Педнаходка "Умный куб"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Жмака Виктория Владимировна

Данное пособие может быть рекомендована к использованию учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pednahodka_umnyy_kub.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Педнаходка -  «УМНЫЙ КУБ»,

как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Разработала :воспитатель Жмака Виктория Владимировна.

Методическое пособие «Умный куб» позволяет одновременно решать задачи по развитию:

-словесно-логического мышления;

-умению обобщать, классифицировать и сравнивать, предметы;

-устанавливать причинно-следственные, логические связи.

-способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения; монологической и диалогической речи.

        Вариативность заданий позволяет в ходе игры постепенно усложнять условия, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. “Умный куб» можно использовать при обобщении полученных знаний, а так же для выявления трудностей в усвоении программного материала.

Данное пособие может быть рекомендована к использованию учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы.

Методика использования «Умный куб».

1. Понадобится куб с кармашками:

2. Катрочки:

-Назови.

-Почему.

-Объясни.

-Предложи.

-Придумай.

-Поделись.

2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Умный куб" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

1.Назови:

 Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Детям предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.:

- назовите как называется сказка …...

- главных героев сказки …..

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

2.Почему: 

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.:  

- Почему герой так поступил?

- Для чего это ему надо?

3.Объясни: 

Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, что удалось герою сказки…...

- Объясни, почему он так поступил…...

4.Предложи: 

Дети предлагают свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.:

-Предложи, как бы ты поступил на месте героя сказки?

-А ка вы считаете, как можно помочь герою…...

5.Придумай:

Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.:

-Придумай, свою версию концовки сказки…...

6.Поделись:

        Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

        Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.:

- Как плохо, что (когда)……………………,

-Мне очень понравилось сказка, потому что …………….

Варианты использования "Умный куб" на ОС

"Умный куб" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитаники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Умный куб» можно использовать на всех этапах ОС любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

        Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

        Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Варианты вопросов:

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

ПРИМЕРЫ:

Применение «Умный куб» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Мастер-класс

Я прелогаю разделиться на 2 группы. 1 группа будет придумывать вопросы для Умного куба по заданной теме. А 2 группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. ( развитие речи, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему НОД. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)

 НОД на тему «Квадрат»:

Объясни: что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему: квадрат не катиться?

Назови: элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи: как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай: что может быть квадратным.

Поделись: своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте

-Назови: какие бывают звуки?

-Сравни: гласные и согласные звуки

-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

-Предложи: сыграть в игру «Лилипуты и великан»

-Почему: дни согласные твердые , другие мягкие

-Придумай: слова которые бы начинались с согласного звука.

Использование приема "Умный куб" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.