Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»
материал

Фоминова Екатерина Владимировна

Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. 

ФГОС ДО и «Закон об образовании РФ» определяют одним из ключевых   направлений поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № 5

от 26.05.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  12.08.2021 г. № 77-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: 

Фоминова Екатерина Владимировна

учитель-логопед

Смоленск 2021г.

                               Пояснительная записка

Направленность программы

Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

ФГОС ДО и «Закон об образовании РФ» определяют одним из ключевых   направлений  поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Актуальность темы.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Отличительные особенности программы

Занятия кружка проводятся с использованием теории решения изобретательных задач – (ТРИЗ-технологии) и Кругов Луллия. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Адресат и объем программы

Программа рассчитана на 2 года и предназначена для детей  дошкольного возраста  – 5-7 лет.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает себя теоретические и практические занятия. Дети не только познают фольклор, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.)

Методы:

Наглядный:

1. Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;

2. Демонстрационный материал;

3. Наблюдение;

4. Рассматривание иллюстраций, информационных плакатов.

Словесный:

1. Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;

2. Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;

3. Исследование предметов, материалов, способов изготовления. Практический:

1. Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;

2. Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;

3. Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 учебных года, с сентября 2021 по май 2023 года. Программа содержит 36 часов.

Режим занятий

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Программа предполагает проведение дополнительных занятий один раз в две недели ( 2 раза в месяц) продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.

Формы организации занятий:

  • игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, речевой);
  • экскурсия, путешествие;
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  • прогулка в природу в разные сезоны;
  • развлечение;
  • проектирование решения проблемы;
  • познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
  • посещение гостей;
  • чтение, прослушивание сказки;
  • трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию  методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.

Принципы реализации программы:

  • доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
  • личностно-ориентированный подход;
  • изучение интересов и потребностей детей;
  • практическое участие и наглядное оформление;
  • творческий и индивидуальный подход к решению проблемы. 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.  

Цели и задачи реализации программы

Цель: способствовать формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.

Задачи программы:

Образовательные:

  • учить детей высказывать свои мысли по теме, побуждать составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему;
  • создать дополнительные условия для развития речевой активности детей на занятиях кружка;
  • обогащать словарный запас детей,
  • учить определять и называть интонацию услышанного произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать звуковую культуру речи: интонационную выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать связную речь (диалогическую, монологическую, описание и повествование);
  • развивать творческую фантазию,  умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы, используя дополнительный художественный материал.

Воспитательные:

  • сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику;
  • воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы.
  • вызвать желание самим  импровизировать, фантазировать, находить нужную информацию.

Ожидаемые результаты освоения Программы:

  • умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;
  • владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни;
  • наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;
  • развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Критерии результативности обучения:

  • придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;
  • придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;
  • придумывание  продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки);
  • сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.

Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться  через:

  • организацию педагогического наблюдения;
  • открытые мероприятия для детей и родителей;
  • творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы

Критерии результативности обучения:

  • Придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий

Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно словесные загадки на основе сравнений, противоречий;

Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого словесные загадки на основе сравнений, противоречий;

Низкий: Ребенок не может составить словесные загадки на основе сравнений, противоречий даже с опорой на вопросы педагога.

  • Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов.

Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно новые сказки, небылицы, рассказы;

Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого новые сказки, небылицы, рассказы

Низкий: Ребенок не может придумать новые сказки, небылицы, рассказы даже с опорой на вопросы педагога

  • Придумывание  продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки)

Высокий: Ребенок придумывает самостоятельно продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки).

Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки).

Низкий: Ребенок не может придумать продолжения прочитанных произведений даже с опорой на вопросы педагога.

  • Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.

Высокий: Ребенок сочиняет самостоятельно стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов.

Средний: Ребенок затрудняется придумать или придумывает с помощью взрослого стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов.

Низкий: Ребенок не может сочинить стихи, загадки, скороговорки с помощью рифмованных слов даже с опорой на вопросы педагога.

Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться  через:

  • организацию педагогического наблюдения;
  • открытые мероприятия для детей и родителей;
  • творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

п/п

фамилия, имя ребенка

Критерии результативности обучения

придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий

придумывание новых сказок, небылиц, рассказов

придумывание  продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки)

сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов

Общий уровень развития ребенка

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1-й срез проводится в сентябре 

2-й срез проводится в мае

ВВН – выше возрастной нормы

ВН -    возрастная норма

НВН - ниже возрастной нормы

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Программа предполагает проведение дополнительных занятий один раз в две недели (2 раза в месяц) продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.

Общее количество занятий в год – 18 занятий, общее количество занятий, предусмотренных программой – 36.

Учебный план работы

№ п/п

Название блока

Количество часов

1

«Угадайка»

9

2

«Сочиняйка»

6

3

«Вообразилия»

3

Итого:

18

Содержание учебного плана

Программа состоит из трех основных блоков:

1 блок – «Угадайка»;

2 блок – «Сочиняйка»;

3 блок – «Вообразилия».

Темы занятий кружка:  «Овощи – фрукты»;  «Хозяюшка Осень»;  «Деревня»;  «В мире много сказок»;  «Волшебница Зима»;  «Моя семья»;  «Весна красна»;  «Дикие животные»;  «Кем быть?».

Каждая тема может быть представлена в нескольких блоках.

Каждое занятие состоит из двух частей:

1 часть направлена на формирование культуры устной речи: артикуляционные упражнения, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений.

2 часть -  на формирование творческого мышления: дидактические игры, творческие задания, сюжетно-ролевые игры.    

 Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев проведения занятий.  

  1. блок «УГАДАЙКА»

Блок включает в себя отгадывание словесных загадок, стихов - добавлялок, загадки – рифмы, анализ загадок, сопоставление похожих предметов, нахождение сходства и различия. Творческие задания из программы ТРИЗ.

1 год обучения

«Овощи - фрукты»

Рассматривание  овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и качеств.

Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

«Хозяюшка Осень»

Занятие «Приметы осени».

Отгадывание словесных загадок об осенних явлениях, деревьях.

«Деревня»

Отгадывание словесных загадок о домашних животных, птицах и их детенышах.

Наблюдение за домашними животными, их повадками.        

«В мире много сказок» 

Рассматривание книг-сказок.

Рассказывание  стихов - добавлялок о сказочных героях.

 «Волшебница Зима»

Целевая прогулка «Приметы зимы».

Чтение стихов - добавлялок о зиме. Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей – совместное творчество детей и взрослых).

«Моя семья»

Отгадывание словесных загадок «Кто кем приходится».

Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.

«Весна – Красна»

Целевая прогулка «Приметы весны».

Чтение стихов – добавлялок о весне.

«Дикие животные»

Отгадывание словесных загадок о диких животных наших лесов и жарких стран.

«Кем быть?»

 Отгадывание  загадок - рифм о профессиях людей.

2 год обучения

«Овощи - фрукты»

Выделение особенностей внешнего вида и качеств овощей и фруктов, нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы.

Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

«Хозяюшка Осень»

Целевая прогулка «Осенний лес».

Отгадывание словесных загадок о ягодах, грибах.

Чтение стихов – добавлялок об осени.

«Деревня»

Загадывание загадок - рифм друг другу.

Сравнение и сопоставление домашних животных с различными явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы.

«В мире много сказок»

Отгадывание загадок о сказочных героях.

Литературная викторина.

«Волшебница Зима»

Целевая прогулка «Зимние забавы».

Отгадывание загадок - рифм  о зиме, снеге, зимних развлечениях, зимующих птицах.

«Моя семья»

Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между членами семьи.

Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.

«Весна – Красна»

Целевая прогулка «Весенние цветы».

Отгадывание загадок - рифм о весне, весенних явлениях, цветах.

Чтение стихов – добавлялок о весне.

«Дикие животные»

Отгадывание загадок - рифм о диких животных наших лесов и жарких стран.

Конкурс «Кто больше загадает загадок о животных».

«Кем быть?»

Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках».

  1. блок «СОЧИНЯЙКА»

 Блок предполагает сочинение рассказов, считалок, скороговорок, стихов, основанных на реальных явлениях. В  занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых  загадок на основе сравнения предметов, противоречий, сопоставлений.

1 год обучения

«Овощи – фрукты»

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием символов.

« Хозяюшка Осень»

Придумывание  словесных загадок об осенних явлениях природы на основе сравнения предметов.

«Деревня»

Придумывание загадок – рифм о домашних животных и птицах, выделяя характерные особенности.

«В мире много сказок»

Придумывание стихов – добавлялок о сказочных героях.

«Волшебница Зима»

Придумывание скороговорок и чистоговорок о снеге, морозе.

Составление рассказов о приметах зимы, зимних забавах.

«Моя семья»

Придумывание игры с пальчиками «Моя семья».

Придумывание ласковых слов о маме и бабушке.

«Весна - Красна»

Составление словесных загадок о приметах весны.

 «Кем быть?»

Придумывание считалок и стихов о профессиях людей.

Составление рассказов на тему «Кем ты хочешь быть?»

2 год обучения

«Овощи – фрукты»

Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах.

« Хозяюшка Осень»

Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится осень?»

Составление альбома «Хозяюшка Осень» (рисунки и рассказы – совместное творчество детей и взрослых).

«Деревня»

Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах.

Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей.

«В мире много сказок»

Придумывание загадок – рифм о сказках, сказочных героях.

«Волшебница Зима»

Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?»

 «Моя семья»

Сочинение стихов – добавлялок на тему «Моя семья».

Составление рассказов о своей семье по рисунку.

 «Весна - Красна»

Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?»

Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых)

«Кем быть?»

Составление альбома о профессиях (словесные загадки, рисунки).

  1. блок «ВООБРАЗИЛИЯ»

Блок предполагает придумывание небылиц, сказок. В  занятия данного блока также включены творческие задания на придумывание новых  сказок, изменение сюжета старых сказок, продолжение известных сказок, придумывание необычных героев (элементы программы ТРИЗ)

1 год обучения

«В мире много сказок»

Сочинение сказок на тему «Как звери встречают Новый год», с использованием графической аналогии.

Составление письма Деду Морозу.

«Моя семья»

Придумывание сказки для мамочки по опорным словам.

«Весна – Красна»

Придумывание небылиц «Когда это бывает?»

«Дикие животные»

Придумывание фантастических животных (рисунки, описательные рассказы).

2 год обучения

«В мире много сказок»

Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко».

Составление  письма Деду Морозу.

«Моя семья»

Придумывание сказки для мамочки.

«Весна – Красна»

Сочинение сказки «Весна в лесу».

 «Дикие животные»

Придумывание небылиц «Так бывает или нет?»

3 год обучения по программе «Речетворчество дошкольников» предполагает обобщение знаний и умений детей, полученных ранее, представление результатов практической (речевой) деятельности  через оформление книг, альбомов, стенгазет, выставок по всем темам.

Календарный учебный график на 2021-2022 год

(1 год обучения)

занятия

Блок

Организационные формы обучения

Тема

Содержание

Сентябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Овощи – фрукты»

  • Рассматривание  овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и качеств.
  • Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

2

«Сочиняйка»

«Угадайка»

Занятие  

«Овощи – фрукты»

  • Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием символов.
  • Загадывание загадок младшим дошкольникам.
  • Рассказывание описательных рассказов об овощах и фруктах.

Октябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Хозяюшка Осень»

  • Отгадывание словесных загадок об осенних явлениях, деревьях.

2

«Сочиняйка»

Занятие  

«Хозяюшка Осень»

  • Придумывание  словесных загадок об осенних явлениях природы на основе сравнения предметов.
  • Загадывание загадок младшим дошкольникам.

Ноябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Деревня»

  • Наблюдение за домашними животными, их повадками.
  • Отгадывание словесных загадок о домашних животных, птицах и их детенышах.

2

«Сочиняйка»

«Угадайка»

Занятие  

«Деревня»

  • Придумывание загадок – рифм о домашних животных и птицах, выделяя характерные особенности.
  • Загадывание загадок младшим дошкольникам.

Декабрь

1

«Угадайка»

«Сочиняйка»

Занятие  «В мире много сказок»

  • Рассматривание книг-сказок.
  • Рассказывание  стихов - добавлялок о сказочных героях.
  • Придумывание стихов – добавлялок о сказочных героях.

2

«Вообразилия»

«Угадайка»

Занятие  «В мире много сказок»

  • Сочинение сказок на тему «Как звери встречают Новый год»,  с использованием графической аналогии.
  • Составление письма Деду Морозу.
  • Рассказывание стихов о сказочных героях.

Январь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Волшебница Зима»

  • Занятие  «Приметы зимы».
  • Чтение стихов - добавлялок о зиме.

2

«Сочиняйка»

«Угадайка»

Занятие  

«Волшебница Зима»

  • Придумывание скороговорок и чистоговорок о снеге, морозе.
  • Составление рассказов о приметах зимы, зимних забавах.
  • Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей – совместное творчество детей и взрослых).

Февраль

1

«Угадайка»

«Сочиняйка»

Занятие  

«Моя семья»

  • Отгадывание словесных загадок «Кто кем приходится». Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.
  • Придумывание игры с пальчиками «Моя семья».

2

«Вообразилия»

«Сочиняйка»

Занятие  

«Моя семья»

  • Придумывание сказки для мамочки по опорным словам.
  • Придумывание ласковых слов о маме и бабушке.

Март

1

«Угадайка»

«Вообразилия»

Занятие  

«Весна – Красна»

  • Занятие  «Приметы весны».
  • Придумывание небылиц «Когда это бывает?»

2

«Сочиняйка»

«Угадайка»

Занятие  

«Весна – Красна»

  • Составление словесных загадок о приметах весны.
  • Чтение стихов – добавлялок о весне. Рассказывание небылиц.

Апрель

1

«Угадайка»

Занятие  

«Дикие животные»

  • Отгадывание словесных загадок о диких животных наших лесов и жарких стран.
  • Игра – путешествие «Где мы были мы не скажем, кого видели, покажем».

2

«Вообразилия»

«Угадайка»

Занятие  

«Дикие животные»

  • Придумывание фантастических животных (рисунки, описательные рассказы).
  • Конкурс «Кто отгадает больше загадок о животных».

Май

1

«Угадайка»

Занятие  

«Кем быть?»

  • Отгадывание  загадок - рифм о профессиях людей.
  • Чтение стихов – добавлялок о профессиях людей. Составление альбома «Все профессии важны».

2

«Сочиняйка»

Занятие  

«Кем быть?»

  • Придумывание считалок и стихов о профессиях людей.
  • Составление рассказов на тему «Кем ты хочешь быть?»

Календарный учебный график на 2022-2023  год

(2 год обучения)

занятия

Блок

Организационные формы обучения

Тема

Содержание

Сентябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Овощи – фрукты»

Выделение особенностей внешнего вида и качеств овощей и фруктов, нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы.

2

«Угадайка»

Занятие  

«Овощи – фрукты»

Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Овощи – фрукты»

Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах.

4

«Угадайка»

Развлечение  

«Овощи – фрукты»

Драматизация белорусской  народной сказки «Пых».

Октябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Хозяюшка Осень»

  • Занятие «Осенний лес».
  • Отгадывание словесных загадок о ягодах, грибах.

2

«Угадайка»

Занятие  

«Хозяюшка Осень»

Чтение стихов – добавлялок об осени.

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Хозяюшка Осень»

Сочинение рассказов на тему        «За что тебе нравится осень?»

4

«Сочиняйка»

Развлечение  

«Хозяюшка Осень»

Составление альбома  «Хозяюшка Осень»  

(рисунки и рассказы – совместное творчество детей и взрослых).

Ноябрь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Деревня»

Сравнение и сопоставление домашних животных с различными явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы.

2

«Угадайка»

Занятие

 «Деревня»

Загадывание загадок - рифм друг другу.

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Деревня»

Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах.

4

«Угадайка»

Развлечение  «Деревня»

Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей.

Декабрь

1

«Угадайка»

Занятие  «В мире много сказок»

Отгадывание загадок о сказочных героях.

2

«Сочиняйка»

Занятие  «В мире много сказок»

Придумывание загадок – рифм о сказках, сказочных героях.

3

«Вообразилия»

Занятие  «В мире много сказок»

Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко».  Составление  письма Деду Морозу.

4

«Угадайка»

Праздник  «В мире много сказок»

Литературная викторина для малышей.

Январь

1

«Угадайка»

Занятие  

«Волшебница Зима»

Занятие  «Зимние забавы».

2

«Угадайка»

Занятие  

«Волшебница Зима»

Отгадывание загадок - рифм  о зиме, снеге, зимних развлечениях.

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Волшебница Зима»

Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?»

4

«Угадайка»

Развлечение

«Волшебница Зима»

Рассказывание  стихов и рассказов о зиме  младшим дошкольникам собственного сочинения.

Февраль

1

«Угадайка»

Занятие  

«Моя семья»

Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между членами семьи. Чтение стихов – добавлялок о членах семьи.

2

«Сочиняйка»

Занятие  

«Моя семья»

Сочинение стихов – добавлялок на тему «Моя семья».

3

«Вообразилия»

Занятие  

«Моя семья»

Придумывание сказки для мамочки.

4

«Сочиняйка»

Развлечение  

«Моя семья»

Составление рассказов о своей семье по рисунку.

Март

1

«Угадайка»

Занятие  

«Весна – Красна»

Занятие  «Весенние цветы».

Чтение стихов – добавлялок о весне.

2

«Вообразилия»

Занятие  

«Весна – Красна»

Сочинение сказки «Весна в лесу».

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Весна – Красна»

Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?»

4

«Угадайка»

Развлечение

«Весна – Красна»

Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых). Отгадывание загадок - рифм о весне.

Апрель

1

«Угадайка»

Занятие  

«Дикие животные»

Отгадывание загадок - рифм о диких животных наших лесов и жарких стран.

2

«Угадайка»

Занятие  

«Дикие животные»

Игра – путешествие «Где мы были мы не скажем, кого видели,  расскажем».

3

«Вообразилия»

Занятие  

«Дикие животные»

Придумывание небылиц «Так бывает или нет?»

4

«Угадайка»

Занятие  

«Дикие животные»

Занятие  «Кто больше загадает загадок о животных».

Май

1

«Угадайка»

Занятие  

«Кем быть?»

Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках».

2

«Угадайка»

Занятие  

«Кем быть?»

Игра – путешествие «В страну профессий»

3

«Сочиняйка»

Занятие  

«Кем быть?»

Составление альбома о профессиях (словесные загадки, рисунки).

4

«Сочиняйка»

Занятие

«Кем быть?»

Составление альбома «Кем быть?» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых)

Способы и направления поддержки детской инициативы

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

  •  использование игровых мотиваций;
  •  использование сюрпризных моментов;
  •  включение игровых и сказочных персонажей;
  •  использование музыкального сопровождения соответствующего   характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
  •  использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
  •  «минутки общения»;
  •  групповые дела,  предусматривающие участие родителей и детей других групп;
  •  предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);
  •  поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:

  •       развивающие игры;
  •       игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
  •       динамические игры познавательного содержания;
  •       классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
  •       использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  •       познавательные беседы;
  •      вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
  •      сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
  •      обследование различных предметов;
  •       наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом   взрослых и т.д.;
  •      демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
  •      словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
  •       совместное обсуждение информации,   коллективное формулирование выводов, подведение итогов.  

Взаимодействие с семьями воспитанников

Принципы взаимодействия с родителями воспитанников:

  • доверительные отношения между родителями и педагогами;
  • родители полноправные партнеры воспитания и обучения детей;
  • единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
  • личная заинтересованность родителей – изменение  педагогической позиции родителей.

Формы сотрудничества с родителями воспитанников:

  • участие родителей в проведении занятий;
  • организация выставок работ детей;
  • наглядно-информационные материалы для родителей;
  • презентации деятельности для родителей;
  • участие родителей совместно с детьми в конкурсах, выставках;
  • помощь родителей в создании предметно-развивающей среды;
  • организация развлечений с участием родителей.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда,  имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Построение программы опирается на:

  • Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез. – 2014г.
  • Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г.
  • Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. -  2013г.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  • Корзун А.В.  Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.
  • Колодяжная Т.П. Речевое развитие в детском саду: новые подходы. – Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002.
  • Лазаренко О.И. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О.И. Лазаренко, Е.Б. Спорышева. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  • Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
  • Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  • Симановский А.Э Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
  • Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008.
  • Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. -  2013.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  •   Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. -М.: Гензис, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Речетворчество дошкольников»...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...