самообразование «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников»
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
МКДОУ ХМР Детский сад «Светлячок» д. Шапша
План по самообразованию на период 2022 – 2023гг
«Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольников»
воспитатель Еремеева Юлия Леонидовна
Пояснительная записка
Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.
Очень важно и воспитательное, и познавательное значение литературы. Значение художественной литературы в развитии эстетического вкуса тоже переоценить сложно. Чем больше ребенок узнает нового из книг об окружающем мире, тем сильнее происходит воздействие на его личность, развивается умение точно и тонко прочувствовать ритм, склад и образность своей родной речи. Происходит обогащение лексического состава речи детей. Через чтение художественной литературы ребенку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине.
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.
Задачи:
-Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей
-Познакомить детей с творчеством и биографией писателей
-Научиться определять жанр произведения;
-Сформировать у детей интерес к библиотеке;
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
-Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
-Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
-Способствовать развитию памяти, речи, внимания
-Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
-Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Ожидаемый результат:
1.Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
2.Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.
3.Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
2. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой.» – М., 2013.
5. Журналы «Дошкольное воспитание»
Работы над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | Август 2022г |
2 | Постановка целей, задач работы | Сентябрь 2022г |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Составление плана работы по самообразованию | Август 2022 |
2 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) | Сентябрь 2022 |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть:
| В течение года |
2 | Практическая часть: - Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС. - Проведение тематических бесед. - Прослушивание аудио сказок. - Создание книг из рисунков детей. - Заучивание стихотворений, загадок, считалок. - Развивать творческое воображение, мышление, память. - Учить узнавать персонажи сказок, рассказов. Определять жанр произведения. - Знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям . | В течение года |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме | В течение года |
2 | Оформление опыта работы:
| в течение года |
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выступление на педагогическом совете:
| Май 2023г |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи | Май 2023г |
3 | Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ | В течение года |
4 | Участие в дистанционных педагогических конкурсах | В течение года |
5 | Публикация методической работы в социальных сетях | В течение года |
План работы на 2021-2022 гг
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май 2022-2023гг | 1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга»: СПб.: 2017. 2. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016. 3. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009. 4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013. 5. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с. 6. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012. 7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 8. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами //Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. 9. Гербова В. В. Составление описательных рассказов. |
Работа с детьми | Сентябрь – май 2022-2023гг | Подборка практического материала согласно плануработы по теме самообразования (пополнение развивающей предметно -пространственная среды: «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед) Создание библиотеки красочных книг для чтения художественной литературы. Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. |
Сентябрь – май 2022-2023гг | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. Проведение тематических бесед: - «Важность книги в жизни человека»; - «Какие бывают книги?»; "Библиотека - дом, где живут книги"; Волшебные сказки»; - «Чем отличаются добрые и злые герои сказок»; - «Почему нужно беречь книги?». Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | |
Сентябрь 2023 | 1.Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень». Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. 2.Организация уголка книги, работа в уголке. Оформление выставки книг «Поэты» | |
Ноябрь 2021г | «А. С Пушкин – великий русский поэт и сказочник.» Знакомство с биографией Пушкина. Оформление выставки книг автора. Заучивание отрывка из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», «Уж небо осенью дышало». Чтение сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». Выставка рисунков «По произведениям Пушкина». | |
Декабрь 2021г | 1.Разработка и реализация проекта «Волшебный праздник Новый год» 2.Выставка новогодних поделок «Новогодние чудеса» 3.Подготовка к новогоднему утреннику (заучивание с детьми стихотворений наизусть) | |
Январь 2022г | Досуг «Путешествие в страну сказок» | |
Февраль 2023г | 1.Разучивание физминуток, речевок и т.д. 2. Подготовка к утреннику, посвященному 23 февраля | |
Март 2023г | 1.Выставка «Моя любимая книга» 2.Подготовка к утреннику, посвященному 8 марта | |
Апрель 2022г | 1.Экскурсия с детьми в сельскую библиотеку 2.Разработка и реализация проекта «Книга- наш лучший друг» 3.Акция «Подари книгу другу» (Сделанная своими руками) | |
Май 2023г | 1.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. 2.Викторина «Путешествие в страну художественной литературы» | |
Работа с родителями | Октябрь 2022 г | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» |
Ноябрь 2022 | Консультация для родителей « Как научить ребенка учить стихотворения» | |
Декабрь 2022 г | Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка». Участие родителей в проектной деятельности «Волшебный праздник Новый год» | |
Апрель 2023 г | Консультация для родителей «Домашняя библиотека» | |
Март 2023г | 1.Создание авторских книг для оформления выставки рисунков «Любимые герои сказок». 2.Создание книги своими руками «Любимая сказка» | |
Май 2023г | 1.Консультация для педагогов «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников» 2.Рекомендации на летний период: «Читайте вместе с детьми» | |
Работа с педагогами | Январь 2023г | Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития» |
Апрель 2023г | Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» | |
Май 2023г | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-567163-1422366148.jpg)
Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-590767-1580654672.jpg)
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1170446-1585858040.jpg)
Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180240-1572082908.jpg)
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/13/picture-1261708-1597337763.jpg)
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-130963-1644052644.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....