Нравственно-патриотический проект «Его Величество Хлеб»
проект (средняя группа)

Щербинина Ольга Владимировна

По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения.

Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её,

ещё большим грехом – растоптать ногами.

 - Пора и нам подумать: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, от того, что он нам сейчас достаётся легко?

 - Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и, относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

- Тема проекта была выбрана для того, чтобы показать и объяснить детям какими усилиями появляется хлеб на нашем столе: люди каких профессий трудятся над тем, чтобы хлеб «пришёл» к нам на стол, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ego_velichestvo_hleb.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотический проект

«Его Величество Хлеб»

(средняя группа 4-5 лет)

Паспорт проекта

Тема проекта: «Его Величество Хлеб»

Автор проекта: Щербинина О.В.

воспитатель высшей квалификационной категории

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки реализации: 16.10.2022г. – 16.10.2023г.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность: 

- Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить».

Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб».

Это слово «жизнь».

 - Хлеб по праву называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб… Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывают.

- По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения.

Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её,

ещё большим грехом – растоптать ногами.

 - Пора и нам подумать: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, от того, что он нам сейчас достаётся легко?

 - Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и, относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

- Тема проекта была выбрана для того, чтобы показать и объяснить детям какими усилиями появляется хлеб на нашем столе: люди каких профессий трудятся над тем, чтобы хлеб «пришёл» к нам на стол, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: 

формировать у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле. 

Задачи:

*Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека, сформировать представление о выращивании хлеба.

*Уточнить знания о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека.

*Сформировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.

*Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями.

*Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.

*Вовлечь родителей в образовательный процесс.

*Повысить педагогическую компетентность по теме проекта.

*Пополнить предметно-пространственную среду группы.

*Обобщить методический опыт по теме проекта.

*Способствовать созданию эмоционально — комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

*Сформировать у детей представления о ценности хлеба.

*Дать знания детям о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

*Обогатить словарь детей.

*Расширить представления детей о многообразии хлебных продуктов.

*Воспитывать интерес к профессии пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.

*Воспитывать бережное отношения к хлебу.

*Повысить педагогическую компетентность родителей по теме проекта.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный.

*Микроисследование с детьми «Что мы знаем о хлебе?».

* Микроисследование с родителями «Если у вас дома остался чёрствый хлеб, что вы с ним делаете?»

*Подбор программно- методического обеспечения по теме проекта.

*Подбор художественной литературы.

*Подбор наглядно-иллюстративного материала.

*Пополнение предметно-пространственной среды.

*Формулирование целей и задач проекта.

*Разработка конспектов НОД по теме.

*Подбор консультаций для родителей.

2 этап - Основной:

*Реализация запланированных мероприятий (практической, творческой, экспериментальной деятельности).

*Использование разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями воспитанников.

*Привлечение родителей к работе по реализации проекта.

*Насыщение предметно-пространственной среды группы.

 3 этап - Результативный:

*Подведение итогов по результатам деятельности в ходе реализации проекта.

*Систематизация материала.

*Презентация проекта с оформлением практических материалов.

*Выставки продуктивной деятельности.

Мероприятия проекта:

С детьми:

Просмотр презентаций: 

«Откуда хлебушек пришёл», «Как выращивают хлеб в наши дни».

Чтение художественной литературы о хлебе:

сказки «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»,

«Гордый колос».

К. И. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».

К. Паустовский «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,

Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб»,

Э.Мошковская «Жадина».

 Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: 

«Откуда к нам хлеб пришел», «Хлеб всему голова».

Загадывание загадок по теме «Хлеб».

Разучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.

Будет хлеб, будет и обед.

Ржаной хлеб всему голова.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлебушко калачу дедушка.

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Много снегу - много хлеба.

Много воды - много травы.

Хлеб сердце человеку укрепляет.

Пальчиковые игры:

«Отличные пшеничные», «Жернова», «Тесто», «Хлеб»,

«Дождик».

Физкультминутки:

«Зёрнышко», «Мы сидели на печи».

Подвижные хороводные игры:

 «Каравай», «Мыши».

Дидактические игры: 

«Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»,

«В какой сказке живет хлеб?», «Что из какой муки испекли?»,

«Что сделано из муки?», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»,

«Лото. Хлебобулочные изделия», «Что лишнее?», «Назови профессию»,

«Что сначала, что потом».

НОД: «Откуда хлеб на стол пришёл?», «Хлеб всему голова»,

«Хлеб – наше богатство», «Это великое чудо-Хлеб».

Раскрашивание «Хлебушек душистый».

Рисование «Золотые колоски».

Обрывная аппликация «Батон Батонович».

Пластилинография «Кондитерские изделия».

Тестопластика «Кралечки, бараночки».

Мастер-класс, лепка из солёного теста «Каравай».

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказки «Колобок».

Опытно – экспериментальная деятельность:

Замешивание теста и выпечка хлеба (на пищеблоке).

Сюжетно-ролевые игры: 

«Семья», «Магазин «Хлебушек».

С родителями:              

Консультация для родителей: 

«Воспитание у детей бережного отношения к хлебу».

Рекомендации для родителей:

«Как беседовать с детьми о хлебе».

Чтение детям художественной литературы о хлебе.

Разучивание стихов о хлебе к совместному родительскому собранию.

Экскурсия с ребенком в магазин хлебобулочных и кондитерских изделий.

С педагогами:

Памятка для педагогов: 

«Занимательные факты о хлебе».

Сообщение из опыта работы на РМО.

Презентация проекта.

Продукт проекта:

Выставка семейных творческих работ ««Хлеб – наше богатство».

Выставка художественной литературы.

Создание фотоальбома «Стряпаем, печём – весело живём».

Создание кулинарной книги «Любимые рецепты нашей семьи».

Помощь в создании атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Родительское собрание совместно с детьми «Его Величество Хлеб».

Чаепитие с домашней выпечкой.

Итоги работы по проекту:

В ходе всех проведённых мероприятий, посвящённых данной теме, у детей расширились и систематизировались знания о хлебе, сформировалось бережное отношение к этому ценному продукту. А также увеличилось число родителей, активно участвующих во всех мероприятиях проекта.

В результате бесед с детьми было выявлено, что дети мало знают о хлебе, но проявляют большую заинтересованность. Было проведено микроисследование для родителей, разработан вопросник для детей. Результат показал, что основная часть родителей считает хлеб обыденным продуктом и не уделяет внимание подробному развитию данной темы. Проект помог изменить данную точку зрения.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к хлебу.

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами.

Используемая литература:

Узорова О., Нефедова Е. «Большая книга загадок».

«Планета детства» Москва, 2008.

Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе.

Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Шорыгина Т. А. «Злаки. Какие они?»

Москва-Издательство ГНОМ и Д, 2014.

Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома.

3-7 лет,

Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.

М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра».

Детская литература, 1980.

А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»,

Москва «Детская литература», 1990.

Интернет ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs

http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Любимый город"

-Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.-Формирование нравственных ценностей....

Нравственно-патриотический творческий проект «Русь сильна богатырями»

Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываю...

Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Мой родной город Москва"

Расширить и систематизировать знания детей о Москве, воспитываь любовь и уважение к родному городу.ВЫяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самосознания , самооценки у дошколь...

проект "Его Величество - Хлеб"

проект для проведения в старшей группе . Проек среднедлительный 2 месяца....

КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА"

КОНСПЕКТ НОД ПО НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА"...

Реализации среднесрочного проекта «Его величество – Хлеб». Игра-экспериментирование: "Волшебный колосок".

30.10.2020 в группе №10  (старшая) ДК “Южное солнышко» в рамках реализации среднесрочного проекта «Его величество – Хлеб» была проведена игра-экспериментирование: &q...

Коллективная работа по ручному труду "Золотое поле". В рамках реализации проекта "Его величество- хлеб"

20.11.20 в ДК "Южное солнышко" в гр.√10 (старшая) с повышенным интересом прошла встреча детей в творческой мастерской коллективная работа по ручному труду "Золотое поле" стал...