Воспитание чувства коллективизма у дошкольников.
статья (средняя группа)

Данный материал может быть полезен воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 на тему: «Воспитание у дошкольников чувства коллективизма»

                         Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

            Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.

          Коллективизм - нравственное качество, которое проявляется в чувстве    товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.

         Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний.

     Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, сопереживания и др. Под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в общей деятельности, в коллективных занятиях у старших дошкольников формируются качества "общественности" (А.П.Усова).

        К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль.

Формирование детского коллектива проходит ряд этапов:

1 этап. Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 чело- век), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всого игрой
Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.

2этап, Его основная задача - сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместное деятельности - игровой, трудовой.

 3этап - более высокий этап формирования детского коллектива, характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они . сами создают объединения, регулирует свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Появляется осознание себя как части, общего, как члена коллектива. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, поддерживает хороших организаторов коллективных дел.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия:

- коллективная деятельность детей;

- совместные переживания;

- сплоченность коллектива работников детского сада.

Потребность в общении со сверстниками проявляется, у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует их общение, налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам.

      У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития коллективных взаимоотношений: в обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Например, ребенок нередко приходит в детский сад  не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа воспитателя  приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.  Важная задача воспитателя - формировать организаторские умения у всех детей.

Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой.  На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. Активная позиция  воспитателя  проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое   наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности;  он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает воспитателя формировать у детей умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость. В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.
        Совместная деятельность, интересная и доступная детям 
среднего дошкольного возраста (совместная игра, общие занятия, участие в бытовых процессах, выполнение трудовых обязанностей), является главным условием, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.

Успешное формирование коллективных взаимоотношений зависит от целого ряда причин:

-от имеющегося у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, полученных ими,

-от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания,

- от умения воспитателя видать особенности развития каждого ребенка,опираться на его положительные качества.

      Не менее важно учитывать и влияние детей друг на друга. Это

влияние успешнее всего осуществляется в небольших детских объединениях, возникающих в совместной игре или труде. Воспитатель. должен поддерживать общение детей, предоставлять им возможность для самостоятельных действий и решений.

      Учитывая склонность детей к подражанию, нужно всемерно поощрять их стремление научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.

      Например, нескольким детям дается задание протереть мебель или листья комнатных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать интересно и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать свои действия, договариваться до начала совместной игры или труда. Этому способствуют вопросы воспитателя: кто с кем будет играть? Кто кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают дежурному завязать фартук и т. д. Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявлении уважения и внимания друг к другу.

        Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Воспитатель формирует у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива.

          Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения ( «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с детьми на этические темы. Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения, рассматривание картин и иллюстрация соответствующей тематики, проводит этические беседы.

                Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей   сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним. Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и  детей. .

            Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени  сформирован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа  с родителями и детьми о воспитании детей, привитии им вежливости и доброжелательности....

Обобщение опыта "Воспитание чувства доброты у дошкольников"

Работа с родителями и детьми в воспитании детей в детском саду...

Консультация "Воспитание чувства патриотизма у дошкольников"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно ...

Воспитание чувства ритма у дошкольников

Ритмическое чувство, или, как его называют «ритмический слух», является важнейшей составной частью музыкальной одарённости, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведен...

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников

  Предполагается, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:доминантой его содержания является нравственный компонент;оно строится с у...

"Воспитание чувства патриотизма у дошкольников"

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, родной улице, Родине...

Воспитание чувства гражданственности у дошкольников

. Помочь ребенку стать настоящим гражданином и патриотом  Родины – долг родителей и педагогов.  Результат работы будет лучше и эффективнее, если есть  преемственность семьи и детского с...