Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
статья

Валентина Александровна Едемская

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т. е в интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edemskaya2_vystuplenie._doc.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Едемская В. А., инструктор по физической культуре

ГБДОУ Детский сад № 428 Московского района

г. Санкт-Петербурга

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Достигается высокий уровень активности, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т. е в интерес к математике.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах и т.д.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия и результат. Задача связана с программой непосредственно образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности сдерживаться, управлять своим поведением.

Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

По содержанию дидактические игры можно разделить на: математические, сенсорные, речевые.

Математические игры формируют у детей дошкольного возраста элементарные математических представлений. Благодаря этим играм воспитатель делает процесс обучения детей более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры учат малышей исследовать предметы, формируют представления о сенсорных образцах. Многие связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. Дети выделяют существенные признаки предметов, исследуя, сравнивая их.

Речевые игры развивают речь детей. Например, «Назови одним словом», «Закончи предложение», «Сравни предметы», «Какое бывает…», «Угадай».

Работа с использованием дидактических игр может быть распределена на три этапа.

Первый этап: создание предметно-развивающей среды, где будут соблюдены интересы и возможности каждого ребенка.

Второй этап: использование дидактических игр, направленных на развитие математических представлений. Каждое занятие – это игра, составленная из трех этапов разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей.   

Задания в форме дидактических игр и упражнений:

- позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности,

- позволяют давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка,

- будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку,

- активизируют деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения,

- делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать: — специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами; — разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; — занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; — отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое. — книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций. Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на НОД.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания - полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды: — геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; — «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.

Организованная в русле игровых технологий работа по математическому развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...

Консультация для родителей «Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников»

Математика — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) — это требует от каждого опр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников...

Статья: "Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников"

Дидактические игры занимают особое место в развитии дошкольников и являются самой доступной формой деятельности. Игра позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыс...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Данная статья исследует влияние игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. В работе освещены следующие вопросы:Почему игра является эффективным инструментом д...