"Интеллектуальная готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)

Корепина Галина Евгеньевна

Консультация для родителей о готовности детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_gotovnost_rebenka.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К      ШКОЛЕ.

  «Быть готовым к школе – не значит  уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Леонид Абрамович

Интеллектуальная  готовность  ребёнка  к  школе  -  это  способность  будущего  школьника  к  овладению  такими  мыслительными  операциями,  как  анализ  и  синтез,  сравнение  и  обобщение,  классификация. Наиболее  важными  показателями  интеллектуальной  готовности  ребенка  к  обучению  в  школе  являются  характеристики  развития  его  мышления  и  речи.

Шестилетний  ребенок  способен  к  простейшему  анализу  окружающего  мира:  разведению  основного  и  несущественного,  несложным  рассуждениям,  правильным  выводам.  

Подготовку  ребёнка  к  школе  нередко  взрослые  понимают  как  накопление  им  определённой  суммы  знаний  и  поэтому  стараются  обучать  его  чтению,  письму,  счёту,  в  общем,  дать  ему,  так  сказать,  как  можно  больше  «умных»  сведений.  Главное  –  подготовить  ребёнка  к  учебному  труду.  Школа  ждёт  не  столько  «образованного»  ребёнка,  сколько  психологически  подготовленного  к  учебной  деятельности.  Следовательно,  он  должен  быть  усидчивым,  внимательным,  проявлять  усилие  воли,  терпение,  настойчивость  и,  конечно,  обладать  трудолюбием.  Ребёнок,  поступающий  в  школу,  должен  достичь  определённого  уровня  умственного  развития,  чтобы  справиться  с  новыми  задачами.  Ребёнок  должен  научиться  целенаправленно,  наблюдать,  сравнивать  предметы  и  явления,  видеть  черты  сходства,  различия,  выделять  главное  и  второстепенное.  К  старшему  дошкольному  возрасту,  дети  осваивают  рациональные  способы  обследования  свойств  явлений  и  предметов.    Опыт  показывает,  что  ребёнок,  неспособный  следить  за  ходом  рассуждения  педагога,  является  неготовым  к  школе.  Знания  обеспечивают  ребёнку  определённый  кругозор,  миропонимание,  опираясь  на  которые,  педагог  может  успешно  решать  задачи  обучения.  Старший  дошкольник  приобретает  правильные  ориентировки  в  разных  областях  действительности:  в  мире  живой  и  неживой  природы,  предметов  и  социальных  явлений.  

На  первом  месте  при  подготовке  детей  к  школе  стоят  всё-таки  занятия,  так  как  обучение  на  занятиях  помогает  детям  освоить  ряд  элементов  учебной  деятельности:  умение  внимательно  слушать  и  точно  следовать  указаниям,  подчинять  свои  действия  правилам,  осуществлять  элементарный  самоконтроль  и  самооценку. Непосредственное  отношение  к  предстоящей  учёбе  имеют  развивающиеся  к  концу  дошкольного  возраста  черты  произвольности  умственной  и  практической  деятельности,  навыки  коллективного  поведения  и  сотрудничества.  Необходимо научить  каждого  ребёнка  действовать  согласованно  со  сверстниками,  принимать  общую  цель  деятельности,  выдерживать  общий  темп,  проявлять  интерес к  работе  других  и  к  общим  результатам.  Это  помогает  детям  впоследствии  быстрее  привыкнуть  к  новым  условиям  школьного  обучения.  (Это  и  спортивные  соревнования,  и  ручной  коллективный  труд,  и  совместная  работа  на  занятиях).  Очень  важно  развивать  у  дошкольников  интерес  к  окружающему,  пытливость,  любознательность.  Для этого нужно  использовать  занятия  с  экспериментированием,  подталкивающие  детей  к  активной  поисковой  деятельности.  При  этом  дети  задают  много  вопросов,  пытаются  самостоятельно  найти  решение,  высказывают  оригинальные  догадки,  предположения. А  это  и  является  главным  мотивом  учёбы  в  школе.  (игры-экспериментирование дома- 

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. .)

Что должен знать старший дошкольник ? К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен  уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы; уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять; уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи. У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. Говорить  так,  чтобы  другие  понимали,  -  одно  из  важнейших  школьных  требований. ( Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.)

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточиться  на разной работе (например, написании элементов буквы). Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин; уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое происходит на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей....

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

     Интеллектуальная готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. В данной статье предложены способы выявления готовност...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка в школе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Готовность к школе - это многогранное понятие и включает в себя следующие аспекты готовности ребенка к обучению: интеллектуальная готовность, волевая готовность, мотивационная (личностная) готовность....