Педагогический опыт работы по технике КСО
методическая разработка

Князева Юлия Фёдоровна

 Уважаемые коллеги хочу представить вам свой  педагогический опыт работы по программе коллективного обучения в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги хочу представить вам свой  педагогический опыт работы по программе коллективного обучения в детском саду.

Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко. Теоретические основы КСО сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:

  1. Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
  2. Парная – «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы).
  3. Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
  4. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает).

 К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят, справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.

Актуальность: В детском саду введение новой темы проводится фронтально, где в диалог вступают один педагог и все присутствующие воспитанники. При объяснении нового материала педагог использует разные средства демонстрации. Много смысловая информация доносится за одно занятие в течение 20-25 минут для всех присутствующих. Для получения обратной связи по восстановлении материала педагог организует, хоровые ответы или работают активные воспитанники. В действительности при такой форме новый материал воспитанниками усвоен по-разному (усвоили, возникли проблемы в понимании, или не восприняли материал).

Каждому воспитаннику не дается возможность усвоить новый материал с учетом индивидуальных особенностей и тем самым мы не получаем положительных результатов.

Возникает вопрос. Как организовать объяснения нового материала фронтально, но при этом учесть индивидуальность каждого воспитанника и от каждого получить положительный результат по усвоении полученного материала?

Главная задача заключается в адаптации фронтально-парных занятий для не читающих детей дошкольного возраста. Коллективый  способ обучения в детском саду, это ФРОНТАЛЬНО-ПАРНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Структура оригинала фронтально-парного занятия не меняется. Важность и ценность ФПЗ дробление материала по абзацам и подача новой темы по смысловым отрывкам. ФПЗ дает возможность разрушить полностью классно - урочную систему в детском саду. ФПЗ дает воспитателю возможность разнообразить изучение новой темы включая свою индивидуальную креативность и тем самым повысить интерес и любознательность воспитанника.

При введении новой темы в системе КО.  

 Вся тема делится на 2 или 3 части. (Зависит от объема темы и от возраста детей). Дети выполняют сначала первую часть, пройдя 4 этапа. Потом вторую.

1 Объяснение новой темы (фронтальная работа) или показ

видеофильма, презентации, демонтстрации картин или карточек...

Педагог формулирует задание для работы в парах. Для усвоения изложенного или

просмотренного материала можно предложить карточки с изображением данной темы

или схематизацию (конспектирование).

Дети восстанавливают, проговаривают изложенный педагогом материал используя.

карточки или схемы. И после этого встают в пары для воспроизведения каждый своей.

карточки или схемы. Если будет задействована схема, то работе в паре будет

предшествовать индивидуальная работа. То есть  каждый ребенок при общении с напарником

проверяет свои знания, дополняет напарника, если это нужно помогает. Педагог слушает,

корректирует, если надо помогает. Может проводить индивидуальную работу,  не отвлекая.

других детей. При этом слышит и видит каждого ребенка.

4.Обратная связь. (Обобщение, закрепление)

Анализ качества работы детей в парах.

Это может быть в виде

1.Вопрос - ответ

2.Небольшая викторина

3.Загадки

4.Методика «Взаимотренаж»

Понимание новой темы у детей педагог может увидеть уже в процессе работы в парах. Так как каждый ребёнок, даже самый молчун включается в работу.

Дошколята отлично овладевают методиками, активно работают в парах и в сводных группах

Табло планирования учебной и производственной деятельности даёт  возможность детям самостоятельно провести анализ своей деятельности.

  .                 -  ВЫПОЛНЯЮ

 ☺          -   ОБУЧИЛСЯ

 ☺    -  ОБУЧИЛ ДРУГОГО

C:\Личное\отчёт детсад 2018\ТМК\июнь\IMG_20180703_102211.jpg

ФЭМП  –  ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ООМ  –  ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ВОЗ  –  ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ

СГ  –  СВОДНАЯ ГРУППА

ПСС  –  ПАРЫ СМЕННОГО СОСТАВА

ВТ  –  ВЗАИМОТРЕНАЖ

В сводные группе или команде, каждый день меняется командир или управляющий, который представляет каждого участника  своей  команды, проводит рефлексию и представляет получение знаний команды в конце дня.

Работа в командах, пример:

Утро. Командир (индивидуально)  В моей команде 6 человек Иванов Саша, Сидоров Вова и т.д.

Наша команда «Солнышко» Девиз …. (фронтально)

Рефлексия: Моя команда «Солнышко» стихотворение в мнемотаблице «Доктор» выучили 2 ребенка  Маша, Саша, обучали Катю, Киру, 1 ребенок выучит дома.

В конце дня каждая команда получает смайл за викторины, загадки, игру.

Каждая команда имеет название и девиз.

C:\Личное\отчёт детсад 2018\ТМК\июнь\IMG_20180703_102217.jpg

КСО идеально подходит для работы в разновозрастной группе , классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала.

Результаты:

  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
  •  работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Педагогический опыт на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития т...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования....

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников" (экспериментальная работа)

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.Рисование прио...