Проект: «Дикие и домашние животные» .
проект (младшая группа)

Тема: «Дикие и домашние животные».

Участники: воспитанники второй младшей группы, педагог группы, родители.

Продолжительность: краткосрочный. 

 Тип проекта : Познавательно – развивающий

                      Актуальность проекта:

На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.

Благодаря проекту дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Проблема: В ходе занятий с детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные.

 

               Цели проекта:

- Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам;

- Создавать в группе условия для расширения представления о животных;

          - Привлечь родителей к сотрудничеству.

Задачи проекта:

-               Развивать элементарные представления о домашних и диких животных.  

-                Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за домашними животными;

-               Дать представления о потребностях животных для их роста и развития.

    Ожидаемые результаты:

-               понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;

-              привитие детям любви и бережного отношения к животным;

-               желание родителей завести домашнего питомца.

 

 

Формы организации проекта:

1. Беседа

2. ООД

3. Настольные игры

4. Рисование животных

5. Инсценировка сказки

6. Чтение художественной литературы.

7. Разучивание пальчиковых гимнастик «Зайка», «Котенок», «Мишки»

8. Создание макета «кто, где  живёт».

 

                                                 

 Этапы реализации проекта:

 1. Подготовительный:

-                  проведение работы с родителями о том, что нужно рассказать детям о домашних и диких животных.

-                 подготовка атрибутов. Сбор материала для создания макета «Кто ,где живёт»;

 -            составление плана работы;

-                 подбор наглядных материалов, стихи, загадки.

 2. Реализация проекта:

-      Провести занятия познавательного цикла.

-     Провести д/и «Кто где живёт», п/и «Найди свой дом».

-      Провести беседы с детьми на тему: «Дикие и домашние животные». 

-       Провести драматизацию сказки «Теремок».  

-      Проведение подвижных и сюжетно-ролевых игр на тему проекта.

  -Создание макета «кто ,где живёт».

      

 

 

Физическое развитие .

 Подвижная игра: «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Ловишки»,  «Бегите ко мне», «К дереву беги», «Гуси, гуси…», «День – ночь», «Солнышко и дождик».

Социально-коммуникативное развитие.

 Игра - драматизация «Кошкин дом», «Домашние животные»,«Воробушки и кот». Игровые упражнение – «Составь животное», «дорисуй животное», «Выбери животное».  Дидактические игры: «Кто где живет?», «Где чей домик?», «Животное домашнее или дикое?», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?»

 Познавательное развитие.

Рассматривание и сравнение кошки и собаки.  Беседы: «Кошка и собака - наши милые друзья».  

 

Речевое развитие .

 Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки и собаки" (игрушка), Рассматривание картины "Собака и щенки"

Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке»,  К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…».  

Заучивание: песенки, потешки:"Котик- коток", «Как у нашего кота…», А.Барто «У меня живет козленок».

 

Безопасность.

 

Беседа на тему: «Домашние  животные - наши друзья», «Безопасность при обращении с незнакомыми животными»

 

 

Предметно-развивающая среда . 

Сюжетные картины на тему «Домашние животные».   

Альбомы для рассматривания: «Домашние животные и их детеныши».                                                                                        

 Книжки-раскраски: «Мамы и малыши», «Домашние животные».

 

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе Тема: «Дикие и домашние животные».

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группавторая младшая.

 Тема: «Дикие и домашние животные»

 Цель: развитие у детей познавательных интересов, закрепить представления о домашних и диких животных. Дать представления о  внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Задачи:

1.Развивающая: развивать речь и активизировать словарь., слуховое и зрительное внимание, артикуляционный аппарат, эстетическое восприятие.

 

2.Обучающие: учить детей различать и называть домашних и диких животных (корова, собака, лошадь, заяц, волк, лиса, их детенышей, рассказывать об внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;

 

3.Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать животным. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, стремление участвовать в совместной деятельности.

 

4. Образовательные: формировать представление о времени года (осень). Учить различать животных живущих в лесу (где живут? Какие?). Уточнять представление о том, чем питаются дикие животные.

 

Методы и приемы использованные на занятие: игровые, словесные, наглядные,

Предварительная работа.

1.Чтение рассказов Ушинского, Бианки и сказок о домашних и диких животных «Колобок», «Рукавичка», «Бычок –смоляной бочок», «Лиса и журавль», «Зимовье», стихотворение А.Барто,

2.Настольные и дидактические игры «Запомни и назови», «Угадай кто это», «Чья это мама», «Найди общее»

3.Отгадывание загадок

4.Настольный театр о диких животных;

5.  ХДТ по теме дикие и домашние животные

6 просмотр презентаций; «Дикие животные нашего леса», «Кто где живет?», 

7.Музыкальное сопровождение  «Голоса диких животных». Песенки о животных

8.Расматривание наглядного материала, иллюстраций

9.Изготовление рисунков, поделок дома с родителями.

 

 

 

 

Ход занятия "Домашние и дикие животные"

 

Воспитатель: Проходите, ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: (здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята посмотрите в окно какая сегодня погода?

 (если дети затрудняются, помощь воспитателя пасмурная, хмурая, холодная или солнечная)

-А почему? Правильно  ребята на улице холодно и пасмурно, потому- что пришла поздняя осень

 

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.

-Ой, ребята, кто это там плачет за дверью?

 Сейчас посмотрю. (воспитатель вносит медведя).

Кто это?  Это маленький медвежонок! Но что он тут делает? 

Он совсем замерз.

Ведь медведи поздней осенью уже лежаться спать. А кто знает где спят медведи? Правильно в берлоге.

Воспитатель:  Я спрошу у медвежонка как он оказался в детском саду.

Оказывается медвежонок далеко ушел от дома и заблудился и не может найти дорогу домой.

Ребята обнимите Мишутку, пожалейте , погладьте его.

-Нужно Мишутке помочь! Поможем?

-Где же дом у медвежонка ребята? (в лесу) А я думала он живет рядом с нами.

Нет!  А почему?

Дети: Он  дикий  и поэтому живет в лесу! правильно

 

Воспитатель: -А, кто еще живет в лесу?  Помогите мишке найти его друзей, их  покажите ему.

Дети: (дети называют диких животных и выкладываю их на коврографе)

Воспитатель: А как одним словом можно назвать всех этих животных?

Воспитатель: Молодцы, верно "Дикие животные"

А почему же они так называются?

Живут в лесу и что еще можно про них сказать?

Они хищники ,сами добывают себе пищу и сами делают себе жилище.

 

Воспитатель со стола берет картинку "коровы "и выставляет ее с дикими животными и нарочно побуждает детей найти верный ответ.

Воспитатель: Ой, ребята вы забыли про еще одно животное!

(дети  доказывают воспитателю что он не прав)

А почему это не дикое животное и как его зовут?

Дети: Корова - это домашнее животное .

Воспитатель:  А что это за название домашнее животное? Подскажите мне.

Где живет корова?

Дети: На ферме,

Воспитатель:  рядом с кем? 

Дети : с человеком?

А что корова не может жить без человека и зачем она нужна человеку?

Дети: ответы детей

 Уточнения воспитателя: человек ухаживает за коровой, строит ей жилье, а корова замен дает молоко.

А как называется дом где живет корова?

дети : коровник.

А у вас ребята есть дом?  Давайте его сейчас построим.

Физминутка:

Я хочу, построить дом

Чтоб окошко было в нем

Что бы в доме дверь была

Рядом чтоб сосна росла,

Был -лужок , паслась овечка

Бегал, шустрый паучок

И такой хочу я дом что бы

Дружно жили в нем.

 

Я предлагаю вам прогуляемся на ферму посмотрим может там мама нашего медвежонка. Она ведь то же его ищет.

Звучит веселая музыка "Фермер песенку поет"  дети двигаются имитирую животных.

Куда мы пришли?  правильно на ферму! Может здесь его дом! (Нет)

И мамы его здесь нет!

Расскажите Мишутке, какие животные живут на ферме "Домашние"

Почему их так называют?

(живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, кормит)

Воспитатель: Назовите домашних животных. (ответы детей)

Что ест корова? (сено, траву)

Мишка а ты ешь сено.? Нет

А что ест Лошадь? (траву) Наверное траву он то же не ест

А кролик (морковку и капусту)

Ой ,мишутка качает головой.

А чем же нам накормить медвежонка ребята? (ягодами, медом, корешками, жучками)

Если медведи не живут на ферме куда же нам нужно отвести медвежонка? (дети в лес)

Мишка какой зверь домашний или дикий?

А как ходит  мишутка, косолапит, приваритесь что вы тоже маленькие бурые медведи и мы с вами потихоньку пойдем в лес.

Воспитатель:

Мишки косолапые по лесу идут,

Шишки собирают , ягодки жуют,

Берлогу себе роют и чтоб зимой заснуть.

. (дети как косолапые мишки подходят к "лесу" и выполняют движения по тексту)

 - А как нужно вести себя в лесу?

- Очень тихо, шуметь нельзя,  что бы не спугнуть зверей

Чьи-то следы тут?

Воспитатель: Посмотрите кто-то принес корзинку? Что же в ней? (дети заглядывают во внутрь корзинки. а там мед и малина) Наверное это мама медведица  приготовила медвежонку завтрак, а сама побежала его искать.

Неожиданно звучит рык медведицы. (музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Ой ребята нужно посадить под елочку медвежонка и потихоньку уходить.

А что там, на елке весит какое - то  письмо.  Интересно от кого оно?

 

Ребята , это письмо от Умки белого медвежонка. (показываю картинку белого медведя)

Он приглашает вас зимой, в путешествие по Северному полюсу, где познакомит вас со своими друзьями.

Передайте ему привет, помашите рукой.

Скоро уже зима, бурый мишка уснет в лесу в берлоге, а вот спит ли белый медведь мы об этом узнаем позже..

Мыс вами, помогли маленькому медвежонку вернуться домой. Но и нам пора возвращаться в детский сад. Мы пойдём по дорожке назад

Мы шагаем по дорожке.

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки.

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки

К солнышку и тучке.

Вот и пришли.

Воспитатель:

Вам понравилась прогулка ?

Где мы сегодня побывали? (на ферме)

А какие животные там живут? (домашние)

А где живет медведица  и медвежонок? ( в лесу)

А кто еще живет в лесу (белка, кабан, волк...)

А как можно одним словом их назвать? (дикие)

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – белочка,

Рыженькая девочка.

Этот пальчик – зайчик,

Зайчик – попрыгайчик.

Этот вот – лисичка,

Хитрая сестричка.

Этот – мишенька– медведь,

Любит громко пореветь.

Этот – серенький волчок.

Получился кулачок.

 

-Ой что случилось? Пока мы искали медвежонку мамы, все дети разбежались.

Помогите найти  мамам своих детей. Вот какие не послушные.

Вот вам по малышу! найдите свою маму.

(Воспитатель проводит дидактическую игру «Найди пару»

на доске вывешены мамы , а детеныши разложены  на столе, или раздаются в руки . дети выполняют задание)

Ответы детей:

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У свиньи поросенок

- У коровы – теленок

 - У белке - бельчонок

У лисы -лесенок

У зайчихи - зайчонок (берется 10 животных)

Молодцы!

 

Ребята  помогите мне закончить фразу

Косолапый как… (медведь).
Трусливый как… (заяц).
Злой как… (волк).
Хитрая как… (лиса).

Колючий как… (еж).
Рыжая как… (белка).

Хрюкающий как ...(кабан)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Задачи:

Образовательная:

ü расширять знания  детей о русских народных подвижных играх;

Развивающая:

ü приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;

ü  развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательная:

ü воспитывать уважение к сверстникам в игре;

ü воспитывать терпимость к товарищам, умение играть дружно, не ссорясь.

 

Описание игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Взрослый произносит:

 

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

 

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

 

 Подвижные игры

Подвижная игра «Весёлые зайчата»

Задачи:

Образовательная:

ü обогащать представление детей о млекопитающих леса

Развивающая:

ü упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость.

ü Побуждать к самостоятельности.

Воспитательная:

ü Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Условия игры: воспитатель рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселые зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках».

 Воспитатель говорит:

Маленькие домики

В лесу густом стоят.

Маленькие зайчики

В домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

Мама-зайчиха

По лесу бежала.

Лапкой она

Всем в окошко стучала.                    

 

Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «Ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

 

 

 

 

Подвижная игра: «Лиса в курятнике»

(для детей младшего возраста – сесть на скамейку, а старшего- встать на скамейку)

Задачи:

Образовательная:

ü дать представление о лисице, о её питании;

Развивающая:

ü развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увёртыванием, в ловле.

Воспитательная:

ü воспитывать умение вступать в игру, играть не толкая других детей, соблюдать условия игры.

 

 

Условия игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры,  дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться нанасест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

 

Дидактические игры для младшего возраста.

 Узнайте животного по описанию.

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

 Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

 Кто что ест.

 Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

 Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

 Кто как кричит.

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

 Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

 Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

 Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

 Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают. Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей. 

 

 

 

 

3. Заключительный.

 Подведение итогов в реализации проекта

 Продукт совместной деятельности: рисунки «дикие и домашние животные». Беседа на тему: «дикие и домашние животные».

Создание  макета «кто, где живёт».

Оформление проектной зоны «Дикие и домашние животные».

В результате проведенной работы дети понимают и знают:

-что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.

- как ухаживать за домашними животными.

- какую роль в природе играют дикие животные.

В результате проведенной работы мы отметили:

-   Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – домашним животным, диким животным.

Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проект был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних и диких животных, их роли в жизни человека, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.

Данный проект открыл удивительный мир диких и домашних животных. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают домашние животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Какое место в нашей жизни занимают дикие животные". И многие другие вопросы.

Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

                   Краткосрочный проект:

           «Дикие и домашние животные»

                   во второй младшей группе.

       

     

                                                             

           

  Выполнила : воспитатель 1 категории Старорусская В .А.

Тема: «Дикие и домашние животные».

Участники: воспитанники второй младшей группы, педагог группы, родители.

Продолжительность: краткосрочный.  

 Тип проекта : Познавательно – развивающий

                      Актуальность проекта:

На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.

Благодаря проекту дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Проблема: В ходе занятий с детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные.

               Цели проекта:

- Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам;

- Создавать в группе условия для расширения представления о животных;

          - Привлечь родителей к сотрудничеству.

Задачи проекта:

-               Развивать элементарные представления о домашних и диких животных.  

-                Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за домашними животными;

-               Дать представления о потребностях животных для их роста и развития.

    Ожидаемые результаты:

-               понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;

-              привитие детям любви и бережного отношения к животным;

-               желание родителей завести домашнего питомца.

Формы организации проекта:

1. Беседа

2. ООД

3. Настольные игры

4. Рисование животных

5. Инсценировка сказки

6. Чтение художественной литературы.

7. Разучивание пальчиковых гимнастик «Зайка», «Котенок», «Мишки»

8. Создание макета «кто, где  живёт».

                                                 

 Этапы реализации проекта:

 1. Подготовительный:

-                  проведение работы с родителями о том, что нужно рассказать детям о домашних и диких животных.

-                 подготовка атрибутов. Сбор материала для создания макета «Кто ,где живёт»;

 -            составление плана работы;

-                 подбор наглядных материалов, стихи, загадки.

 2. Реализация проекта:

-      Провести занятия познавательного цикла.

-     Провести д/и «Кто где живёт», п/и «Найди свой дом».

-      Провести беседы с детьми на тему: «Дикие и домашние животные». 

-       Провести драматизацию сказки «Теремок».  

-      Проведение подвижных и сюжетно-ролевых игр на тему проекта.

  -Создание макета «кто ,где живёт».

       

Физическое развитие .

 Подвижная игра: «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Ловишки»,  «Бегите ко мне», «К дереву беги», «Гуси, гуси…», «День – ночь», «Солнышко и дождик».

Социально-коммуникативное развитие.

 Игра - драматизация «Кошкин дом», «Домашние животные»,«Воробушки и кот». Игровые упражнение – «Составь животное», «дорисуй животное», «Выбери животное».  Дидактические игры: «Кто где живет?», «Где чей домик?», «Животное домашнее или дикое?», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?»

 Познавательное развитие.

Рассматривание и сравнение кошки и собаки.  Беседы: «Кошка и собака - наши милые друзья».  

Речевое развитие .

 Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки и собаки" (игрушка), Рассматривание картины "Собака и щенки"

Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке»,  К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…».  

Заучивание: песенки, потешки:"Котик- коток", «Как у нашего кота…», А.Барто «У меня живет козленок».

Безопасность.

Беседа на тему: «Домашние  животные - наши друзья», «Безопасность при обращении с незнакомыми животными»

Предметно-развивающая среда .  

Сюжетные картины на тему «Домашние животные».   

Альбомы для рассматривания: «Домашние животные и их детеныши».                                                                                        

 Книжки-раскраски: «Мамы и малыши», «Домашние животные».

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе Тема: «Дикие и домашние животные».

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группавторая младшая.

 Тема: «Дикие и домашние животные»

 Цель: развитие у детей познавательных интересов, закрепить представления о домашних и диких животных. Дать представления о  внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Задачи:

1.Развивающая: развивать речь и активизировать словарь., слуховое и зрительное внимание, артикуляционный аппарат, эстетическое восприятие.

 

2.Обучающие: учить детей различать и называть домашних и диких животных (корова, собака, лошадь, заяц, волк, лиса, их детенышей, рассказывать об внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;

 

3.Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать животным. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, стремление участвовать в совместной деятельности.

 

4. Образовательные: формировать представление о времени года (осень). Учить различать животных живущих в лесу (где живут? Какие?). Уточнять представление о том, чем питаются дикие животные.

 

Методы и приемы использованные на занятие: игровые, словесные, наглядные,

Предварительная работа.

1.Чтение рассказов Ушинского, Бианки и сказок о домашних и диких животных «Колобок», «Рукавичка», «Бычок –смоляной бочок», «Лиса и журавль», «Зимовье», стихотворение А.Барто,

2.Настольные и дидактические игры «Запомни и назови», «Угадай кто это», «Чья это мама», «Найди общее»

3.Отгадывание загадок

4.Настольный театр о диких животных;

5.  ХДТ по теме дикие и домашние животные

6 просмотр презентаций; «Дикие животные нашего леса», «Кто где живет?», 

7.Музыкальное сопровождение  «Голоса диких животных». Песенки о животных

8.Расматривание наглядного материала, иллюстраций

9.Изготовление рисунков, поделок дома с родителями.

 

 

 

 

Ход занятия "Домашние и дикие животные"

 

Воспитатель: Проходите, ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: (здороваются с гостями)

Воспитатель: Ребята посмотрите в окно какая сегодня погода?

 (если дети затрудняются, помощь воспитателя пасмурная, хмурая, холодная или солнечная)

-А почему? Правильно  ребята на улице холодно и пасмурно, потому- что пришла поздняя осень

 

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.

-Ой, ребята, кто это там плачет за дверью?

 Сейчас посмотрю. (воспитатель вносит медведя).

Кто это?  Это маленький медвежонок! Но что он тут делает? 

Он совсем замерз.

Ведь медведи поздней осенью уже лежаться спать. А кто знает где спят медведи? Правильно в берлоге.

Воспитатель:  Я спрошу у медвежонка как он оказался в детском саду.

Оказывается медвежонок далеко ушел от дома и заблудился и не может найти дорогу домой.

Ребята обнимите Мишутку, пожалейте , погладьте его.

-Нужно Мишутке помочь! Поможем?

-Где же дом у медвежонка ребята? (в лесу) А я думала он живет рядом с нами.

Нет!  А почему?

Дети: Он  дикий  и поэтому живет в лесу! правильно

 

Воспитатель: -А, кто еще живет в лесу?  Помогите мишке найти его друзей, их  покажите ему.

Дети: (дети называют диких животных и выкладываю их на коврографе)

Воспитатель: А как одним словом можно назвать всех этих животных?

Воспитатель: Молодцы, верно "Дикие животные"

А почему же они так называются?

Живут в лесу и что еще можно про них сказать?

Они хищники ,сами добывают себе пищу и сами делают себе жилище.

 

Воспитатель со стола берет картинку "коровы "и выставляет ее с дикими животными и нарочно побуждает детей найти верный ответ.

Воспитатель: Ой, ребята вы забыли про еще одно животное!

(дети  доказывают воспитателю что он не прав)

А почему это не дикое животное и как его зовут?

Дети: Корова - это домашнее животное .

Воспитатель:  А что это за название домашнее животное? Подскажите мне.

Где живет корова?

Дети: На ферме,

Воспитатель:  рядом с кем? 

Дети : с человеком?

А что корова не может жить без человека и зачем она нужна человеку?

Дети: ответы детей

 Уточнения воспитателя: человек ухаживает за коровой, строит ей жилье, а корова замен дает молоко.

А как называется дом где живет корова?

дети : коровник.

А у вас ребята есть дом?  Давайте его сейчас построим.

Физминутка:

Я хочу, построить дом

Чтоб окошко было в нем

Что бы в доме дверь была

Рядом чтоб сосна росла,

Был -лужок , паслась овечка

Бегал, шустрый паучок

И такой хочу я дом что бы

Дружно жили в нем.

 

Я предлагаю вам прогуляемся на ферму посмотрим может там мама нашего медвежонка. Она ведь то же его ищет.

Звучит веселая музыка "Фермер песенку поет"  дети двигаются имитирую животных.

Куда мы пришли?  правильно на ферму! Может здесь его дом! (Нет)

И мамы его здесь нет!

Расскажите Мишутке, какие животные живут на ферме "Домашние"

Почему их так называют?

(живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, кормит)

Воспитатель: Назовите домашних животных. (ответы детей)

Что ест корова? (сено, траву)

Мишка а ты ешь сено.? Нет

А что ест Лошадь? (траву) Наверное траву он то же не ест

А кролик (морковку и капусту)

Ой ,мишутка качает головой.

А чем же нам накормить медвежонка ребята? (ягодами, медом, корешками, жучками)

Если медведи не живут на ферме куда же нам нужно отвести медвежонка? (дети в лес)

Мишка какой зверь домашний или дикий?

А как ходит  мишутка, косолапит, приваритесь что вы тоже маленькие бурые медведи и мы с вами потихоньку пойдем в лес.

Воспитатель:

Мишки косолапые по лесу идут,

Шишки собирают , ягодки жуют,

Берлогу себе роют и чтоб зимой заснуть.

. (дети как косолапые мишки подходят к "лесу" и выполняют движения по тексту)

 - А как нужно вести себя в лесу?

- Очень тихо, шуметь нельзя,  что бы не спугнуть зверей

Чьи-то следы тут?

Воспитатель: Посмотрите кто-то принес корзинку? Что же в ней? (дети заглядывают во внутрь корзинки. а там мед и малина) Наверное это мама медведица  приготовила медвежонку завтрак, а сама побежала его искать.

Неожиданно звучит рык медведицы. (музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Ой ребята нужно посадить под елочку медвежонка и потихоньку уходить.

А что там, на елке весит какое - то  письмо.  Интересно от кого оно?

 

Ребята , это письмо от Умки белого медвежонка. (показываю картинку белого медведя)

Он приглашает вас зимой, в путешествие по Северному полюсу, где познакомит вас со своими друзьями.

Передайте ему привет, помашите рукой.

Скоро уже зима, бурый мишка уснет в лесу в берлоге, а вот спит ли белый медведь мы об этом узнаем позже..

Мыс вами, помогли маленькому медвежонку вернуться домой. Но и нам пора возвращаться в детский сад. Мы пойдём по дорожке назад

Мы шагаем по дорожке.

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки.

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки

К солнышку и тучке.

Вот и пришли.

Воспитатель:

Вам понравилась прогулка ?

Где мы сегодня побывали? (на ферме)

А какие животные там живут? (домашние)

А где живет медведица  и медвежонок? ( в лесу)

А кто еще живет в лесу (белка, кабан, волк...)

А как можно одним словом их назвать? (дикие)

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – белочка,

Рыженькая девочка.

Этот пальчик – зайчик,

Зайчик – попрыгайчик.

Этот вот – лисичка,

Хитрая сестричка.

Этот – мишенька– медведь,

Любит громко пореветь.

Этот – серенький волчок.

Получился кулачок.

 

-Ой что случилось? Пока мы искали медвежонку мамы, все дети разбежались.

Помогите найти  мамам своих детей. Вот какие не послушные.

Вот вам по малышу! найдите свою маму.

(Воспитатель проводит дидактическую игру «Найди пару»

на доске вывешены мамы , а детеныши разложены  на столе, или раздаются в руки . дети выполняют задание)

Ответы детей:

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У свиньи поросенок

- У коровы – теленок

 - У белке - бельчонок

У лисы -лесенок

У зайчихи - зайчонок (берется 10 животных)

Молодцы!

 

Ребята  помогите мне закончить фразу

Косолапый как… (медведь).
Трусливый как… 
(заяц).
Злой как… 
(волк).
Хитрая как… 
(лиса).

Колючий как… (еж).
Рыжая как… 
(белка).

Хрюкающий как ...(кабан)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Задачи:

Образовательная:

ü расширять знания  детей о русских народных подвижных играх;

Развивающая:

ü приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом;

ü  развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательная:

ü воспитывать уважение к сверстникам в игре;

ü воспитывать терпимость к товарищам, умение играть дружно, не ссорясь.

 

Описание игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Взрослый произносит:

 

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

 

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

 

 Подвижные игры

Подвижная игра «Весёлые зайчата»

Задачи:

Образовательная:

ü обогащать представление детей о млекопитающих леса

Развивающая:

ü упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость.

ü Побуждать к самостоятельности.

Воспитательная:

ü Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Условия игры: воспитатель рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселые зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках».

 Воспитатель говорит:

Маленькие домики

В лесу густом стоят.

Маленькие зайчики

В домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

Мама-зайчиха

По лесу бежала.

Лапкой она

Всем в окошко стучала.                    

 

Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «Ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

 

 

 

 

Подвижная игра: «Лиса в курятнике»

(для детей младшего возраста – сесть на скамейку, а старшего- встать на скамейку)

Задачи:

Образовательная:

ü дать представление о лисице, о её питании;

Развивающая:

ü развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увёртыванием, в ловле.

Воспитательная:

ü воспитывать умение вступать в игру, играть не толкая других детей, соблюдать условия игры.

 

 

Условия игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры,  дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться нанасест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Дидактические игры для младшего возраста. 

 Узнайте животного по описанию. 

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

 Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

 Кто что ест.

 Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

 Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

 Кто как кричит.

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

 Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

 Животные и их малыши. 

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

 Кто где стоит. 

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

 Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают. Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей. 

 

3. Заключительный.

 Подведение итогов в реализации проекта

 Продукт совместной деятельности: рисунки «дикие и домашние животные». Беседа на тему: «дикие и домашние животные».

Создание  макета «кто, где живёт».

Оформление проектной зоны «Дикие и домашние животные».

В результате проведенной работы дети понимают и знают:

-что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.

- как ухаживать за домашними животными.

- какую роль в природе играют дикие животные.

В результате проведенной работы мы отметили:

-   Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – домашним животным, диким животным.

Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проект был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних и диких животных, их роли в жизни человека, на формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.

Данный проект открыл удивительный мир диких и домашних животных. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают домашние животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Какое место в нашей жизни занимают дикие животные". И многие другие вопросы.

Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дикие и домашние животные Смоленской области"

Отчет-презентация проекта для детей раннего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ (их опыта работы)...

Познавательно-творческий проект «Дикие и домашние животные»

Познакомить детей с многообразием животного мира нашей планеты.Объяснить различия между домашними и дикими животными.Научить детей правильному общению с домашними животными.Воспитать бережное отношени...

Проект "Дикие и домашние животные"

Проект "Дикие и домашние животные"...

проект "дикие и домашние животные"

- формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать любовь к животному миру...

Проект "Дикие и домашние животные" для детей младшего дошкольного возраста.

Цель игры: Закрепление знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение ра...