Мастер - класс «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды игр»
материал

Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_proforientatsiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад "Золотая рыбка»

                                                       

Мастер - класс

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды игр»

 

Составитель: Ярмаметова А.И., воспитатель

с. Салемал, 2021

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды игр».

   Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Как известно, профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, и направлена на решение следующих задач:

  • ознакомление с миром профессий;
  • изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
  • ознакомление с правилами выбора профессии;
  • мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребенка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в практике используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является игра, которая является  одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Кинорежиссер Григорий. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «я».

А сейчас, предлагаю вам ряд игр, которые вы можете применить в своей педагогической деятельности.

Одна из таких игр называется «Актер». (Игра «Актер») Пожалуйста разделитесь по парам. Выберите,  кто из вас будет выполнять роль зеркало, а кто актера. Задача актера выполнять мною сказанные движения, а задача зеркало отобразить движения актера.  (Улыбка, грусть, удивление), а теперь поменяйтесь ролями (страх,  подмигивание, влюбленность). Скажите, пожалуйста, что сложного было в этой игре? Как вы думаете, можно ли в такую игру поиграть с детьми? (Ответы педагогов). Спасибо.

Предлагаю окунуться в другую игру «Журналист» («Журналист» (Головоломка). Предлагаю (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрытая профессия)

РВАЧ = В  — (медработник)

ТЁРКА = А — (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К — (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М —  («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С — (младший медработник)

КРЕДИТОР = Д — (руководитель предприятия, начальник)

Подумайте, а в какой организации можно встретить все эти профессии вместе взятые? Спасибо, молодцы!

Игра «Назови профессию»

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (телерепортер)

              2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (орнитолог)

             3. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, комплектует заказы на медикаменты? (фармацевт)

              4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. (нотариус)

Игра «Волшебная палочка»

Участники стоят в кругу и передают по кругу мяч из рук в руки, при этом ведущий называет профессию, а участники быстро называют предмет, который относится к этой профессии. Например: доктор – градусник.

            Учитель – доска, мел, учебник…

            Строитель – кирпич, каска…

            Музыкант – ноты, скрипка…

            Шофер – машина, руль, рычаг…

            Продавец – касса, деньги…

            Банкир – деньги…

             Швея – иголка, нитки…и т.д.

  Фармацевт – лекарство.

 Парикмахер – ножницы, краска .

 Повар – кастрюли, ножи.

Стюардесса – самолёт, пассажиры.

Игра «Полицейский»

Коллеги ответьте на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1.На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2.Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3.Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкену? (велосипед)

4.Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

5.На чем летал старик Хатабыч? (На ковре-самолёте)

6.Личный транспорт Бабы-яги (Ступа)

7.На чем приехал в Ленинград человек  рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)

8.На чем катался Кай? (На санках)

9.В чем плыли по морям царица с младенцем в «Сказке о царице Султане»? (В бочке)

Как вы думаете, за что   полицейский может остановить бабушку? А теперь коллеги нужно разыграть сценку «За что полицейский останавливает бабушку».

Полицейский: Здравствуйте, бабушка.

                          Куда вы спешите?

Бабушка: О, мудрейший, хочу дорогу перейти. Слышал я, что в детском саду «Золотая рыбка» скоро показ модной одежды начнётся. Вот спешу  туда.

Полицейский: Не волнуйся, бабушка

                         Я вам помогу,

                          И через дорогу, бабуля

                          Я вас переведу.

            (Полицейский показывает пешеходный переход)

Полицейский: Вот обычный переход

                         По нему идёт народ,

                         Здесь специальная разметка

                        «Зеброю» зовется метка.

                         Белые полоски тут

                         Через улицу идут.

Полицейский: Бабушка, давайте я вам помогу дорогу перейти.

                       (помогает бабушке перейти через дорогу)

Полицейский: До свидания, бабушка.

Бабушка: До свидания, о мудрейший из мудрейших.

 Игра «Профессиональный прогноз»

Давайте вместе пофантазируем и подумаем, кем бы могли работать в наши дни герои известных сказок и мультфильмов?

              1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят». (пародистом)

             2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин. (бизнесменом, животноводом, председателем колхоза, фермером)

            3. Красная Шапочка. (Социальным работником)

Игра «Профсловарь»

     Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся  эти группы слов.

1.Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист). 

2.Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

3.Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).

4.Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)

5.Ясли, детский сад, игра, прогулка

Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.

Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.

Тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.

У меня в руках волшебный мешочек, каждый из Вас достает листочек и читает название.

Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится нам всем!

Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?

(ответы педагогов)

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

Как вы думаете?

Должны выполняться три условия:

Хочу ---мои желания.

Могу---способности и возможности.

Надо---востребованность профессии.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него

 всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям, а использование театрализованной деятельности в ранней профориентации нам в этом поможет.

Уважаемые коллеги, спасибо всем за внимание! Надеюсь, тема моего мастер-класса была актуальной и интересной для Вас.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ"

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный, сентябрь - декабрь.Участники проекта: педагоги группы, воспитанники, родители.Интеграция образовательных област...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...

Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...