«Развитие творческих способностей детей, посредством нетрадиционных техник рисования» 2020 – 2021 г.
план-конспект занятия (младшая группа)

Ирина Григорьевна Карелина

    Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является нетрадиционное рисование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobrazovanie_2020-21.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования:

«Развитие творческих способностей  детей, посредством нетрадиционных техник рисования»

 2020 – 2021 г.

Воспитатель: Карелина И.Г.

2020 г.

    Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является нетрадиционное рисование.

   Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

   Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

   Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

   Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.

   Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме;

2. изучить процесс развития творческих способностей;

3. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;

4. разработать перспективный план работы с детьми;

5. подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

6. раскрыть особенности творческого развития детей среднего возраста и его связь с интересами и эмоциями;

7. определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей;

8. определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности;

9. разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей.

   Предполагаемый результат: формирование творческих способностей произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми среднего возраста использовать изодеятельность.

   Виды и техники нетрадиционного рисования:

   Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных  этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

   Дети среднего возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм  (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Изучение методической литературы по теме:

 1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

 2. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ТЦ Сфера» 2016.

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: 2017.

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Каро, 2007.

 6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

Содержание работы по теме

Срок

Формы работы

Отметка о выполнении

1

Подбор литературы по выбранной теме

Сентябрь

1.Изучение литературы по данной теме, отбор технологий.

2.Разработка перспективного плана сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в средней группе, кружковая работа «Волшебный мир красок».

2

«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Октябрь

Консультация для родителей

3

«Нетрадиционные способы рисования»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Создание картотеки нетрадиционных способов рисования в средней группе

4

«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»

Январь

Консультация для родителей

5

 «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования)

Февраль

Мастер-класс для педагогов

6

 «Организация самостоятельной

изобразительной деятельности детей»

Март

Памятка для родителей

7

 «Мои успехи!»

Апрель

Оформление портфолио с творческими работами воспитанников

8

  1. Отчёт по теме самообразования.
  2. Выставка детских работ «Мир фантазий»

Май

Итоговая выставка детских работ.

Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома

   Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от произведений искусства,тем не менее, изодеятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромное значение для развития ребенка.

Что же происходит, когда ребенок рисует, лепит, делает аппликацию?

   Закрепляются и уточняются представления об окружающем мире, т.к. ребенок изображает не предмет (явление), а то, что о нем знает. Изодеятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к действительности.

   Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и запоминать, планировать и анализировать, воображать и фантазировать. Спрашивать и рассказывать, и объяснять. Другими словами, развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).

   Укрепляется мелкая мускулатура рук, развивается ручная моторика.

   Формируется, и развиваются самостоятельность, целеустремленность, умение приложить волевые усилия (произвольность), желание сделать, что-то для других людей.

Для тог чтобы сама изодеятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома.

  • Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте
  • Наличие и разнообразных материалов(бумага , акварель, штампики, кисти, гуашь и многое другое)
  • Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте (за исключением ножниц), чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.

   Заведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо если есть возможность найти практическое применение рисунку (аппликацию) оформить в рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку.

Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу, для развития изодеятельности ребенка.

   Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки.

Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические.

   Организуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т.к. именно он является основой творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

Формирование у детей творческих способностей, посредством нетрадиционной техники аппликации (фетр).

laquo;Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспита...

Проектирование процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования...

Мастер- класс как форма работы с родителями на тему: «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»

Мастер-класс «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»...

План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....

Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...