАТ:

«Пароход» двигается вперёд т. к. поверхностное натяжение в месте попадания мыла стало меньше и картон потащило вперёд.

ОПЫТ № 7 «УПРУГОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Кусочек ткани.

2. Большая резинка.

3. Стеклянная банка.

4. Вода.

5. Раковина или таз.

ДЕЙСИВИЯ:

1. Наполнить банку водой.

2. Намочить ткань, отжать её.

3. Закрепить ткань на банке резинкой с хорошим натяжением.

4. Перевернуть банку вверх дном, потрясти ею над раковиной или тазом (из предосторожности).

5. Предложить повторить это детям.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода не протекает сквозь ткань. При смачивании ткани вода проникает между волокнами, образуя плёнку, состоящую из молекул воды, благодаря их притяжению друг к другу.

ОПЫТ № 8 «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Стакан.

2. Вода.

3. Открытка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Полностью заполнить стакан водой.

2. Положить сверху открытку.

3. Перевернуть стакан, чуть придерживая открытку.

4. Аккуратно опустите руку.

РЕЗУЛЬТАТ: Открытка не падает. Давление равно тяжести воды и из-за этого открытка держится.

ОПЫТ № 9 «ИНЕРЦИЯ ЯЙЦА».

МАТЕРИАЛЫ: 1. Яйцо вареное. 2. Яйцо сырое.

ДЕЙСТВИЯ: Раскрутить оба яйца вокруг своей оси.

РЕЗУЛЬТАТ: Вареное яйцо крутится долго, потому ничего изнутри ему не мешает. Сырое быстро остановится, т. к. жидкое яйцо внутри обладает инерцией – стремится сохранить свой покой.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель:

• продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

• поощрять выдвижение гипотез;

• развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

1. Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

2. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

ОПЫТ № 10 «ЧТО БЫСТРЕЕ ПАДАЕТ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Картон.

2. Бумага.

3. Ножницы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Вырежем диск из толстого картона.

2. Вырежем диск из бумаги.

3. Поднимем их, держа в разных руках, на одинаковую высоту и одновременно отпустим.

4. Наблюдаем за движением обоих дисков.

РЕЗУЛЬТАТ:

Тяжелый диск упадет быстрее, чем легкий. На каждый диск действует при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.

«ВСЁ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Разнообразные предметы, которые без вреда можно бросить на землю (камушки, спилы дерева, пёрышко и т. д.).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Бросать по очереди предметы на пол.

РЕЗУЛЬТАТ:

Любые предметы ВСЕГДА падают на землю. Это сила похожая на силу магнита исходит от ЗЕМЛИ. Она всё притягивает. И эта сила называется силой притяжения или ГРАВИТАЦИЕЙ.

ОПЫТ № 11 «ИЗГОТОВИМ РУПОР и СТЕТОСКОП!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Листы картона на каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Свернуть картон конусом.

2. Поднести ко рту.

3. Произнести слова тихо, громко, не изменяя голоса.

4. Развернуть лист и свернуть его трубочкой.

5. Направить её к часам стоящим неподалёку.

6. Приставить её к груди другого человека.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для усиления звука необходим рупор. В технике его заменяет динамик или микрофон. Они работают на тех же принципах (правилах).

В трубе звуки не рассеиваются, поэтому звук разносится на более дальнее расстояния.

ОПЫТ № 12 «ПОЮЩАЯ ВОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Бокалы и разные ёмкости из стекла.

2. Карандаши деревянные.

3. Палочка с шариком на конце (от металлофона).

4. Вода.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Наполнить водой все емкости на разном уровне.

2. Постучать по всем бокалам и ёмкостям.

3. Отлить или долить воды по своему усмотрению.

4. Повторить постукивание.

5. Попробовать сочинить мелодию.

РЕЗУЛЬТАТ:

Количество воды в стакане влияет на высоту и долготу звука.

ОПЫТ № 13 «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

МАТЕРИАЛЫ:Данный опыт не требует дополнительных материалов.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям создать тишину в лаборатории.

2. Прислушаться.

3. Определить, какие звуки слышны.

РЕЗУЛЬТАТ:Абсолютной тишины не бывает. Она относительна. Чем острее слух, тес больше звуков человек слышит.

ОПЫТ № 14 «УГАДАЙ, ЧТО ЗА ЗВУК»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Ширма.

2. Две емкости, одна с водой, бумага, ложки.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям закрыть глаза.

2. Производить разные звуки за ширмой.

3. Предложить детям угадать, что это за звук.

РЕЗУЛЬТАТ:Человек вполне может понять, какой это звук, даже если не видит его источника.

«ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Струна (например, гитарная).

2. Линейка.

3. Хрустальный бокал и карандаш.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Ударить по струне, дотронутся до неё.

2. Положить линейку на край стола одним концом, ударить по другому.

3. Ударить карандашом по бокалу, почувствовать, как он дрожит.

РЕЗУЛЬТАТ:

Ударом мы извлекаем звук, заставляя его колебаться и передавать звуковые воны через воздух.

ОПЫТ № 15 «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Листок со словами «рама»«комок»«сон», печатными буквами.

2. Листок со словами «МОДА и ФОН».

3. Листок со словами «гиря»«лампа».

4. Зеркало.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Поставьте этот листочек перпендикулярно зеркалу.

2. Попытайтесь прочесть отражения этих слов в зеркале.

РЕЗУЛЬТАТ:

Зеркало отражает «наоборот». Некоторые буквы симметричны сами себе. Поэтому читается правильно. А некоторые несимметричны и не читаются.

ОПЫТ № 16 «ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО ЛИНЗЫ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Прямой солнечный свет.

2. Увеличительное стекло (линза).

3. Кубики льда.

4. 2 неглубокие миски.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Возьмем 2 кубика льда. Положим их по одному в неглубокие миски. Поставим миски на солнце.

2. Возьмем увеличительное стекло. Держим его таким образом, чтобы оно улавливало солнечный свет (если держать его правильно, то из него должен выходить лучик света, не подставляй свою руку под этот луч).

3. Направим луч на один из кубиков льда.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кубик льда, на который направлен луч, тает быстрее. Благодаря форме увеличительного стекла свет, проходя сквозь него, усиливается.

ОПЫТ № 17 «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!»

МАТЕРИАЛ:

1. Маленькие зеркала на каждую пару детей.

2. Вода.

3. Ёмкость, такого размера, чтобы зеркало погружалось до половины (каждую пару детей).

4. Фонарик с ярким и хорошо направленным лучом (на каждую пару детей).

5. Белый лист бумаги (на каждую пару детей).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить воду в ёмкости.

2. Опустить в воду зеркало под наклоном.

3. Включить фонарик и направить луч на зеркало, через воду.

4. Подставить под отражённый луч белый лист бумаги – увидеть радугу!

РЕЗУЛЬТАТ:

Проходя через воду, отражаясь от зеркала, луч распадается на спектр. Таким образом мы повторяем опыт Ньютона подручными средствами.

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель:

• развивать способность у детей наблюдать,

• познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.

Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

ОПЫТ № 18 «ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Большая банка.

2. Вода.

3. Какой либо предмет или насекомое.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положите выбранный вами предмет (насекомое) за банку.

2. Посмотрите на то, что вы положили за банку.

РЕЗУЛЬТАТ:

У вас получилась естественная лупа: линза, которая увеличивает.

ОПЫТ № 19 «ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ И ТЕПЛО».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Две стеклянные ёмкости.

2. Вода.

3. Темная ткань.

4. Два термометра.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Наполнить ёмкости водой.

2. Накрыть одну из них тёмной тканью.

3. Выставить обе ёмкости на солнце.

4. Через 30 минут измерить температуру в обеих ёмкостях.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода в ёмкости, накрытой тёмной тканью, нагрелась сильнее. Чёрный цвет поглощает весь спектр света, а белый отражает. Свет поглощённый тканью превращается в тепло.

«ТЁМНЫЕ ЦВЕТА ПОГЛОЩАЮТ БОЛЬШЕ ТЕПЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Два одинаковых кусочка льда.

2. Белая бумага.

3. Чёрная бумага.

4. Электрическая лампа с лампой накаливания.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Накрыть один кусочек белой бумагой, второй – чёрной бумагой.

2. Направить на них тепло от лампы накаливания.

3. Подождать 10 минут.

4. Сделать вывод.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кусочек под чёрной бумагой расплавился сильнее.

Тёмные цвета сильнее притягивают тепло.

ОПЫТ № 20 «СВОЙСТВА МАГНИТА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Магнит.

2. Металлические предметы скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.

3. Лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы.

4. «Волшебная перчатка» (с магнитом внутри).

5. Бумажные кораблики.

6. Стакан с водой.

ДЕЙСТВИЯ: 1. Рссматриваем магнит.

2. Проводим магнитом (магнит спрятан в перчатке) над предметами, и металлические детали притягиваются.

3. Достаем скрепку со дна стакана (проводим магнитом по стенке стакана и достаем скрепку).

4. Приводим в движение кораблики, прикладывая магнит под крышку стола (на корабликах металлические скрепки) и двигаем магнитом их по столу.

РЕЗУЛЬТАТ: Магнит гладкий, холодный, тяжелый, темного цвета. Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани. Магнит действует через воду. Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).

ОПЫТ № 21 «ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Магниты разной величины.

2. Металлические предметы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. По очереди притягивать предметы магнитом, начиная с самого маленького магнита.

2. Во время опыта обращать внимание детей на увеличение расстояния воздействия на предмет в зависимости от величины магнита.

РЕЗУЛЬТАТ:

Чем больше магнит, тем сильнее сила притяжения.

ОПЫТ № 22 «МАГНИТ ДЛЯ КОНФЕТИ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Расчёска (на каждого ребёнка).

2. Конфетти.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Натереть расчёску об волосы.

2. Поднести расчёску к конфетти.

РЕЗУЛЬТАТ:

После натирания расчёска превращается в слабый магнит. Его силы хватает для подъёма конфетти.

«ШАРИКИ ПОССОРИЛИСЬ!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Два воздушных шарика.

2. Шерстяная ткань (шарф).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Потереть оба шарика о шарф.

2. Подвесить шарики рядом.

РЕЗУЛЬТАТ:

Шарики получили одинаковые заряды электричества (отрицательные). Одинаковые заряды отталкиваются.

ОПЫТ № 23 «ВЕСЁЛАЯ ОВСЯНКА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. воздушный шарик

2. овсяные хлопья

3. шерстяная ткань

4. тарелка

ДЕЙСТВИЯ:

1. Насыпаем овсяные хлопья в тарелку.

2. Надуваем воздушный шарик.

3. Трем шариком о шерстяную поверхность.

4. Подносим шарик над хлопьями.

РЕЗУЬТАТ:

Шарик заряжен отрицательно, а овсянка положительно.

«СТЕНА И ШАРИК»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Воздушный шарик.

2. Шерстяная ткань.

3. Стена.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Потереть шарик о ткань.

2. Приложить к стене.

РЕЗУЛЬТАТ:

Стена и шарик имеют разные заряды. Поэтому притягиваются.

ОПЫТ № 24«Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 25«Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 26«Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 27«Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 28«Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.

Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

ОПЫТ № 29 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель:

• систематизировать знания детей о вулкане;

• показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;

• развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

1. Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

2. Вставьте в конус пробирку.

3. Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

ОПЫТ № 30 «Песок и глина»

Опыт «Песчаный конус».

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Опыт «Из чего состоят песок и глина?»

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт «Проходит ли вода через песок и глину?»

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Опыт «Песок может двигаться».

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_po.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:


КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО

ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.

ОПЫТ № 1 «ИЗМЕРИМ РОСТ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Ростомер.

2. Линейка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Стать спиной и пятками плотно к стене.

2. Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.

3. Отметить рост на ростомере.

РЕЗУЛЬТАТ:

Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.

«ИЗМЕРИМ СТУЛ»

МАТЕРИАЛЫ(на каждую пару детей).

1. Стул.

2. Карта измерений стула (рисунок вверху).

3. Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.

4. Рулетка строительная.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Измерить стул тапочком, внести результат в карту.

2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.

3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту.

4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.

5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег».

6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для точных измерений нужен точный инструмент.

«НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.

2. Линейка для каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.

2. Визуально отрезки кажутся разными по длине.

3. Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.

4. Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине.

РЕЗУЛЬТАТ:

Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.

ОПЫТ 2 «ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка).

2. Часы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Включить термометр.

2. Поставить его под мышку.

3. Подождать 3 минуты или до сигнала термометра.

РЕЗУЛЬТАТ:

У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.

Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.

«ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка).

2. Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка).

3. Емкости с водой разной температуры.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.

2. Термометры для воды положить в ёмкости с водой.

3. Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.

ОПЫТ № 3 «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Часы песочные, минутные

2. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Разбится на тройки.

2. Распределить роли между детьми.

3. Первый следит за песочком в часах.

4. Второй делает, что задумал (прыгает, бегает, считает, рисует, шагает на месте и считает шаги).

5. Третий отмечает время на секундомере.

6. Вместе обсуждаем результаты.

РЕЗУЛЬТАТ:

Путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

ОПЫТ № 4 «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям представить большой воздушный шар.

2. Взявшись за руки построить круг – хоровод.

3. Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.

РЕЗУЛЬТАТ:

Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.

«СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли.

2. Карточки с названиями времён года.

3. Карточка с надписью «Земля».

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить рисунок эллипса (овала) на пол.

2. Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.

3. Прикрепить карточку «Земля» на себя.

4. Двигаться по направлению указанному стрелкой, изображая Землю.

5. Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.

РЕЗУЛЬТАТ:

Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.

ОПЫТ № 5 «СВОЙСТВА ВОСКА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Восковая свеча.

2. Зажигалка.

3. Подставка для свечи.

4. Лист пластика или мисочка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Изучаем внешний вид восковой свечи.

2. Нагреваем свечу (воск).

3. Охлаждаем свечу (воск).

РЕЗУЛЬТАТ:

Воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.

ОПЫТ № 6 «КОРАБЛИК И МЫЛО (ЭФФЕКТ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ВОДЫ).

МАТЕРИАЛЫ:

1. Большая прямоугольная тарелка.

2. Вода.

3. Треугольный кусочек картона.

4. Жидкое мыло.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить воду в тарелку.

2. Назвать треугольник «пароходом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.

3. Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «парохода».

4. После обсуждения предложить детям повторить опыт на своих тарелках.

РЕЗУЛЬТАТ:

«Пароход» двигается вперёд т. к. поверхностное натяжение в месте попадания мыла стало меньше и картон потащило вперёд.

ОПЫТ № 7 «УПРУГОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Кусочек ткани.

2. Большая резинка.

3. Стеклянная банка.

4. Вода.

5. Раковина или таз.

ДЕЙСИВИЯ:

1. Наполнить банку водой.

2. Намочить ткань, отжать её.

3. Закрепить ткань на банке резинкой с хорошим натяжением.

4. Перевернуть банку вверх дном, потрясти ею над раковиной или тазом (из предосторожности).

5. Предложить повторить это детям.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода не протекает сквозь ткань. При смачивании ткани вода проникает между волокнами, образуя плёнку, состоящую из молекул воды, благодаря их притяжению друг к другу.

ОПЫТ № 8 «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Стакан.

2. Вода.

3. Открытка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Полностью заполнить стакан водой.

2. Положить сверху открытку.

3. Перевернуть стакан, чуть придерживая открытку.

4. Аккуратно опустите руку.

РЕЗУЛЬТАТ: Открытка не падает. Давление равно тяжести воды и из-за этого открытка держится.

ОПЫТ № 9 «ИНЕРЦИЯ ЯЙЦА».

МАТЕРИАЛЫ: 1. Яйцо вареное. 2. Яйцо сырое.

ДЕЙСТВИЯ: Раскрутить оба яйца вокруг своей оси.

РЕЗУЛЬТАТ: Вареное яйцо крутится долго, потому ничего изнутри ему не мешает. Сырое быстро остановится, т. к. жидкое яйцо внутри обладает инерцией – стремится сохранить свой покой.

«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель:

• продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

• поощрять выдвижение гипотез;

• развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

1. Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

2. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

ОПЫТ № 10 «ЧТО БЫСТРЕЕ ПАДАЕТ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Картон.

2. Бумага.

3. Ножницы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Вырежем диск из толстого картона.

2. Вырежем диск из бумаги.

3. Поднимем их, держа в разных руках, на одинаковую высоту и одновременно отпустим.

4. Наблюдаем за движением обоих дисков.

РЕЗУЛЬТАТ:

Тяжелый диск упадет быстрее, чем легкий. На каждый диск действует при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.

«ВСЁ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Разнообразные предметы, которые без вреда можно бросить на землю (камушки, спилы дерева, пёрышко и т. д.).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Бросать по очереди предметы на пол.

РЕЗУЛЬТАТ:

Любые предметы ВСЕГДА падают на землю. Это сила похожая на силу магнита исходит от ЗЕМЛИ. Она всё притягивает. И эта сила называется силой притяжения или ГРАВИТАЦИЕЙ.

ОПЫТ № 11 «ИЗГОТОВИМ РУПОР и СТЕТОСКОП!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Листы картона на каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Свернуть картон конусом.

2. Поднести ко рту.

3. Произнести слова тихо, громко, не изменяя голоса.

4. Развернуть лист и свернуть его трубочкой.

5. Направить её к часам стоящим неподалёку.

6. Приставить её к груди другого человека.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для усиления звука необходим рупор. В технике его заменяет динамик или микрофон. Они работают на тех же принципах (правилах).

В трубе звуки не рассеиваются, поэтому звук разносится на более дальнее расстояния.

ОПЫТ № 12 «ПОЮЩАЯ ВОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Бокалы и разные ёмкости из стекла.

2. Карандаши деревянные.

3. Палочка с шариком на конце (от металлофона).

4. Вода.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Наполнить водой все емкости на разном уровне.

2. Постучать по всем бокалам и ёмкостям.

3. Отлить или долить воды по своему усмотрению.

4. Повторить постукивание.

5. Попробовать сочинить мелодию.

РЕЗУЛЬТАТ:

Количество воды в стакане влияет на высоту и долготу звука.

ОПЫТ № 13 «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

МАТЕРИАЛЫ:Данный опыт не требует дополнительных материалов.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям создать тишину в лаборатории.

2. Прислушаться.

3. Определить, какие звуки слышны.

РЕЗУЛЬТАТ:Абсолютной тишины не бывает. Она относительна. Чем острее слух, тес больше звуков человек слышит.

ОПЫТ № 14 «УГАДАЙ, ЧТО ЗА ЗВУК»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Ширма.

2. Две емкости, одна с водой, бумага, ложки.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям закрыть глаза.

2. Производить разные звуки за ширмой.

3. Предложить детям угадать, что это за звук.

РЕЗУЛЬТАТ:Человек вполне может понять, какой это звук, даже если не видит его источника.

«ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Струна (например, гитарная).

2. Линейка.

3. Хрустальный бокал и карандаш.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Ударить по струне, дотронутся до неё.

2. Положить линейку на край стола одним концом, ударить по другому.

3. Ударить карандашом по бокалу, почувствовать, как он дрожит.

РЕЗУЛЬТАТ:

Ударом мы извлекаем звук, заставляя его колебаться и передавать звуковые воны через воздух.

ОПЫТ № 15 «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Листок со словами «рама»«комок»«сон», печатными буквами.

2. Листок со словами «МОДА и ФОН».

3. Листок со словами «гиря»«лампа».

4. Зеркало.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Поставьте этот листочек перпендикулярно зеркалу.

2. Попытайтесь прочесть отражения этих слов в зеркале.

РЕЗУЛЬТАТ:

Зеркало отражает «наоборот». Некоторые буквы симметричны сами себе. Поэтому читается правильно. А некоторые несимметричны и не читаются.

ОПЫТ № 16 «ЧУДЕСНОЕ СВОЙСТВО ЛИНЗЫ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Прямой солнечный свет.

2. Увеличительное стекло (линза).

3. Кубики льда.

4. 2 неглубокие миски.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Возьмем 2 кубика льда. Положим их по одному в неглубокие миски. Поставим миски на солнце.

2. Возьмем увеличительное стекло. Держим его таким образом, чтобы оно улавливало солнечный свет (если держать его правильно, то из него должен выходить лучик света, не подставляй свою руку под этот луч).

3. Направим луч на один из кубиков льда.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кубик льда, на который направлен луч, тает быстрее. Благодаря форме увеличительного стекла свет, проходя сквозь него, усиливается.

ОПЫТ № 17 «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!»

МАТЕРИАЛ:

1. Маленькие зеркала на каждую пару детей.

2. Вода.

3. Ёмкость, такого размера, чтобы зеркало погружалось до половины (каждую пару детей).

4. Фонарик с ярким и хорошо направленным лучом (на каждую пару детей).

5. Белый лист бумаги (на каждую пару детей).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить воду в ёмкости.

2. Опустить в воду зеркало под наклоном.

3. Включить фонарик и направить луч на зеркало, через воду.

4. Подставить под отражённый луч белый лист бумаги – увидеть радугу!

РЕЗУЛЬТАТ:

Проходя через воду, отражаясь от зеркала, луч распадается на спектр. Таким образом мы повторяем опыт Ньютона подручными средствами.

«Радуга»

Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.

Цель:

• развивать способность у детей наблюдать,

• познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.

Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.

ОПЫТ № 18 «ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Большая банка.

2. Вода.

3. Какой либо предмет или насекомое.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положите выбранный вами предмет (насекомое) за банку.

2. Посмотрите на то, что вы положили за банку.

РЕЗУЛЬТАТ:

У вас получилась естественная лупа: линза, которая увеличивает.

ОПЫТ № 19 «ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ И ТЕПЛО».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Две стеклянные ёмкости.

2. Вода.

3. Темная ткань.

4. Два термометра.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Наполнить ёмкости водой.

2. Накрыть одну из них тёмной тканью.

3. Выставить обе ёмкости на солнце.

4. Через 30 минут измерить температуру в обеих ёмкостях.

РЕЗУЛЬТАТ:

Вода в ёмкости, накрытой тёмной тканью, нагрелась сильнее. Чёрный цвет поглощает весь спектр света, а белый отражает. Свет поглощённый тканью превращается в тепло.

«ТЁМНЫЕ ЦВЕТА ПОГЛОЩАЮТ БОЛЬШЕ ТЕПЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Два одинаковых кусочка льда.

2. Белая бумага.

3. Чёрная бумага.

4. Электрическая лампа с лампой накаливания.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Накрыть один кусочек белой бумагой, второй – чёрной бумагой.

2. Направить на них тепло от лампы накаливания.

3. Подождать 10 минут.

4. Сделать вывод.

РЕЗУЛЬТАТ:

Кусочек под чёрной бумагой расплавился сильнее.

Тёмные цвета сильнее притягивают тепло.

ОПЫТ № 20 «СВОЙСТВА МАГНИТА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Магнит.

2. Металлические предметы скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.

3. Лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы.

4. «Волшебная перчатка» (с магнитом внутри).

5. Бумажные кораблики.

6. Стакан с водой.

ДЕЙСТВИЯ: 1. Рссматриваем магнит.

2. Проводим магнитом (магнит спрятан в перчатке) над предметами, и металлические детали притягиваются.

3. Достаем скрепку со дна стакана (проводим магнитом по стенке стакана и достаем скрепку).

4. Приводим в движение кораблики, прикладывая магнит под крышку стола (на корабликах металлические скрепки) и двигаем магнитом их по столу.

РЕЗУЛЬТАТ: Магнит гладкий, холодный, тяжелый, темного цвета. Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани. Магнит действует через воду. Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).

ОПЫТ № 21 «ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Магниты разной величины.

2. Металлические предметы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. По очереди притягивать предметы магнитом, начиная с самого маленького магнита.

2. Во время опыта обращать внимание детей на увеличение расстояния воздействия на предмет в зависимости от величины магнита.

РЕЗУЛЬТАТ:

Чем больше магнит, тем сильнее сила притяжения.

ОПЫТ № 22 «МАГНИТ ДЛЯ КОНФЕТИ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Расчёска (на каждого ребёнка).

2. Конфетти.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Натереть расчёску об волосы.

2. Поднести расчёску к конфетти.

РЕЗУЛЬТАТ:

После натирания расчёска превращается в слабый магнит. Его силы хватает для подъёма конфетти.

«ШАРИКИ ПОССОРИЛИСЬ!»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Два воздушных шарика.

2. Шерстяная ткань (шарф).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Потереть оба шарика о шарф.

2. Подвесить шарики рядом.

РЕЗУЛЬТАТ:

Шарики получили одинаковые заряды электричества (отрицательные). Одинаковые заряды отталкиваются.

ОПЫТ № 23 «ВЕСЁЛАЯ ОВСЯНКА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. воздушный шарик

2. овсяные хлопья

3. шерстяная ткань

4. тарелка

ДЕЙСТВИЯ:

1. Насыпаем овсяные хлопья в тарелку.

2. Надуваем воздушный шарик.

3. Трем шариком о шерстяную поверхность.

4. Подносим шарик над хлопьями.

РЕЗУЬТАТ:

Шарик заряжен отрицательно, а овсянка положительно.

«СТЕНА И ШАРИК»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Воздушный шарик.

2. Шерстяная ткань.

3. Стена.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Потереть шарик о ткань.

2. Приложить к стене.

РЕЗУЛЬТАТ:

Стена и шарик имеют разные заряды. Поэтому притягиваются.

ОПЫТ № 24«Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 25«Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 26«Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 27«Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 28«Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.

Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

ОПЫТ № 29 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель:

• систематизировать знания детей о вулкане;

• показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;

• развитие познавательной активности детей.

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

1. Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.

2. Вставьте в конус пробирку.

3. Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

ОПЫТ № 30 «Песок и глина»

Опыт «Песчаный конус».

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Опыт «Из чего состоят песок и глина?»

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт «Проходит ли вода через песок и глину?»

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Опыт «Песок может двигаться».

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...

Картотека подвижных игр (старший возраст)

В этой картотеке имеются:1. Игры малой подвижности (старший возраст)2. Игры средней подвижности (старший возраст)3. Игры высокой подвижности (старший возрас)...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ (старший возраст)

Пальчиковая гимнастика  для детей старшего возраста по лексическим темам....

Картотека прогулок для старшего возраста

Планирование прогулок на год, выполненное в виде таблицы. Очень удобно....

Картотека народных игр старшего возраста

Картотека народныхных игр для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

Картотека подвижных игр старшего возраста

Картотека подвижных игр старшего возраста для календарного планирования....

картотека театрализованных игр старший возраст

картотека театрализованных игр старший возраст...