Инновационные формы работы воспитателя
статья

Вас приветствует младшая группа Почемучки

Статья для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы воспитателя ДОО с родителями воспитанников

Р.Н. Бессонова, воспитатель,

 Г.С. Волхонская, воспитатель,

О.И. Гладышева, воспитатель,

Ф.Р. Ершова, воспитатель,

М.А. Плаксина, воспитатель,

Л.А. Шведова, воспитатель

МАДОУ № 157 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

Аннотация. В данной статье представлены методические аспекты применения в работе с родителями воспитанников инновационных форм взаимодействия. Важное место занимает применение данных форм, их успешность в гармонизации детско-родительских отношений и повышения родительской компетентности.

Ключевые слова. Инновационная деятельность, инновационные формы взаимодействия с родителями.

В современных условиях развития системы дошкольного образования в России предъявляются высокие требования не только к результатам освоения образовательных программ воспитанниками, но и активному включению педагогов ДОО в инновационную деятельность [6]. Данная деятельность может реализовываться в нескольких направлениях: во-первых, повышение уровня профессионализма педагога через реализацию инновационных технологий в образовательном процессе с детьми, во-вторых, применение инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников, в-третьих, участие педагогического коллектива в реализации инновационных проектов муниципального или регионального уровня.

Ряд современных исследователей проблем образования (Н.В. Винокурова, А.И. Иванова, Л.В. Красильникова, В.П. Ларина и др.) отмечают, что большая часть дошкольных образовательных организаций принимает активное участие в инновационной деятельности [1, 3, 4, 5]. Так как от взаимодействия с родителями воспитанников зависит результат развития ребенка, то мы решили уделить данной проблеме особое внимание и применить инновационные формы.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, проблема применения инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников недостаточно разработана. Поэтому пришлось опираться на опыт педагогов- практиков, описывающих результативность применения той или иной инновационной формы при организации данного взаимодействия.

Прежде, чем применять какие-либо инновационные формы в работе с родителями, необходимо было выявить уровень их педагогической компетентности, обозначить «слабые места». В результате проведённого анкетирования были выявлены потребности родителей в педагогических знаниях и определена их педагогическая компетентность. Использованные критерии – осознание ответственности за воспитание, знания о развитии, воспитании и обучении детей, практические умения по организации жизнедеятельности ребенка, и показатели позволили определить следующие результаты: только 20% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 60% родителей имели средний уровень и оставшиеся 20% находились на низком уровне педагогической компетентности.

После полученных результатов были выбраны инновационные формы, целью использования которых стало развитие партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества.

Отталкиваясь от нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, мы усовершенствовали и дополнили уже существующие варианты. Так, информационно-аналитические формы (опрос, тесты, анкетирование) мы предложили не только в условиях детского сада на стенде «Уголок родителя», но и в виртуальных вариантах сети Интернет (родительском интернет-сообществе, групповых чатах, сайте детского сада). Это взаимодействие было обусловлено и современной ситуацией пандемии. В данном формате нами активно использовалась и форма индивидуальной консультации по актуальным проблемам воспитания, развития, здоровья, образовательного процесса.

Досуговые формы мы разнообразили более активным привлечением родителей в качестве соучастников организации и проведения мероприятий. Такая активность дала определенные плоды – родители стали больше обращать внимания на проблемы детского сада и группы, улучшились детско-родительские отношения. Кроме этого, стали использовать такие досуговые формы организации совместной деятельности родителей с воспитанниками, как «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», творческие мастерские «Секреты моей бабушки», выставки «Радость созидания» и другие.

Познавательные формы взаимодействия с родителями разнообразили собраниями в нетрадиционных формах «КВН», «Театральная пятница», «Что, где, когда?», «Пресс-конференция», «Викторина», «Квест «Детские проблемы», а также тренингами, мастер-классами, дискуссиями и т.д. Положительным результатом использования данных форм в работе с родителями стало повышение их педагогической компетентности на 23%.

Наглядно-информационные формы дополнили записями на доске в приемной, информационными интернет-ссылками в групповых родительских чатах. В «День открытых дверей» воспитатели проводят разнообразные формы взаимодействия с родителями и те становятся активными соучастниками данного мероприятия. Например, проводится совместное с родителями занятие, совместное развлечение, конкурс рисунков родителей на разные темы (в том числе «Портрет моего ребенка»), ярмарка-распродажа игрушек и поделок, выполненных детьми, выставка моделей детской одежды, выставка блюд и рецептов блюд для детей.

Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями разнообразили выпуском газеты для родителей, расположением необходимой информации на сайте детского сада в «Страничке для родителей», рассылкой в родительский чат ссылок на мастер-классы, вебинары, консультации специалистов – педагогов, логопедов, психологов. В условиях большой загруженности данные формы помогают выбрать удобное время для просмотра важной для родителя информации, повысят его педагогическую компетентность.

В условиях пандемии стали практиковать взаимодействие через онлайн-конференции, когда родители воспитанников становятся соучастниками образовательного процесса при ознакомлении детей с профессиями. Так, например, мама швея рассказывает и показывает, что необходимо знать и уметь, чтобы сшить кукле платье. Папа инженер рассказывает о том, что такое чертёж, что необходимо для того, чтобы стать хорошим инженером или строителем. Мама врач обращает внимание детей на бережное отношение к своему здоровью, рассказывает о том, какие врачи бывают и что делать, если ты заболел.

Большую помощь в ознакомлении с профессиями оказывают и виртуальные экскурсии на производство, в учреждения, записанные на видео родителями и сопровождаемые их комментариями.

Большое значение для качественного взаимодействия с родителями имеет и такая форма, как включение их в проектную деятельность. На определенном этапе родители становятся соучастниками проекта и переживают за его результат или создание продукта.

В последние годы родители стали понимать важность создания портфолио ребенка. Данное портфолио поможет будущему обучению в школе, выбору профессии и реализации своих интересов. Поэтому многие мамы активно интересуются различного уровня конкурсами и готовят своих детей к участию в них. Конечно, если это заочный конкурс, то без помощи родителей детям не обойтись. Результаты участия мы просим освещать в родительском чате, поздравляем победителей, тем самым стимулируя других менее активных родителей к участию в конкурсном движении.

Таким образом, инновационные формы взаимодействия с родителями дают положительные результаты: способствуют повышению педагогической компетентности родителей, улучшению детско-родительских взаимоотношений, профессиональному росту воспитателей ДОО. Данные формы помогают учесть индивидуальные и возрастные особенности родителей воспитанников, их педагогический опыт и потенциал, вовлечь их в образовательный процесс и сделать активными соучастниками воспитателя в процессах развития, воспитания и образования детей. Кроме этого, цель применения инновационных форм – развитие партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества – была достигнута.

Литература:

  1. Винокурова Н. В. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – №4. – С.83-87. –Текст : непосредственный.
  2. Зайцева О. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО //Дошкольное воспитание. – 2018. – №11. – С. 101-109. – Текст : непосредственный.
  3. Иванова А. И. Инновационная деятельность ДОО // Управление дошкольным тельным учреждением. – 2019. – №5. – С. 76-80. – Текст : непосредственный.
  4. Красильникова Л. В. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как условие реализации требований ФГОС дошкольного образования // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сб. ст. по матер. научно-практической конференции. – Нижний Новгород. – 2017. – С.143-147. – Текст : непосредственный.
  5. Ларина В.П. Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 6. – С. 27-29  – Текст : непосредственный.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года // Закон об образовании РФ Общие положения Федерального закона об образовании 2019. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 10.02.2022). – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в областиорганизации взаимодействия с родителями воспитанниковØ уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с ро...

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять....

Консультация для воспитателей на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению...

Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения( в помощь воспитателю).

Инновационные формы работы с родителями  по правилам дорожного движения( в помощь воспитателю)....